При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати), послепечатные процессы.
Рассмотрим, как эти процессы изменялись с течением времени.
Набор. Начиная с древних времен (Китай, VIII в. н. э.) и до XV века набор осуществлялся вырезанием в каменных плитах (литография) или в деревянных досках (ксилография) полного текста страницы, включая и изобразительное оформление. Способ этот был трудоемким. Плиты и доски быстро приходили в негодность, в связи с чем нужно было их возобновлять.
С изобретением И. Гуттенбергом отдельных литер изменился характер набора — теперь отпадал трудоемкий процесс вырезания текста в камне или дереве. Литеры были металлическими, поэтому они могли выдержать печать большого тиража. Принципиально этот процесс не изменился с изобретением линотипа. Текст, предварительно отпечатанный на пишущей машинке, снова набирался с клавиатуры линотипа и превращался в отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной поверхностью. Затем эти металлические строки вставлялись в т. н. кассы, и таким образом получался образ целой страницы.
Появление компьютеров в корне изменило процесс набора. Хотя он и осуществляется с клавиатуры так же, как и при помощи линотипа, дальнейшая судьба набранного текста существенно отличается.
Воспроизведение изобразительных материалов. Использование изобразительных материалов, по-видимому, началось лишь в раннем средневековье. Да и то это были в основном буквицы, узорные заставки. Они вырезались в камне или в дереве одновременно с текстом.
С изобретением И. Гуттенбергом печатного станка ввод изобразительных материалов принял форму изготовления клише. В дальнейшем принципиально эта форма не менялась, менялись только технологии изготовления клише. Их вырезали на металлических пластинах на копировальных станках по типу токарного, изготавливали фотохимиографическим способом с дальнейшим тиражированием (пластмассовые клише).
Компьютерные технологии позволили отказаться от клише. Сегодня изобразительные материалы, будь то элементы оформления страницы, штриховые, черно-белые или цветные фотографии, помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.
Макетирование. В докомпьютерную эпоху процессы макетирования и верстки были разделены. Макетирование — это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат — макет. Самый последний, подписанный в производство макет — оригинал-макет.
Макетирование происходило в редакции.
Верстка — это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.
Перенос изображения на бумагу (печатание). По определению печатание — это процесс переноса красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на запечатываемый материал, как правило, на бумагу.
Полиграфическое исполнение издания — изготовление материального объекта с использованием ряда полиграфических процессов: допечатных, печатных (способ высокой, плоской, глубокой или трафаретной печати), брошюровочно-переплетных и отделочных. Уровень полиграфического исполнения издания во многом определяет его качество.
Печатная краска — это гетерогенная коллоидная система, состоящая из высокодисперсных частиц пигментов (лаковых пигментов), равномерно распределенных и стабилизированных в жидкой фазе связующего вещества.
Печатная форма — это поверхность пластины, плиты или формного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов (светочувствительного слоя или фотополимера, металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня), которая служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов). Краска с печатающих элементов должна легко переходить на запечатываемый материал или на передаточное звено, например на офсетное полотно или на тампон, чтобы далее изображение было перенесено, как правило, на бумагу.
Печатающие элементы создают изображение на печатной форме. Они воспринимают краску и затем передают ее на бумагу или на промежуточное звено (офсетное полотно, тампон), создавая, таким образом, в процессе печатания красочное изображение на оттиске.
Пробельные элементы служат фоном для создания изображения на печатной форме. Они не воспринимают краску и, следовательно, в процессе печатания не передают элементы изображения на бумагу.
Чем резче и четче граница между пробельными и печатными элементами, тем качественнее печатная форма. Количество качественных оттисков, которое можно получить в процессе печатания до размывания (разрушения) этих границ, определяют в полиграфии как тиражестойкость печатной формы.
В зависимости от расположения печатных и пробельных элементов на печатной форме можно выделить четыре основных способа печатания: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный.
Послепечатные процессы. Сюда относятся брошюровочные процессы — сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы — лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).
Контрольные вопросы:
Что изобрел китайский ремесленник Би Шен? Кто придумал первый печатный станок? Кто впервые начал печатать славянские книги кириллическим алфавитом? Чем прославился Иван Федоров? Что такое литография? Что такое ксилография? Что такое инкунабула? Кто изобрел линотип? Для чего предназначен линотип? Чем отличаются процессы макетирования и верстки? Что такое печатная форма? Что включают в себя послепечатные процессы?
Лекция 2