Сверхурочные работы регулируются ст. 119-122 ТК. Сверхурочной считается работа, выполненная работником сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной ПВТР или графиком работ (сменности). При этом работа признается сверхурочной только в тех случаях, когда она выполнена по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя.
Сверхурочной не признается работа, которая выполняется:
- по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или ведома нанимателя;
- работником с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены);
- работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой трудовой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы;
- работниками-надомниками.
Основания применения сверхурочных работ:
- согласие работника (общее правило);
- предписание закона (без согласия работника);
- условие коллективного договора, соглашения (без согласия работника).
В силу предписания закона (ст. 121 ТК) сверхурочные работы допускаются только в следующих исключительных случаях:
- при производстве работ для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения;
- при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи – для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих их функционирование.
К сверхурочным работам не допускаются:
- беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
- работники моложе 18 лет;
- работники, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных и ПТ учебных заведениях, в дни занятий;
- освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением;
- другие категории работников в соответствии с законодательством.
Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет), а также инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия, при этом инвалиды только в случае, когда такие работы не запрещены им в соответствии с медицинским заключением.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. В данное количество не включаются работы, выполненные в силу предписания закона в соответствии со ст. 121 ТК. Здесь учитываются только работы, производимые с согласия работника и на основании коллективного договора, соглашения. При этом наниматель обязан вести точный учет сверхурочных работ, выполненным каждым работником. Информация об их количестве должна предоставляться работнику по его требованию.
Основной компенсацией за работу в сверхурочное время является дополнительная оплата. По договоренности с нанимателем работнику также может предоставляться другой день отдыха (ст. 69 ТК).
При освоении материла по работе сверх установленной продолжительности рабочего времени нельзя обойти стороной дежурства, которые довольно часто применяются на практике, хотя в ТК не упоминаются. Термин «дежурство» в трудовом законодательстве и на практике употребляется в 2-х значениях:
- как работа на основании трудового договора – в этом случае время дежурства – это рабочее время, за которое выплачивается заработная плата (медперсонал, электрики, сантехники, некоторые работники транспорта, связи);
- «ответственное» (административное) дежурство – когда работник не выполняет трудовую функцию, а находится в организации до начала и после окончания рабочего дня, в выходные или праздничные дни в качестве ответственного за порядок и для разрешения возникающих неотложных вопросов, не относящихся к производственной необходимости. Время этого дежурства не признается рабочим временем, и тем не менее компенсируется отгулом.
Административное дежурство регулирует единственный нормативный акт – постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» (далее – постановление 1954 г.).
Поскольку в РБ нет аналогичного акта, постановление 1954 г. считается действующим. Во всяком случае, административное дежурство применяется довольно широко, и наниматели руководствуются при этом практикой, сложившейся с учетом постановления 1954 г.
В постановлении 1954 г. определено:
- время дежурства – после окончания рабочего дня, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- компенсация за время дежурства (за дежурство в выходные и праздничные дни в течение ближайших десяти дней полагается отгул той же продолжительности, что и дежурство).
При дежурстве после окончания рабочего дня явка на работу лиц с нормированным и ненормированным рабочим днем сдвигается с тем, чтобы продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством в эти дни не превышала установленной нормальной продолжительности рабочего времени.
Часы дежурства сверх времени ежедневной работы по распорядку (графику) должны компенсироваться отгулом так же, как и при дежурствах в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, административное дежурство компенсируется только отгулом за счет уменьшения в последующие дни рабочего времени. При этом повременщикам сохраняется полный оклад, а сдельщики теряют в оплате. Поэтому последние к данному дежурству обычно не привлекаются.
В постановлении 1954 г. указано также, что работники могут привлекаться к дежурству не чаще одного раза в месяц; не разрешено назначать на дежурство женщин, имеющих детей в возрасте до 12 лет; дежурства могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с профкомом. Что считается «исключительными случаями», в постановлении 1954 г. не раскрыто. Поэтому данное ограничение на практике игнорируется.
В постановлении 1954 г. определены функции, которые не должны возлагаться на дежурных. К ним относятся: работа по охране объекта, проверка пропусков на входе и выходе из организации, прием почты.