Понятие повседневности связано, прежде всего, с такими сферами человеческой деятельности, как быт, досуг и отчасти труд. Без повседневности трудноосуществимы специализированные, масштабно-творческие, экстремальные виды деятельности. Повседневность обуславливает сам образ жизни, под длительным воздействием которого складываются привычки, определённый характер, духовный и телесный облик человека.
Несмотря на всепроникающий характер повседневности, она не способна охватить всю жизнь. Периодически повседневность сменяется праздниками, ритуалами, катастрофами, теми событиями, которые способны за короткое время облагородить или покалечить душу и тело человека. Некоторые виды трудовой деятельности также выходят за рамки повседневности. Такие виды деятельности предполагают высокий профессионализм, духовную возвышенность, развитое нравственное и эстетическое сознание, высокую ответственность. Наконец, от будничности отличается игра как самоценная реализация человеческой свободы и творчества.
В повседневности проявляется своеобразие культуры; бытовая жизнь поддерживает, подчёркивает или стирает индивидуальность бытия человека.
И. Т. Касавин и С. П. Щавелёв считают, что «повседневность представляет собой отношение между состоянием человеческого бытия, а именно – некоторый баланс между рутинным благополучием, которым он [человек] изо дня в день обладает, и риском, на который надо пойти в надежде на мгновение достичь полного счастья».
Границы повседневности изменчивы и зависят от социального статуса человека, характера его трудовой деятельности, уровня его культурного развития. Например, представления о границах повседневности у оперной певицы и инженера, у лётчика-испытателя и водителя трамвая могут существенно различаться. Вместе с тем, если в экстремальных случаях, в элитарной деятельности могут генерироваться определённые ценности, установки, нормы, создаваться условия для принятия их обществом, то процесс их укоренения осуществляется именно в повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаджи О. В. О музыке народной и церковной (к проблеме взаимоотношения двух сфер русской музыкальной культуры) // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Народная музыкальная культура в центральном регионе России», 2003.
2. Абаджи О. В. Проблема национального воспитания в современной школе и возможные пути ее решения // Сборник материалов международной научно-теоретической конференции «Социальное партнёрство государства и церкви – объективное условие стабильности политической системы гражданского общества». – Курск: Изд-во КГТУ, 2004.
3. Беспарточный Б. Д. Мифы и общественное мнение. – М.: Союз, 2004.
4. Беспарточный Б. Д., Ефремов Л. В. Проблема существования элиты в условиях демократического общества // Россия: Духовная ситуация времени. – 2001. – № 3-4.
5. Дроздов А. Г. Праксиологические аспекты маргинальной культуры бывших военнослужащих. Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. – Курск, 2002.
6. Загребин С. Массовая культура и современный театральный процесс // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.
7. Касавин И. Т., Щавелёв С. П. Анализ повседневности. –М.: Канон+, 2004.
8. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
9. Павлова Е. Культура и власть в информационном обществе // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.
10. Раймонов Б. Массовая культура. – М.: Прогресс, 1979.
11. Сиднева Т.Б. Искусство в поисках истины: между элитой и массой // Вопросы культурологии. № 1, 2009.
12. Сопова Э. А. Идея взаимного духовного обогащения национальной культуры и религиозного опыта в системе высшего образования // Методологическая и мировоззренческая культура: проблемы исследования и опыт преподавания. – Сборник материалов научно-практической конференции. – Белгород: «Кооперативное образование», 2001.
13. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М., 1999 г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Какие существуют критерии для типологизации культур?
2. В чём состоит суть фразы В. С. Соловьёва: «На западе безбожный человек, а на востоке бесчеловечный бог»?
3. Каким образом взаимодействие с другими народами содействует преодолению стагнации?
4. Какие периоды в истории человечества выделяются в формационной теории?
5. Какие регионы в современном мире, по вашему мнению, наиболее конфликтоопасные?
6. Каким образом культурные отличия могут спровоцировать конфликт?
7. Что такое элита?
8. Какие выделяют черты элитарной культуры?
9. Какую роль в жизни человека играет культура повседневности?
10. Чем культура повседневности представителя элитарной культуры, отличается от культуры повседневности представителя массовой культуры?
11. Что общего между элитарной и массовой культурами?
12. Какие вы предложете универсальные принципы, на основе которых могло бы произойти объединение нескольких типов культур в единую цивилизацию?
Тема 5: Культура и язык