Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом.
Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова.
Источник нрава в идеологическом смысле - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, правовые доктрины, под воздействием которых и создается право. Господствующая правовая идеология - это важнейшая предпосылка формирования права.
В формально-юридическом смысле источник права представляет собой внешнюю форму выражения и существования правовых норм. Источники права - исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государственные органы (например, суды) в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные кормы), придавая им юридическую силу.
Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществления со стороны всех субъектов права), формальная определенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответствующие права, обязанности, последствия невыполнения обязанностей), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).
Выделяют четыре основные формы права:
1) нормативный акт;
2) нормативный договор;
3) правовой обычай;
4) юридический прецедент.
Во всех современных государствах, прежде всего, используется такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы.
Его отличительные черты:
– определенное содержание общих правил подведения;
– письменная, строго документальная форма;
– особый порядок издания.
Нормативный акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации), нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
В правовой системе Российской Федерации существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представляет собой соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы.
Правовой обычай как общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты, выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи - разновидность общегражданских обычаев. Их содержание - это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных стереотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.
Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
На территории Российской Федерации действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон - это нормативный правовой акт, определяющий начала государственного и общественного положения личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности:
– развивает и дополняет положения Конституции Российской Федерации;
– принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации;
– обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации;
– имеет особый порядок принятия, который определен в ст. 108 Конституции Российской Федерации (в частности, Президент Российской Федерации не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать, т.е. осуществить их промульгацию).
Федеральный закон - это нормативный правовой акт, принимаемый в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.
Высшие представительные органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, если они приняты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как это закреплено в ст. 72 Конституции Российской Федерации. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предмету исключительного ведения субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации), действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов.
Особое место в системе подзаконных нормативных актов занимают указы Президента Российской Федерации. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, указы Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
Правительство Российской Федерации на основании федеральных законов, указов Президента Российской Федерации издает свои постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Они вступают в силу со дня их подписания, если в них самих не установлен другой порядок введения в действие.
Акты федеральных органов государственной власти относятся к числу так называемых ведомственных подзаконных нормативных правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний и т.д.