Конспект лекций по предмету "Криминалогия"


Теория стигматизации.

«Стигма» в переводе с латинского означает клеймо. Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории.
Теория стигмы основывалась на многих философских и социальных теориях. Ее истоки можно увидеть в христианской заповеди «не судите - да не судимы будете». Теоретики анархизма рассматривали государство, как начало озлобляющее человека. По их мнению, все религиозные учения призывали человека к доброте, но государство, основанное на насилии, отрицает всеобщую любовь и способствует проявлениям зла. И, если, критики различных форм стигмации не заходили так далеко, чтобы отрицать само государство, то многие формы его деятельности по воздействию на преступность они ставили под сомнение, рассматривая их не только как неэффективные, но и как вредные.
Эта теория достаточно полно раскрывала глубинные механизмы криминального рецидива, с ее помощью удалось интерпретировать многие эмпирические данные. Например, еще в 1934 году супруги Глюк установили, что факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение; среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых.
На развитие теории стигмации значительное влияние оказала гипотеза Т. Селлина о том, что в поисках отличий преступников от не преступников криминологи исследуют различия между осужденными и не осужденными. В действительности же среди «несудимой части общества» преступников также немало, и среди не осужденных различия между преступниками и не преступниками несущественны.
Основные положения теории сигматизации сводятся к следующему:
- не существует абсолютных признаков преступления, определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей;
- преступники практически ничем не отличаются от не преступников. Различия между осужденными и не осужденными (выявленными и не выявленными) преступниками более существенны;
- воздействие судебной системы и карательного аппарата на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер, оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы;
- не следует «драматизировать зло», важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления, предотвратить раскол общества на два враждующих лагеря: преступников и не преступников.
Теория стигмы оказала значительное влияние на практику противостояния преступности. Она вновь привлекла внимание к проблеме карательных мер, продемонстрировав их существенные недостатки: избирательную направленность (избирательность, исключающая их воздействие на наиболее опасных преступников); положительный эффект общего предупреждения нередко нейтрализуется отрицательным эффектом стигматизации (негатив массовой стигматизации в обществе может превосходить позитив удержания).
Эта теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность в следующих направлениях:
- расширение не карательных мер;
- поиск и внедрение карательных мер, исключающих стигму (например, телесные наказания);
- поиск путей снижения эффекта стигмации применительно к карательным мерам, отказаться от которых не представляется возможным;
- отказ от ряда карательных мер (например, краткосрочного тюремного заключения).
Теория стигмы пользуется популярностью среди зарубежных криминологов, ее влияние на практику весьма существенно. Эта теория позволяет радикально изменить угол зрения на феномен преступности и меры воздействия на нее. Во многом общество оказалось не готово к ее реализации на практике, в этом смысле ее можно считать теорией, устремленной в будущее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.