По-английски Internet является аббревиатурой слов INTERconnected NETworks, что означает ВЗАИМОсвязанные СЕти. Интернет представляет собой свободное сообщество независимых сетей, объединенных только общими правилами передачи данных и общими интересами пользователей. Именно возможность совместной работы в Интернет компьютеров разного типа, архитектуры и стандартов, а также ее изначальная ориентация на пользователей неспециалистов в этой области сделали эту сеть универсальной и общедоступной. Универсальность сети привлекала как пользователей, так и поставщиков информации, что определило важнейшую роль сети как быстро развивающейся среды мировых информационных ресурсов. Общедоступность сети – это удобные технические, экономические и правовые условия для всех пользоваться ее ресурсами и службами обмена данными и разнообразными услугами.
Интернет началась в 1969 г. с сети Арпанет (ARPANET – Advanced Research Projects Agency Network), которую финансировал Пентагон с целью предотвратить или по крайней мере минимизировать потерю национальных информационных ресурсов в случае ядерного конфликта, рассредоточив их на тысячах связанных компьютеров, каждый из которых мог работать независимо, сохраняя информацию в гипотетическом случае поражения США. В 1973 г. были созданы первые интернациональные связи Интернет с Англией, а затем – с Норвегией. В 1977 г. начались процессы слияния ARPANET с другими сетями. В 70-е годы в США Интернет базировалась на сети National Science Foundation Network (NSFNet), которая была предназначена в первую очередь для исследователей и запрещала коммерческий трафик. Глобальный характер сети, обширные информационные ресурсы, широкая доступность, массовость и дешевизна услуг, а также многоаспектность возможностей использования сети и ее постоянное развитие, сделали Интернет привлекательной для пользователей многих стран мира.
В последние несколько лет, когда задача создания национальной информационной инфраструктуры была осознана обществом и поставлена государствами развитых стран как приоритетная, она привлекла к себе многие фирмы – гигантов телекоммуникации и массовой информации. Хотя они не жалели средств на эксперименты и демонстрации скоростных электронных сетей, которые связывали частный дом или рабочее место с мировыми информационными сокровищами, предлагая новые возможности для образования и развлечений, дело так и заканчивалось экспериментами, а то и вовсе разговорами. Этот новый информационный мир был создан в Интернет, причем, в основном усилиями энтузиастов – программистов, компьютерных хакеров, инженеров и студентов. Он быстро развивается по собственным законам и правилам, существуя как бы параллельно с миром, о котором трубят большие корпорации, и без всяких инвестиций уже дал людям то, что корпорации даже не смеют пока обещать.
Каждый человек видит секрет успеха Интернет по-своему. Одни считают, что Интернет олицетворяет успех нерегулируемого, по-настоящему свободного рынка, триумф рыночной экономики над плановой. Другим кажется, что в Интернет проявились преимущества малого бизнеса перед крупными фирмами и корпорациями. Третьи, глядя на Интернет, делают вывод о неизбежности победы демократии над диктатурой, четвертые – о силе неконтролируемого индивидуального созидания, и объясняют быстрый рост Интернет тем, что сеть развивается сама по себе и постоянно находит неудовлетворенный спрос. Некоторым кажется, что Интернет – это и есть информационная супермагистраль будущего, которая просто выглядит по-другому, чем существующие диалоговые службы информационных компаний. Однако в Интернет до настоящего времени так и не нашли отражения важнейшие черты информационной супермагистрали, такие как скорость передачи информации, интеграция всех каналов коммуникации от телефона до мобильной связи и спутникового телевидения.
Скептики, безусловно, правы, когда отмечают, что сегодня Интернет выглядит хаотичной и разочаровывающей при работе с представленной в сети информацией. В Интернет еще мало средств, ориентирующих пользователя в ресурсах сети и облегчающих утомительный поиск и анализ информации. Использование ее мультимедийных возможностей по силам только тем, кто имеет доступ к высокоскоростным каналам, так как даже при небольших скоростях очень легко утонуть в море информации, случайных фактов и пустой риторики.
Действительно, после появления важнейшего компонента современной Интернет – World Wide Web (WWW) всемирной паутины серверов, связанных взаимными ссылками и предлагающих информацию в мультимедийной форме от текста до видеоизображения и звука, – стало ясно, что объем малополезной информации в сети растет более высокими темпами, чем сама сеть (хотя рост сети превышает все ранее достигнутые показатели роста, например, связанные с распространением факс-машин или персональных компьютеров). Это явление получило название феномена аквариума. Когда в рамках Интернет стало возможным создавать так называемые домашние страницы пользователей, многие из них содержали чепуху, неинтересную никому, кроме хозяина, например, изображение его аквариума. Однако этот информационный шум не в состоянии обесценить те ресурсы, которые привнесли в сеть миллионы ее участников, ранее выступавших лишь как пассивные потребители.
Первоначально Интернет создавалась как бы на общественных началах, получая мощную поддержку со стороны правительств ряда высокоразвитых стран (прежде всего США), а также крупнейших корпораций. Допустив коммерческое использование, она быстро вышла за рамки объективных пределов роста, характерных для частных и специализированных сетей и обусловленных недостатком потребителей. Сегодня Интернет может рассматриваться как основа информационной инфраструктуры мира и, несмотря на уже достигнутые успехи, имеет большие резервы для дальнейшего развития. Наиболее продуктивными ее пользователями пока все же являются компании и университеты, работающие с сетью через арендованные каналы связи. Для индивидуальных пользователей, работающих дома по обычным телефонным линиям, сеть WWW пока недостаточно эффективна, так как эти линии связи являются слишком медленными и не позволяют использовать мультимедийные возможности WWW в полной мере.
Со второй половины 80-х годов в качестве коммерческого продукта особую популярность получили базы данных на компактных оптических дисках (CD-ROM). Они позволяют организовать диалоговый поиск информации непосредственно на компьютере потребителя, без обращения к услугам операторов и сетей передачи данных. Этим они привлекают новых конечных пользователей. Базы на компакт-дисках оказались наиболее удобной формой вывода на рынок мультимедийной информации и технологий типа гипертекст. Именно появление такой информации в значительных объемах и соответствующих технологий и стандартов типа HTML (Hyper Text Marked Language) подтолкнуло технологические инновации, позволившие создать WWW в рамках Интернет. Технология гипертекста, являющаяся изюминкой WWW, дает возможность связывать документы через систему ссылок, строить сами документы иерархически и переходить от одного фрагмента текста к другому простым нажатием на кнопку мыши.
Присоединение к Интернет критической массы пользователей (5–6 млн) привело к резкому росту объемов информации, доступной в сетевом режиме. Не рассчитывая на прибыль, тысячи людей создали миллионы страниц информации, доступных в диалоговом режиме, начиная от баз данных НТИ и кончая личными дневниками или мини-каталогами ресурсов самой Интернет. Одни подготавливают эту информацию по личным мотивам – из тщеславия, желания высказаться, обмениваться идеями, потому что вхождение в Интернет кажется простейшим способом прославиться или удовлетворить личные притязания на реализацию своей роли в обществе. Другие через Интернет пытаются обойти недоступные для них каналы массовой информации, маркетинговые каналы или каналы для связи с общественностью. Третьи видят в Интернет зарождение нового мира и хотят принять участие в этом процессе. Четвертые работают просто потому, что Интернет существует и их ничто не ограничивает. Действительно, если витрина представляет интерес, то десятки, а то и тысячи людей могут посещать ее ежедневно.
До появления Интернет основными поставщиками услуг для конечных потребителей были центры обработки баз данных (ЦОБД или, как их называют в США, vendors, а в Европе – hosts). Они осуществляют обработку БД, полученных от генераторов, и предоставляют потребителю услуги по работе с ними. Прежде всего эти центры организуют диалоговый доступ к большим базам данных, а иногда также и пакетный поиск для неограниченного круга пользователей. Как правило, базы данных приобретаются на условиях аренды или лицензирования. Некоторые центры специализируются также на подготовке и распространении баз данных на компакт-дисках. В России специализированных ЦОБД фактически не было и нет, и данные задачи традиционно решались крупными генераторами в области НТИ: Всероссийским институтом научной и технической информации (ВИНИТИ), Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Всероссийским центром научно-технической информации (ВНТИЦ), Всероссийским институтом межотраслевой информации (ВИМИ).
Несмотря на доступность современных видов информационных услуг для конечного потребителя значительная их часть все еще попадает к непосредственным пользователям через традиционные каналы информационного обслуживания – библиотеки и информационные подразделения предприятий и организаций. В большинстве случаев как библиотеки, так и отделы информации взаимодействуют со своими потребителями на некоммерческой основе, однако общее удорожание информационных услуг в сочетании с тенденцией ограничения бюджетных ассигнований заставляет их внедрять элементы коммерческих отношений. Появление возможностей работы с Интернет через библиотеки, по-видимому, не только не подорвет их традиционные услуги, но, напротив, вдохнет в них новую жизнь, так как позволит привлечь новых читателей.
В последние годы содержание понятия постиндустриального общества было переосмыслено, и его экономика теперь воспринимается не как экономика услуг, и даже не как информационная экономика, а как экономика, основывающаяся на знаниях. В развитых странах не менее половины валового национального продукта вырабатывается в непроизводственном секторе, а более 25 % промышленной продукции производится в высокотехнологических отраслях, т. е. тоже основывается на знаниях. Работники в области знаний стали основой благосостояния современного общества. Во многих западных компаниях появилась новая должность – менеджер знаний, то есть формируется группа своего рода собственных информационных брокеров и даже вводится должность директора по знаниям.
В Интернет WWW предлагает пользователю услуги качественно нового уровня, которые не могут быть получены при представлении информации в печатной форме или даже на компакт-диске. Основным элементом новизны при этом выступает возможность для потребителя, работающего с текстом, без клавиатурных и интеллектуальных усилий практически мгновенно переходить от одного фрагмента текста к другим, связанным с ним. При этом связи отдельных объектов (слов, понятий, графических символов) используются не только в ограниченных рамках данного текста (что возможно в случае компакт-диска), но и с текстами из множества удаленных баз данных, которые могут содержать значительно более полную информацию в любой форме, включая изображения, звукозаписи и т. п.
Другой новой уникальной услугой, доступной, правда, не только в Интернет, но и через коммерческие диалоговые службы, выступают персонализированные газеты и бюллетени. Эти газеты представляют собой результат работы специальных систем по отбору и фильтрации в реальном масштабе времени информации по определенной теме или проблеме из множества источников данных в электронной форме для индивидуального пользователя, помещаемые непосредственно в его электронный почтовый ящик. Отличие данной услуги от традиционного избирательного распространения информации состоит в том, что поиск ведется не по одной или нескольким базам данных, как в случае диалоговых служб, а одновременно по сотням и тысячам серверов Интернет. Информация поступает пользователю не периодически (каким бы коротким не был период), а в виде непрерывного потока новостей, причем, при несравнимо более низких затратах, чем в коммерческих центрах обработки баз данных.
Данные услуги сначала появились на серверах внутренних клиентских сетей крупных организаций, но уже с осени 1995 г. на рынке стали предлагать специальные версии для WWW, которые используются не только в корпоративных сетях, но и для организации публичного доступа в рамках Интернет. Примером выступает служба доставки оперативной спутниковой информации DirectPC, разработанная Hughes Network Systems и используемая корпорацией Network News, которая интегрирует персонально-ориентированную информацию, поступающую из десятков спутниковых информационных каналов, таких как Knight-Ridder, Newsbyte или BusinessWire.
Бил Гейтс – владелец фирмы Майкрософт – считает, что даваемая Интернет миллионам людей возможность высказаться и опубликовать свое мнение или информацию при незначительных затратах, является одним из важнейших социально-экономических результатов, привнесенных этой системой, и будет способствовать как развитию свободы слова, так и индивидуального творчества. Другим изменением, которое вызвала Интернет в обществе, стало формирование собственной культуры, появление своеобразного стиля общения и даже сетевого этикета (явление, которое ранее в информационной деятельности не было замечено или не рассматривалось как существенное). Через этот этикет массовый потребитель стал оказывать существенное влияние на поведение информационных служб и на развитие и формы предпринимательства в сети. Этикет сети даже получил собственное название Netiquette (сетевой этикет).
Среди наиболее активных пользователей специалисты выделяют так называемых netizens – граждан сети, число которых пока составляет лишь один процент от общего числа пользователей. Netizens не жалеют денег и рассматривают свои затраты на работу в сети в качестве расходов на удовлетворение важнейших жизненных потребностей, таких как потребность в пище, жилье или развлечениях. Рост числа Netizens будет всячески стимулироваться информационными службами в качестве одного из главных источников будущих доходов.