Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Бухгалтерский учет в годы НЭПа (1921 - 1929 гг.)

НЭП (новая экономическая политика) в значительной мере способствовала восстановлению традиционного учета и привела к расцвету русской учетной мысли.
Принято считать, что событием, открывшим новую станицу в истории отечественного учета, было издание ВСНХ 06.04.1922 г. «Положение о счетоводстве и отчетности», которое с многочисленными изменениями дошло до наших дней.
Положение подчеркивало необходимость ведения бухгалтерского учета по двойной системе, регистрации фактов хозяйственной жизни - с помощью хронологической и систематической записи. В положении приводилось групповая номенклатура счетов и типовые формы отчетности, содержались важные предписания: списание материалов в производство должно производится по цене первого приобретения; фонды делились на основные, оборотные и специальные (целевые); предусматривалось составление сводной отчетности.
Это положение просуществовало всего один год. 10.04.1923 г. ВЦИК и СНК издают декрет «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)». С выходом этого декрета в экономическую жизнь были внесены существенные изменения:
1) введен операционный (хозяйственный) год - с 1 октября по 30 сентября;
2) первый отчет должен был быть составлен не позднее 3-х месяцев после окончания операционного года;
3) финансовый отчет, состоящий из баланса и счета убытков и прибылей, должен был публиковаться не позднее шести месяцев после окончания операционного года и т.д.
Этот документ издается без учета первого документа, а также игнорируются нормативные документы, изданные высшими государственными органами. Во всех случаях причинами такой нормативной неразберихи была борьба различных профессиональных бухгалтерских групп.
Уроки, вынесенные из НЭПа:
1) ВСНХ составил сводные балансы за 1924, 1925 и 1926 гг. по отдельным отраслям народного хозяйства. Был составлен и сводный баланс государственной промышленности СССР на 1 сентября 1925 г. Но больше никогда такие балансы не составлялись, так как информационная база была несопоставимой, а потому и данные баланса неубедительны: сразу после составления сводного баланса - 1 сентября 1925 г. на 01.10.1925 г. была назначена генеральная переоценка основных средств.
Это был первый урок бухгалтерам: нельзя обращаться к непрофессионалам, какой бы властью они не обладали, за решением чисто профессиональных вопросов.
2) в борьбу за руководство бухгалтерским учетом вмешивается еще один орган: 10.09.1926 г. Совет Труда и Обороны (СТО) издает «Правила составления балансов и начисления амортизационных отчислений государственным и кооперативным предприятиям, также акционерным обществам с преобладанием государственного капитала». Новым здесь было требование, предписывающее составлять заключительный баланс на основе полной инвентаризации и оценки имущества, входящего в баланс на день его заключения. Это требование было фантастическое, так как было неясно, как же оценить имущество на день составления баланса. Эти правила были намеренно написаны двусмысленно, то есть их можно было толковать и так, как будто речь идет просто об учетной стоимости, а можно как-то по-другому. Следовательно, в любом случае главный бухгалтер мог быть обвинен в неправильном ведении.
Второй урок: чем больше в нормативных документах неясностей и взаимо-противоречивых предписаний, тем легче обвинить администрацию предприятия, главного бухгалтера в искажении учета.
3) 9 ноября 1926 г. Совнарком СССР издает новый документ «Об обязательном ведении счетоводства торговыми и промышленными предприятиями», в котором отмечалось, что по регистрации предприятий они делятся на несколько разрядов, и указывалось, что только торговые предприятия не ниже V разряда и промышленные не ниже VII должны были вести учет по двойной бухгалтерии. Во всех остальных случаях налогообложение проводилось на основе оборотов кассовой книги.
Третий урок: содержание бухгалтерского учета и отчетности должно зависеть от типа предприятий и объемов их хозяйственной деятельности, а налогообложение должно принимать во внимание особенности бухгалтерской методологии.
4) 20.10.1927 г. были изданы «Правила составления баланса и оценки статей государственными предприятиями, кооперативными предприятиями, обязанными публичной отчетностью и акционерными обществами с преобладанием государственного капитала, за исключением кредитных учреждений». В нем подчеркивалось, что:
4.1) годовая инвентаризация должна проводиться не на 1 января, как это требовалось ранее, а в сроки достаточно близкие к 1 января.
4.2) были особенности и в учете затрат: расходы по переоборудованию основных средств должны были списываться на стоимость этих средств; расходы по капитальному ремонту отражались на специальном счете, и если ремонт не был закончен, этот счет показывался в активе баланса, а если ремонт был закончен, то расходы могли списываться в дебет счетов тремя способами.
За этими положениями последовали изменения. Так при составлении отчетности, число приложений к годовому отчету было сокращено с 48 в 1924/25 г. до 29 в 1925/26 г. Однако, по мнению самих хозяйственных органов, это сокращение зачастую приводится или путем объединения нескольких ведомостей в одну, иди путем увеличения объяснительных записок в отчетах.
Четвертый урок: ничего не надо менять, ибо любое изменение может сказываться на бухгалтере только отрицательным образом.
5) В этот период создается большое количество нормативных документов. Многие из них представляли собой скорее протоколы о намерениях, чем директивные предписания.
Парадоксально, но при всей этой неустойчивости, разбросанности и недостатках в организации учета, именно в это время бухгалтерская мысль успешно развивается.
Пятый урок: чем больше противоречий между регулирующими органами, тем лучше условия для развития научных исследований.
Выдающиеся ученые в истории России:
Александр Павлович Рудановский (1863 - 1934 гг.) - математик по образованию (окончил Харьковский университет), главный бухгалтер Московской городской управы; Рахмиль Яковлевич Вейцман (1870 - 1936 гг.); Николай Александрович Блатов (1875 - 1942 гг.); Александр Михайлович Галаган (1879 - 1938 гг.) - ученик Рудановского; Иван Романович Николаев (1877 - 1942 гг.) и др.
В этот период переводилось и издавалось больше иностранной литературы, чем когда-либо раньше, считалось, что восстановление рыночной экономики требует изучения самой передовой учетной мысли - немецкой. Издавалось в то время и много журналов: «Вести счетоводства», «Счетоводство», «Счетная мысль» и т.д. Процветала, как никогда, и общественная жизнь. Общество работников учета достигло больших успехов, чем аналогичные организации в истории России.
В целом НЭП был яркой страницей в истории учета, хотя сам НЭП исторически закончился плачевно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.