Усложнение структуры мировой экономики на постиндустриальном этапе развития определяет характер состояния и развития третичного сектора.. Возникают новые потребности и ценностные ориентиры общества. Рост доходов населения служит основой интенсивного роста третичного сектора. Сущность "революции услуг" проявляется в том, что возрастает роль производственных услуг как звена, преобразующего научно-технические достижения в производственный потенциал. В формировании третичного сектора финансово-кредитная сфера является определяющей. Международный туризм - одна из наиболее динамичных форм обмена услугами. Наблюдается туристический бум и быстрое развитие индустрия туризма.
В 70-90-х годов доля коммерческих услуг в мировом экспорте составляла 16-20% и достигла к середине 90-х годов примерно 1 трлн. долл. Мировая торговля услугами[8] (в млрд. долл.) показана в табл. 6.5..
Таблица 6.5.
1970 г.
1980 г.
1990 г.
1993 г.
Экспорт
67,0
387,9
811,3
967,9
Импорт
62,9
362,8
858,2
983,3
Роль России невелика, страна в 1994 г. экспортировала услуг на 8,2 млрд. долл. и импортировала - на 16 млрд. долл.
Доля сферы услуг в ВНП ведущих индустриальных стран[9] (%) в 1990 г. приведена в табл. 6.6. Доля сферы услуг в ВНП России составляет около 40%. Возможный рост этого сектора экономики, в первую очередь - туризма, наталкивается на архаичность пассажирской транспортной системы, отсутствие современной дорожной сети. Как в мире в целом, так и для России баланс торговли услугами - отрицательный.
В третичном секторе выделяют пять подотраслей: торговлю, транспорт и связь, финансово-кредитную сферу, государственное управление, прочие услуги (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание населения и т.п.).
Таблица 6.6.
Отрасли
США
Япония
Германия
Франция
Велико-
британия
Италия
Сфера услуг в целом
56,5
В т.ч.Торговля
17,5
13,6
10,4
13,6
9,9
16,0
Транспорт и связь
7,3
6,2
8,3
7,6
7,3
7,5
Финансово-кредитная
28,5
23,8
25,6
26,5
25,4
22,5
Государственное управление
12,6
8,1
9,7
10,3
13,9
10,0
Прочие услуги
1,0
4,3
4,0
5,0
0,0
0,0