Регулирование спроса
Денежная политика
Бюджетная политика
Внешнеэкономическая политика
Операции на открытом рынке
Ограничение расходов
Валютный курс
Рост доходов и расходов
Тарифные ограничения на движение товаров
Прямой контроль
Расширение источников финансирования
Нетарифные ограничения на движение товаров
Регулирование внебюджетных фондов
Ограничения на движение капитала
Регулирование предложения
Расширение инвестиций
Контроль над ценами
Сокращение издержек производства
Налоговые льготы
Ограничение цен продукции госпредприятий
Сдерживание роста зарплаты
Увеличение сбережений
Законодательные ограничения размеров прибыли
Субсидирование цен на эл.энергию и транспорт
Сокращение процентной ставки
Субсидирование цен, особенно в сельскохозяйственном секторе
Контроль над процентной ставкой
Инструменты внешнеэкономической политики включают:
· управление валютным курсом;
· меры торговой политики, направленные на на расширение участия страны в международном разделении труда и стимулировании экономического роста. ( тарифные и нетарифные ограничения как инструмент регулирования внешней торговли с помощью таможенных пошлин и квот; количественных, скрытых, финансовых инструментов – субсидии, демпинг и т.д.);
· управление внешним долгом. Главным принципом управления внешним долгом является определение потенциала заимствования и способности обслуживания долга. Страна располагает достаточным потенциалом заимствования, если предельный продукт капитала превосходит процент, выплачиваемый по иностранным кредитам. Из закона о сокращении предельной производительности капитала следует, что страна не должна полагаться на внешние заимствования, поскольку это приведет в дальнейшем к тому, что процент по займам превысит рост предельного продукта капитала. Страна располагает достаточным потенциалом обслуживания внешнего долга, если процентная ставка по внешнему долгу ниже темпа роста экспорта как главного источника получения иностранной валюты.
Основные инструменты управления внешним долгом:
· официальный потолок заимствования – это устанавливаемый законодательной властью предельный абсолютный объем внешней задолженности в течение финансового года, который исполнительная власть не имеет права превышать;
· ограничение платежей по обслуживанию долга - соотношение платежей по обслуживанию долга к доходу от экспорта, не превышающего определенного процента. Приемлемые платежи составляют 20-25% доходов от экспорта;
· управление композицией внешнего долга предусматривает поддержание приемлемой для страны структуры внешнего долга по уровню процента, условий и сроков платежа, валютного состава.
· Общие принципы управления внешней задолженности:
· вначале максимально использовать льготные займы, затем займы на коммерческой основе;
· сроки кредитов должны быть приближены к срокам получения прибыли от инвестиций;
· при плавающей процентной ставке по кредитам надо спрогнозировать будущие платежи при разных сценариях развития процентной ставки;
· нестабильность валюты должна занимать как можно меньшую долю в составе задолженности;
· чем выше уровень задолженности и чем меньше гарантии получения новых кредитов в будущем, тем больше валютных резервов должно располагать правительство.