Конспект лекций по предмету "Психология"


Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений

Психодинамический подходподчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются резуль­татом динамической и часто бессознательной борьбы про­тиворечивых мотивов внутри личности.
Разновидностипсиходинамического подхода, наряду с классическим психоанализом 3. Фрейда:
• индивидуальная психология А. Адлера;
• аналитическая психология К. Г. Юнга;


• эго-психология {А. Фрейд, Г. Хартман, Д. Клейн, рас­сматривавшие эго как творческую адаптивную силу);
• неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, шед­шие по пути Адлера в рассмотрении роли социальной среды в формировании личности);
• теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Керн-берг, Г. Кохут).
Эти последние подчеркивают важность для личност­ного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и так называемыми «первичными фигурами», обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, какпервичные фигуры обеспечивают удовлетворение физических и психологических потребностей ребенка {Александров А. А, 1997).
В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ, основателем кото­рого является видный британский психоаналитик Зиг­мунд Фоулкс.
Были выдвинуты три основные модели психоаналити­чески ориентированной групповой психотерапии, основ­ные принципы которых очень кратко можно выразить так:
• психоанализ в группе;
• психоанализ группы;
• психоанализ через группу или посредством группы.
Первую модель разрабатывали американские психоло­ги Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивиду­альную аналитическую обстановку на группе.
Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: ана­лиз поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ве­дущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, участники группы — наблюдатели происходящего индивидуального психоанали­за — не являются пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с которым работает групп-аналитик.
В настоящее время от этой модели подавляющее число
специалистов отказалось.
М. Клайн и В. Байон использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался
проводить психоанализ всей группы сразу.
Сейчас некоторые психоаналитики в США пытаются вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Байона в групп-анализ.
Основная концепция 3. Фоулкса сводится к взаимодей­ствию ведущего и группы как некой целостности. В этом случае происходит объединение трех указанных выше мо­делей — психотерапия в группе, группы и через группу.
Еще одной разновидностью психодинамического под­хода является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на психо­логии отношений В. Н. Мясищева. Ее главная цель — ре­конструкция системы отношений, нарушенной в процес­се развития личности под воздействием социальных фак­торов, прежде всего искаженных межличностных отноше­ний в родительской семье.
Экзистенциально-гуманистическийподход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.
Гуманистическая психотерапия основывается на сле­дующих положениях:
• лечение есть встреча равных людей (иногда вместо по­нятия «встреча» используется калька с английского — термин «энкаунтер»);
• улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия — помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;
• наилучший способ — создание отношений безусловной поддержки и принятия;
• клиенты полностью ответственны за выбор своего об­раза мыслей и поведения.
При анализе работ представителей экзистенциально-гу­манистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франка и др.), возникшего в-начале пятиде­сятых годов прошлого столетия, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие «Я» как чрезвы­чайно важного в личностном развитии феномена (англий­ский термин «self» — «самость») после длительного пере­рыва вновь оказалось в центре внимания психологов и психотерапевтов. Первым указал на огромное значение «самости» Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие «образ самого себя». К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку пробле­мы воздействия будущего на развитие личности и ее само­сознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождаю­щие обращение в будущее системы целей, к свободной ре­ализации своих потенций, составляют ядро личности, или

«Я». Представители этого направления, объявившие себя «третьей силой» в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрей­дизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчер­кивали ее уникальность. А. Маслоу утверждал, что наи­высшей человеческой потребностью является стремление к самоактуализации.
Основополагающими идеямиэтого направления стали представления о человеке как о существе, изначально ак­тивном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности пози­тивного личностного роста. Экзистенциальная сущность человека раскрывается прежде всего в пограничной ситуа­ции между жизнью и смертью. Поэтому центральными ка­тегориями человеческого бытия выступают смерть, свобо­да, изоляция, бессмысленность.
Одной из главных причин заболевания или серьезных психологических проблем является «блокирование» про­явления человеком его подлинности, экзистенции, безу­спешный поиск смысла своей жизни. Важнейшими целя­ми психологической помощи человеку выступает созда­ние условий для восстановления аутентичности личности, осуществление ею своих истинных возможностей, осво­бождение творческого потенциала, раскрытия соответст­вия ее экзистенции своей истинной природе.
В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотера­пию, гешталытерапию, логотерапию, психодраму, первич­ную терапию Янова, трансцендентальную медитацию, эк­зистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.
Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние отечественной психологической науки оказали идеи клиент-центрирован-ной психотерапииК. Роджерса, который развил феномена-листический подход в понимании Я-концепции, опираясь на следующие положения:
1. Поведение человека зависит от его субъективного индивидуального восприятия;
2. Всякое восприятие преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;
3. Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к цен­ностям, имеющим культурное происхождение;
4. Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения.
Нужно отметить важную мысль Роджерса о том, что очень часто причиной внутренних психологических кон­фликтов является расхождение между представлением че­ловека о себе реальном и тем? кем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между «реаль­ным» и «идеальным Я». Фундамент лечения по Роджер­су — знаменитая триада: безусловное позитивное отноше­ние, эмпатия, конгруэнтность.
Согласно логотерапииВ. Франкла, разнообразные формы неврозов возникают как реакции на утрату человеком смысла существования. В отличие от А. Маслоу, Франкл считал само­актуализацию личности не самоцелью, а средством осуществ­ления смысла. Не стремление к самоактуализации по Маслоу, не принцип удовольствия по Фрейду, не воля к власти по Ад­леру, а воля к смыслу — вот что определяет человеческую жизнь. Отсюда задачей психотерапевта является помощь лю­дям в обретении смысла в самых сложных ситуациях.
По многих позициям совпадает с подходом Франкла концепция экзистенциальной психотерапииИ. Ялома (1999). Человек страшится неминуемой смерти, стремление к свободе оборачивается отсутствием опоры, оди­ночество становится неизбежным спутником челове­ка, несмотря на постоянные контакты, непредопределен­ность жизни порождает проблему ее осмысления.
Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь че­ловеку осознать и преодолеть эти экзистенциальные кон­фликты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.