Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Закон развития.

В результате организационных процессов в системах раз­личной природы происходят постоянные изменения; системы находятся в динамическом режиме — развитии. Вся природа участвует в этом процессе, изобретает соответствующие скла­дывающимся условиям новые формы организации, новые спо­собы действия, а механизмы отбора по определенным прави­лам отсеивают те формы организации, которые не отвечают «гармонии сегодняшнего дня», равновесию систем. В резуль­тате конкурентной борьбы элементов системы за ресурсы, ко­торые обеспечивают равновесие всей системы, часть элемен­тов неизбежно гибнет и замещается зарождающимися новы­ми, более соответствующими сложившимся условиям.
Всякая система в реальной среде подвержена случайным отклонениям от равновесия, и если она находится в неустой­чивом состоянии, то из-за взаимодействия с внешней средой эти колебания усиливаются и в конце концов приводят к лик­видации прежних порядка и структуры. Этот деструктивный аспект дополняется затем конструктивным, состоящим в том, что в результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению, вследствие чего в си­стеме возникают кооперативные процессы и спонтанно фор­мируются новый порядок и новое равновесие.
Формирование и развитие новых структур непосредствен­но связаны с действием случайных факторов. Мысль о том, что без случайного невозможно появление нового, высказанная в форме догадки еще античным философом Демокритом, нашла подтверждение в синергетике, теории механизма отбора. Развитие — это накопление изменений, а началом любого развития служат случайные изменения, которые постепенно приводят к неустойчивости системы. В результате воздействия большего числа случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование, возникают процессы, сопровождающиеся взаимодействием элементов вновь образующейся структуры. По какому пути пойдет дальнейшая эволюция, какая альтернатива будет выбрана системой, во многом зависит от случайных факторов и внутреннего состояния системы.
Механизм развития обусловлен самоорганизацией и механизмом отбора, условия которого не остаются постоянными.
В обыденном сознании понятие «развитие» ассоциируется с улучшением состояния системы. Однако направления развития могут быть различными. Возможно прогрессивное развитие систем — переход от низшего к высшему уровню, от прост к сложному, от менее совершенного — к более совершенному и регрессивное — обратное движение.
Переход от низшего уровня к более высокому не означает повышения упорядоченности или устойчивости: нет ничего устойчивее атомного уровня — атомов низших порядков номеров, а упорядоченность кристалла максимальна. Переход к следующему уровню — это прежде всего усложнение связей со средой. С переходом к более высокому структурному уровню система оказывается в более сложной среде.
Объективным критерием усложнения структуры как следствия перехода к более высокому уровню является соотношения системы и среды. Усложнение выражается в увеличении границы соприкосновения со средой. Чем прогрессивнее система (стоит на более высоком иерархическом уровне), тем разнообразнее ее связи с внешней средой. Количественной мерой прогресса служит информация, заключенная в структуре си темы. Количество информации, приобретаемой в результате прогрессивного преобразования, равно количеству неопределенности, которое при этом уничтожается. В молекуле больше информации, чем в атоме, в клетке — больше, чем в молекуле, в организме — больше, чем в клетке, и т. д.
В отличие от прогресса регресс характеризуется уменьшением разнообразия, т. е. уменьшением количества информации.
Прогресс и регресс — диалектически взаимосвязанные процессы. Одного нет без другого. Прогресс и регресс — это составляющие процесса развития, обеспечивающего эволюцию систем, их качественную определенность и изменение окружающего мира.
Суть закона развития — непрерывные изменения систем, обусловливающие их переход с одного уровня иерархии на другой и появление новых эмерджентных свойств.

6. Закон композиции и пропорциональности.
Организация представляет собой единый, целостный раз­вивающийся объект, для которого как для целенаправленной динамической самонастраивающейся системы характерна тенденция к объединению.
Формирование объединений различного уровня происхо­дит в соответствии с законом композиции и пропорциональ­ности, который утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к соз­данию устойчивых объединений с соблюдением принципов со­размерности и пропорциональности.
Указанная тенденция реализуется, прежде всего, в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания, что особенно характерно для современных организаций, работающих в условиях глобализации экономи­ческой и политической деятельности мирового сообщества. На этом фоне происходит активное формирование организа­ций «мирового масштаба», которые принято называть над организациями, поскольку они регулируют или влияют на рабо­ту таких больших организационных систем, как целые госу­дарства.
Формирование надорганизаций началось с конца XIX века. Кратко охарактеризуем деятельность некоторых наиболее из­вестных международных организаций.
Одной из первых организаций мирового уровня стала мас­совая международная организация пролетариата — 1-й Ин­тернационал (1864-1876 гг.) Его основателями и руководите­лями были К. Маркс и Ф. Энгельс. На почве 1-го Интернацио­нала в 1889 году был основан 2-й Интернационал — международное объединение рабочих партий. Предпосылками его создания явились рост рабочего движения в условиях перехода от домонополистического капитализма к империа­лизму и широкое распространение во всем мире марксистских идей. Позже был создан 3-й (коммунистический, 1919-1943 гг.) и затем 4-й (международное троцкистское объедине­ние, 1938 г.) Интернационалы.
Сразу после второй мировой войны была создана Органи­зация объединенных нации (ООН), устав которой вступил в силу 24 октября 1945 года. Решения и действия ООН отража­ют складывающееся соотношение сил между государствами мира, отслеживая преобладающие тенденции мировой жизни. ООН вносит полезный вклад в осуществление целей и прин­ципов, провозглашенных в ее уставе. Эта организация представляет собой важнейший инструмент содействия урегулиро­ванию актуальных международных политических проблем.
Организация объединенных наций по вопросам образова­ния, науки и культуры — ЮНЕСКО (United Nations Educational Scientific and Cultural Organization — UNESCO). Устав ЮНЕСКО разработан на Учредительной конференции в ноябре 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года. Целью ЮНЕСКО являются: содействие миру и международной безо­пасности путем развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеоб­щего уважения основных прав и свобод человека без различия рас, пола, языка или религии. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов, среди которых ликвидация неграмотности, содействие в подготовке национальных кадров, изу­чение национальных культур, проблемы океанографии, био­сферы, геологии, социальных наук, информации.
Организация американских государств — ОАГ (Organization de los estados americanos), созданная 30 апреля 1948 года на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавше­го с 1889 года. Провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте, урегулиро­вание споров между государствами — членами ОАГ мирным путем; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими госу­дарствами.
Организацией мирового уровня является и военно-политический союз НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), деятельность которого началась в разгар «холод­ной войны» на основе Североатлантического договора, подпи­санного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года.
Список организаций мирового уровня можно было бы про­должить. Это и Организация европейского экономического сотрудничества и развития, и Всемирная торговая организа­ция, и многие другие.
Что касается деловых организаций, то применительно к ним закон композиции и пропорциональности выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными парт­нерами. Если речь идет об организациях производственного типа, то в качестве таких партнеров в первую очередь высту­пают поставщики сырья, материалов, комплектующих изде­лий, а также организации, осуществляющие сбыт продукции. При этом обязательно должен соблюдаться принцип пропор­циональности или соотносительности всех составных элемен­тов объединенной организационной системы.
По мере развития и завоевания определенного сектора рынка налаживается взаимодействие не только с партнерами, но и с потребителями производимого организацией продукта или оказываемых услуг, а также с конкурирующими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. Взаимодействие с конкурентами по возможности не должно носить антагонистического характера, т.к. это увеличивает риск и затрудняет деятельность всех противоборствующих организаций. Желательно большую часть потенциальных конку­рентов превратить в своих друзей и партнеров. Например, две конкурирующие гостиницы могут договориться о сотрудниче­стве и направлять друг другу своих клиентов в случае боль­шого наплыва гостей.
Процесс самонастройки организации на оптимальный ре­жим работы, предусматривающий объединение усилий в соз­дании устойчивой среды обитания, носит объективный харак­тер. Задача звена управления состоит в ускорении этого процесса и минимизации материальных и интеллектуальных затрат. В процессе реализации этой тенденции возникают де­ловые объединения сложного типа, которые тоже называются надорганизациями.
Примером могут служить объединения организаций по от­раслевому или региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги корпорации и др.). Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений, отражены на рис. 4.5. Кроме того, могут решаться и другие корпоративные задачи: совместное плани­рование и пропорциональное распределение работ, консоли­дация финансовых и материальных ресурсов, реализация об­щих проектов, освоение новых технологий.
Для современного этапа развития экономической и хозяй­ственной деятельности в России характерно наличие трех мощных факторов, вынуждающих предприятия создавать объ­единения и реализовывать совместные групповые стратегии развития. Первый из них связан с общим состоянием эконо­мики страны, второй — с деятельностью банков, третий — с внедрением новых рыночных технологий ведения бизнеса.

Рис. 4.5. Объекты действия закона композиции и пропорциональности и основные цели создания объединений.

В условиях экономической нестабильности и резких коле­баний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода, в котором сейчас находится эконо­мика России, создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение к общей цели, приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации.
Причины, побуждающие отдельные организации вступать в корпоративные структуры, могут быть продемонстрированы с помощью иллюстрации (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Побудительные причины создания объединений организаций

Развитию тенденции объединения организаций способст­вует также деятельность банковских структур. Во всем мире банки вкладывают значительную часть своих активов в инве­стиции и кредиты, предоставляемые деловым организациям, осуществляющим различные виды деятельности.
В настоящее время банковские структуры России испыты­вают серьезные затруднения, связанные с общим экономиче­ским положением страны. Тем не менее, они продолжают активную работу на рынке как краткосрочных, так и долго­срочных кредитов. В частности, банки осуществляют креди­тование организаций, занимающихся коммерческой деятель­ностью, поскольку при отсутствии гиперинфляции оно явля­ется наиболее доходной формой управления банковскими активами.
Основным препятствием для расширения указанных видов деятельности является проблема невозврата кредитов. Опыт работы банков и крупных финансовых компаний России на кредитном рынке показал, что банкротство многих банков, вызванное невозвратом кредитов, связано с тем, что они об­служивали не целостную структуру, обеспечивающую произ­водство, поставку и реализацию продукции, а работали с разрозненными участниками рынка. В связи с этим именно банки стали инициаторами создания объединений, включающих в себя всех участников логистической цепи, в том числе органи­заций, производящих продукцию, и всех организаций, обеспе­чивающих процесс товародвижения от производителя к по­требителю.
Можно с уверенностью сказать, что только структуриро­ванная система материального и финансового взаимодействия в рамках объединения всех организаций-участников логисти­ческого процесса обеспечивает устойчивое развитие банков­ских организаций бизнеса и минимизирует риск невозврата кредитных средств.
В условиях экономической нестабильности и резких коле­баний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур для деловых организаций особое значение приобретает стратегия взаимо­действия, направленная на создание объединений, обеспечи­вающих более эффективное продвижение нескольких органи­заций к общей цели. В рамках достижения этой цели участни­ки объединения разрабатывают стратегию совместных действий. Уменьшение издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков являются основой стратегий орга­низаций, вступающих в объединение.
Внедрение новых рыночных технологий, основанных на информатизации процессов управления, и переход ряда орга­низаций к работе в среде электронной коммерции, ведет к изменению идеологии ведения бизнеса. Организации, дейст­вующие в условиях глобальной конкуренции, могут обеспе­чить свое выживание только в результате реализации корпо­ративных стратегий ведения бизнеса в рамках объединений предприятий.
Объединения могут создаваться на базе акционерного ка­питала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т.п., но при этом они должны иметь единую цель. Одна из основных функций объединения — создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления. На реализацию этой задачи могут уйти годы. В ходе ее решения осуществляется выработка единых правил взаимодействия.
В своей совместной деятельности объединения в принципе преследуют те же цели, что и отдельные организации, а именно:
· создание условий для финансирования некоторого про­цесса, который окупится в будущем (формирование стар­тового капитала);
· выбор системы распределения рисков между различными юридическими лицами и проведение исследования сис­темы с целью разработки методов предсказания рисков;
· накопление необходимого запаса материальных ресурсов с тем, чтобы реализация долгосрочных стратегических задач не подорвала финансовую основу объединения.
В качестве примера приведем достаточно распространен­ный способ создания объединений типа франчайзинга на базе крупных деловых организаций производственного типа.
Предположим, действует технологическая цепочка, обес­печивающая доведение продуктов питания от производителя к потребителю (рис. 4.7).


Обрабатывающее предприятие

Рис. 4.7. Типовая схема взаимодействия группы предприятий

Пусть рассматриваемая структура превращается в усовер­шенствованную систему из пяти организаций разного профи­ля, работающих под контролем одной из них — головной фирмы (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Усовершенствованная схема взаимодействия

При использовании усовершенствованной схемы взаимо­действия затраты на реализацию технологического цикла прохождения продукции от фермера до потребителя остались неизменными, а возможно, даже и возросли. Что же выгады­вает головная организация при переходе к более сложной структуре? Если раньше при плохой работе отдела закупки его убытки приходилось компенсировать за счет основного про­изводства или путем отчисления доходов от отдела продаж, то теперь головная фирма может обратиться к другой фирме, выпускающей аналогичную продукцию. В результате суммар­ные издержки уменьшатся. Кроме того, произойдет распреде­ление рисков между тремя самостоятельными юридическими лицами.
Рассмотрим особенности организационной структуры объ­единения. Деятельность любой организации находится в пря­мой зависимости от ее финансовых возможностей, и от структуры управления. Создание и развитие объединения предприятий не должно приводить к уменьшению самостоя­тельности отдельных его звеньев. Для повышения ответствен­ности менеджеров верхнего звена в решении задач, направ­ленных на достижение общей цели, следует подключать их не только к управлению бизнесом, но и к управлению капиталом, что постепенно делает их совладельцами капитала.
Чисто авторитарный, или административный принцип управления с наличием одного лица, принимающего решение, заменяется в объединении управлением, в котором участвует одновременно несколько юридических лиц. Напомним, что подобный принцип управления называется дивизиональным.
При такой системе управления центральным исполнитель­ным органом является Совет директоров, принимающий коллегиальные решения большинством голосов. Взаимоотно­шения между директорами регулируются в этом случае с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров ут­верждаются президентом или генеральным директором объе­динения. В финансовом плане сохраняется определенная неза­висимость звеньев. Успехи, достигнутые каждой отдельной фирмой, позволяют их директорам самостоятельно распоря­жаться ресурсами руководимых ими компаний.
Конкурентоспособность хозяйственной организации, а, следовательно, и ее выживаемость зависят не только от спо­собности выпускать продукцию, но и от умения своевременно доставить ее потребителю. Эффективность работы предпри­ятия, так же как и издержки производства, зависят от того, в какой среде обитания оно находится. Именно поэтому форми­рование объединения предприятий, участвующих в общей технологической цепочке по производству и доставке товаров потребителю, является одной из важнейших задач высшего менеджмента.
В России используются следующие виды объединений: финансовые компании, финансово-промышленные группы, холдинги, банковские пулы и, наконец, кластеры. Охарактери­зуем более подробно последний вид объединения.
Кластером называется среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или не­сколько секторов рынка. В отличие от финансово-промышлен­ной группы, где в основу объединения положен принцип соз­дания технологических цепочек, обеспечивающих весь произ­водственный цикл, кластер образуется на базе организаций, обеспечивающих реализацию продукции. Основная цель фор­мирования кластера заключается в доведении готовой продук­ции до потребителя с наименьшими потерями и затратами.
Рынок характеризуется тем, что он опирается на принцип саморегулирования. Структура объединения должна обеспе­чивать соблюдение этого принципа на всех уровнях от произ­водителя продукции до потребителя готового товара. Целесообразность того или иного производства должна диктоваться потребностями покупателей.
Включение в число задач, решаемых кластером, заботы о реализации продукции приводит к тому, что у всех участников объединения появляется общая цель — обслуживание массо­вого потребителя. Благодаря этому обеспечивается адекватная реакция всех участников кластера, в том числе и предприятий, производящих реализуемую объединением продукцию, на изменение рыночного спроса. Очевидно, что достижение по­ставленной цели возможно только при умелой организации взаимодействия объединения с внешней средой.
Деятельность любого объединения, его успехи и неудачи, безусловно, зависят от внешних условий, к которым в первую очередь относится способность государства и органов госу­дарственного регулирования, ответственных за развитие эко­номики, поддерживать стабильные и цивилизованные правила взаимоотношений на различных рынках. К внешним условиям относятся также возможности потребительского рынка, управление финансами на государственном уровне, наличие квалифицированных кадров на рынке рабочей силы.
На макроэкономическом уровне кластер не является обо­собленной замкнутой системой. У него есть вход, восприни­мающий внешние возмущающие воздействия, такие как поставка определенной продукции в виде сырья или полуфаб­рикатов, и выход в виде производимого потока готовой про­дукции. Кластер находится в определенных финансовых от­ношениях с государством. Часть средств в виде различных на­логов и отчислений поступает в распоряжение государства. В случае необходимости объединение привлекает средства из централизованных источников, осуществляющих государст­венное кредитование и инвестиционную политику. Часто кла­стер участвует во внешнеэкономической деятельности.
Анализируя структуру внешних связей кластера, можно утверждать, что одной из основных его задач является мини­мизация рыночного риска, связанного с изменением процент­ных ставок по государственным кредитам, инфляцией, поли­тической и экономической нестабильностью.
С позиции внутренней структуры кластер — это среда, в которой функционируют несколько организаций разного про­филя. В кластер обязательно входят организации, осуществ­ляющие закупку сырья, и организации, реализующие готовую продукцию. Как внутри, так и вне кластера существуют слож­ные финансовые взаимоотношения. Кластер не может успешно функционировать без хорошо налаженной финансовой системы. Следовательно, в его структуру должен входить банк.
Кластер не может существовать без производственных предприятий. Кроме того, современному кластеру необходи­мы организации, работающие в сфере реализации товаров и услуг, в том числе торговые ж организации транспортно-экспедиционные службы.
Наиболее распространенной ошибкой многих российских производителей является то, что они часто пытаются реализо­вать свой товар посредством прямого выхода на потребителя через сеть собственных магазинов и отделов сбыта. Другими словами, они стараются работать по простейшей схеме (рис. 4.9):

Рис. 4.9. Схема прямого выхода производителя на потребителя

В современных условиях такая схема далеко не всегда дает положительные результаты. Любому магазину важно иметь достаточно широкий ассортимент пользующихся спросом то­варов, накапливаемых на собственных складах небольшими партиями. Контактируя только с одной фирмой, эту задачу выполнить достаточно трудно. Кроме того, производителю, выпускающему ограниченный перечень изделий, тяжело под­страиваться под колебания спроса. Возникает необходимость складирования достаточно больших партий однотипных изде­лий и реализации накопившихся запасов товара.
Риск длительного залеживания произведенной продукции удается снизить, если организация-изготовитель работает од­новременно с несколькими магазинами. Магазин, в свою оче­редь, может достаточно эффективно использовать ассортиментную стратегию, работая с несколькими поставщиками одновременно.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наиболее эф­фективно и быстро продукция организаций-изготовителей будет реализовываться в случае разветвленной организационной структуры, например, такой, какая показана на рис. 4.10. В этом случае оптовая компания закупает товары у нескольких производителей и затем реализует их через сеть магазинов.


Рис. 4.10. Схема взаимодействия производителей и магазинов

В основу построения кластера как организационной струк­туры, способствующей продвижению товаров на рынок, должна быть положена схема взаимодействия, аналогичная той, которая показана на рис. 4.11.

Существенно то, что в этом случае накоплением товарной массы и регулированием объема продаж в соответствии с по­требностями рынка занимается крупная оптовая компания. На первом этапе работы объединения не исключается продажа продукции в розницу через оптовые фирмы и фирмы-производители.
Поскольку технология розничной продажи у различных фирм неодинакова, то постепенно, по мере развития общей структуры и совершенствования взаимоотношений между субъектами кластера розничная продажа будет сосредотачиваться в магазинах. При этом предприятиям наиболее целесо­образно передавать товар оптовикам на условиях консигна­ции, т.е. с оплатой по прошествии заранее оговорённого срока, а взаимоотношения с магазинами строить на условиях оплаты по мере реализации.
Собственником товара до момента его реализации остается мелкооптовая фирма, а продавцу разрешается брать товар в соответствии со спросом данного дня. Рассмотренная техно­логия реализации продукции работоспособна в рамках взаимодействия организаций на договорной основе, однако, из-за несовершенства рыночных взаимоотношений и действующего законодательства она сопряжена с большим риском. Для по­ставщиков товара наименее рискованной является работа с предоплатой, но для выкупа нужной партии товара у магази­нов, как правило, нет необходимых оборотных средств.
В рамках кластера значительное снижение рисков достига­ется благодаря тому, что инкассация выручки от продажи то­вара производится через собственный банк. Дальнейшее управление средствами с учетом интересов производителя и оптовой компании осуществляется тем же банком. Несмотря на наличие общих интересов у банка и участников кластера, банк проводит самостоятельную политику минимизации рис­ков, особенно в сфере кредитной деятельности. Он обслужи­вает многих других клиентов. Однако ни один банк не предос­тавит кредита без соответствующих гарантий возврата. Мага­зины, оптовая компания и даже производители товара в большинстве случаев не могут дать необходимых гарантий. Как же решается эта проблема?
Для этой цели в состав кластера включается транспортная компания. Роль транспортной компании в цепи доведения то­варов от производителя к потребителю велика. Она осуществ­ляет перевозку готовой продукции на склады оптовой фирмы, затем в магазины, а порой и обеспечивает доставку купленных товаров покупателю. При работе с зарубежными производите­лями и поставщиками доля транспортных расходов в себе­стоимости товара достигает 20%.
От своевременной поставки товара зависит ритмичность работы всего объединения. В наших условиях риск порчи или хищения товара при транспортировке весьма велик. В связи с этим транспортная компания и в экономическом плане, и с точки зрения распределения рисков является полноправным участником цикла движения товара от производителя к потре­бителю.
Следует отметить, что сама транспортная компания не все­гда может быть гарантом возврата кредита. Это объясняется тем, что имеющиеся в ее распоряжении импортные автомоби­ли, которые стоят очень дорого, приобретаются, как правило, в лизинг, а бывшие в употреблении отечественные автомоби­ли продать за разумную цену практически невозможно.
Магазинам также приходится пользоваться услугами ли­зинговых компаний, поскольку им тоже требуется современ­ное и достаточно дорогое торговое оборудование. По этой причине два участника кластера — магазины и транспортные предприятия становятся потребителями услуг или, попросту говоря, покупателями лизинговых компаний, которые в свою очередь, безусловно, заинтересованы в успешной работе кла­стера в целом: в этом случае они своевременно получат плату за оборудование, предоставленное в лизинг.
Современные транспортные средства и торговое оборудо­вание обладают высокой стоимостью и необходимой ликвид­ностью, поэтому они могут быть гарантами возврата кредит­ных средств. Но их собственниками является, как правило, лизинговая компания, и только она со своей разветвленной сетью способна обеспечить необходимую ликвидность в слу­чае невозврата кредита и предъявления банком претензий. Банк, отслеживая состояние лизинговой компании, способен самостоятельно оценить свой риск.
В этом случае при закупке товара за рубежом кредитование осуществляется по схеме, показанной на рис. 4.12.

Очевидно, что использовать в качестве залога транспорт­ные средства и торговое оборудование можно только в усло­виях четко налаженного взаимодействия и финансовой устой­чивости всех организаций, входящих в кластер. Если кредит не будет своевременно возвращен, то организация лишится оборудования.
На практике это выглядит следующим образом: сначала лизинговая компания возвращает кредит, а затем занимается реализацией конфискованных транспортных средств или тор­гового оборудования. Возможность выполнения этой опера­ции должна быть отдельно оговорена в договоре по лизингу.
Работу по указанной схеме отличают следующие положи­тельные качества:
· для оптовой компании уменьшается процентная ставка по кредиту благодаря наличию надежного гаранта;
· исключается необходимость привлечения дополнитель­ных инвестиционных ресурсов.
В то же время схема кредитной линии для кластера не ли­шена некоторых недостатков, среди которых сложность взаи­модействия многочисленных партнеров и необходимость отражения условий взаимодействия в договорных обязатель­ствах между лизинговой компанией и ее непосредственными клиентами.
Рассмотренная структура взаимодействия обеспечивает возможность привлечения дополнительных инвестиций не в торговую деятельность, а в развитие бизнеса. Благодаря рас­пределению рисков между несколькими организациями, об­ладающими достаточными финансовыми и материальными ресурсами, инвестиционный риск удается существенно сни­зить.
Перейдем теперь к системе управления кластером. В осно­ве построения кластера лежит дивизиональный принцип управления, заключающийся в том, что при решении общих задач объединения используется коллегиальный принцип уп­равления, а для решения конкретных задач внутри отдельных организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами, уместен административный принцип управления.
Совокупность этих методов позволяет менеджерам разных уровней решать многие проблемы в интересах общего дела с учетом специфики работы достаточно разнородных по своему профилю организаций, являющихся компаньонами в единой структуре кластера. Как показала мировая практика, такой подход обеспечивает максимальную эффективность прини­маемых в объединении управленческих решений.
Одному человеку трудно управлять достаточно крупной и даже средней компанией. В условиях неустойчивого рынка такие компании могут успешно функционировать только в том случае, если их руководство использует дивизиональный принцип управления. Подчеркнем еще раз, что в этом случае при принятии общих управленческих решений учитывается мнение не одного, а нескольких лиц, а именно руководителей самостоятельных в юридическом и финансовом плане органи­заций.
Дальнейшее увеличение самостоятельности каждой отдель­ной организации кластера ведет к тому, что их руководители привлекаются к управлению общим капиталом на правах совладельцев капитала, при этом повышается их ответственность за работу всего объединения в целом. В данном случае личные доходы руководителей начинают зависеть не только от благо­получия подчиненной им организации, но и от состояния кон­солидированного баланса всех участников кластера.
В качестве центрального исполнительного органа, как ука­зывалось выше, в кластере действует Совет директоров, в ко­торый входят руководители всех организаций, образующих объединение.
Взаимоотношения директоров регулируются общим уста­вом, принятым Советом и утвержденным президентом. В обя­занности президента входит контроль за финансовой деятель­ностью и информационным обменом всех организаций, вхо­дящих в объединение. В остальных вопросах руководителям организаций предоставляется полная самостоятельность.
Важнейшей задачей обеспечения эффективного управле­ния кластером является организация информационного обес­печения. Использование дивизионального принципа управле­ния позволяет каждому руководителю организации при при­нятии управленческих решений вместо бесконечной системы согласований брать на себя ответственность за принятое лич­но решение в рамках достижения общей цели, стоящей перед всем объединением.
На основе этого критерия, строится единая система ин­формационного обеспечения кластера и создается центральная база данных. Поддержание базы данных обеспечивается цен­тральным аппаратом управления. Каждый менеджер имеет возможность получить информацию, необходимую для при­нятия обоснованного и оперативного решения.
Отметим, что проблемы, связанные со сбором, обработкой, хранением и использованием информации наиболее успешно решаются в рамках закона информированности и упорядочен­ности, к рассмотрению которого мы переходим в следующем разделе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.