1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства.
2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности.
3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государства.
4. Понятие, сущность бюрократии и её роль в выполнении функций государства.
1. Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.). Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственных организаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага. Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле — как органы государства и в широком — как совокупность государственных органов и организаций.
О государственных органах будет сказано подробнее дальше. Остановимся на характеристике других элементов механизма государства. К публичным относятся три группы служб:
1) занимающиеся охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, милиция, налоговая полиция, пограничные и железнодорожные войска, внутренние войска;
2) призванные оказывать общественные услуги в области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические системы и иные службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества;
3) государственные корпорации, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного управления (Газпром, ЕЭС России, Водохозстрой и др.).
Принято выделять следующие особенности механизма государства:
1) это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями;
2) первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и организации;
3) механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;
4) для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет непосредственные орудия принуждения — тюрьмы, вооруженные силы и др.;
5) сложность и многообразие органов государства и государственных организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития.
2. Важнейшим структурным элементом механизма является орган государства. В отличие от государственных организаций орган государства характеризуется следующими признаками:
а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т.е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.
По способу создания органы государства подразделяются на первичные и производные. По объему властных полномочий органы государства делятся на высшие и местные. По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. В федеративных государствах принято деление на общефедеральные органы и органы субъектов федерации.
Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства. В настоящее время к принципам организации и работы государственного аппарата относятся:
1) легальный порядок образования и действия;
2) принцип законности;
3) оптимальность построения и структуры государственного аппарата, эффективность его деятельности;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;
6) приоритет прав человека;
7) разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;
8) открытость государственной службы, т.е. доступность общественному контролю;
9) равный доступ граждан к государственной службе;
10) принцип разделения властей.
Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата.
3. Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу. Древние мыслители Аристотель, Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.), Полибий (210 — 123 до н.э.) и др. обосновывали именно такое устройство. Однако большая заслуга в теоретической разработке принципа разделения властей принадлежит Д. Локку (1632-1704) и Ш. Монтескье (1689-1755). Учение о разделении властей стало быстро развиваться в период разложения феодальных отношений и развития капитализма в Западной Европе в XVII —XVIII вв. Капитализм с его индивидуальной свободой и частной инициативой требовал новых подходов к осуществлению власти. По теории Д. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями. Законодательная и исполнительная власть должны быть разделены, — писал он в своем произведении «Два трактата о государственном правлении». Теория разделения властей получила законченный и аргументированный вид в работах Ш. Монтескье. Поэтому он по праву считается основоположником этой теории. Ш. Монтескье полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный. Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: законодательная власть создает законы, изменяет и отменяет их; исполнительная власть осуществляет законы, принятые законодательными органами; судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Свобода и безопасность людей зависят прежде всего от функционирования судебной власти. Задача судей — добиться того, чтобы их решения и приговоры «всегда были лишь точным применением текста закона». Законодательная власть играет доминирующую роль, в то время как две другие власти лишь реализуют законы и их деятельность имеет подзаконный характер.
Считается, что наиболее последовательным воплощением принципа разделения властей является Конституция США 1787 г. При этом Конституция исходит из трех главных посылок: 1) сувереном является народ; 2) ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа; 3) власть едина, разделяются лишь властные полномочия. Единство власти обусловлено единством суверенитета. Система сдержек и противовесов покоится на следующих основополагающих началах:
а) все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например Президент, избирается народом косвенным путем; судебная, в частности Верховный суд, — формируется совместно Президентом и Сенатом);
б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно, Президент избирается на четыре года, Палата представителей — на два года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятельностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности;
в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право Конгресса отклонить законопредложения исполнительной власти, право импичмента в отношении Президента и др.).
В России принцип разделения властей получил конституционное закрепление в ст. 10 Конституции, где провозглашена самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
4. Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными служащими, чиновниками, управленцами, или бюрократией. Понятие «бюрократия» происходит от франц. слова «бюро», что означает письменный стол. Поэтому слово «бюрократия» можно перевести как власть письменного стола. Термин «бюрократия» введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом деУурней (1712 — 1759). Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл. Тем не менее теория бюрократии становится центральной в классических доктринах государственного управления. Чаще всего теория бюрократии сводится к двум основным типам: 1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии; 2) восточной (имперской, азиатской, китайской). Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики государственного управления во многих западных странах. Основные положения этой теории состоят в следующем:
1) бюрократы являются профессиональными управленцами, без которых не может существовать ни одно общество в государственно организованной форме;
2) бюрократическая организация — это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;
3) упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление от которых расценивается как должностной проступок;
4) иерархическая организация, основанная на строго установленной должностной субординации;
5) внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;
6) все чиновники должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и норм права;
7) свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.
Основные принципы имперской модели сводятся к следующему. Как известно, в древнем и средневековом Китае не существовало частной собственности в европейском смысле. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу.
Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:
1) отрыв аппарата управления от общества, в результате чего исполнительная власть становится фактически независимой и безответственной;
2) чиновники превращаются в самостоятельную силу, которая стремится подчинить правила управления собственному сохранению и использует свое положение для распоряжения общественными делами;
3) чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий (как полагал Вебер), поскольку у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу;
4) в бюрократической организации заложен антидемократизм, так как чиновник считается единственно компетентным лицом, а все другие — непрофессионалы, вынужденные подчиняться власти чиновника;
5) бюрократическая модель ведет к бессмысленному формализму, поскольку чиновник следит за соблюдением процедуры, хотя ее требования нередко формальны. В результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы;
6) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность. Достаточно сослаться на такие факты: в нынешней России общая численность работников аппарата составляет 1 млн 130 тыс. чиновников. Для сравнения укажем, что в царской России на одну тысячу жителей приходилось до 0,3 чиновника, в СССР в 1991 г. - 4,8, а в современной России — 7,9. Таким образом, за последние десять лет аппарат власти вырос более чем в полтора раза;
7) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации.
В литературе называют и другие характерные черты бюрократизма, например консерватизм, безразличие к конечному результату своей деятельности. Но перечисленные наиболее характерны и присущи любой бюрократизированной организации.
В современной России концепция организации управленческой деятельности во многом базируется на теории М. Вебера и нашла законодательное закрепление в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Согласно Закону под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов Российской Федерации и субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности. Государственная служба состоит из следующих трех видов:
а) государственной гражданской службы, т.е. службы в государственном аппарате, которая, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную службу субъекта РФ;
б) военной службы (на воинских должностях в Вооруженных силах РФ);
в) правоохранительной службы (в органах по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина).
Поскольку военная и правоохранительная служба составляют специфические виды государственной службы, остановимся на государственной гражданской службе. Она регулируется специальным ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Законом установлены следующие принципы гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами;
4) профессионализм и компетентность служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную и служебную деятельность.
Законом предусмотрены определенные ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Они состоят в следующем:
1) нельзя заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
2) нельзя состоять депутатом законодательного (представительного) органа или органа местного самоуправления;
3) государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;
4) нельзя участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;
5) не допускается использование в неслужебных целях средств материально-технического и иного обеспечения, т.е. нельзя использовать в личных целях государственное имущество или служебную информацию;
6) нельзя получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
7) запрещается получать от физических и юридических лиц подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
8) не допускается участие в забастовках;
9) запрещается выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
10) государственный служащий обязан ежегодно представлять в налоговые органы сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности;
11) обязанность хранить государственную и служебную тайну, в том числе и после выхода на пенсию; и др.
Предельный возраст для государственной службы установлен в 60 лет, но допускается продление службы для некоторых должностей. Специальное внимание в Законе уделено случаям получения государственным служащим неправомерного приказа или распоряжения. Таким образом, организация управления в Российском государстве вполне соответствует западным эталонам и теоретическим концепциям.