Одно из основных условий трансформации мирового хозяйства в постиндустриальную систему - превращение транспорта в товаропроводящую систему, отвечающую принципу "точно - в срок". Повышение уровня требований к транспортному обслуживанию - к надежности, своевременности доставки, партионности, сохранности, безопасности, ритмичности перевозок и переносе фактора стоимости на второй план. Зависимость устойчивости функционирования мирового хозяйства и его гибкость, эластичность, рыночная адаптивность от качественных характеристик транспортно-коммуникационного обеспечения. Влияние НТР и изменения товаропотоков на структуру мировой транспортной системы. "Контейнерная революция". Повышение роли трубопроводного транспорта. Конкуренция между современными крупнотоннажными и дешевыми устаревшими судами.
Транспорт и связь дают около 7% ВНП развитых стран. Изменения в характере международной торговли, связанные со структурными сдвигами, обостряют проблему транспортного обеспечения. Характерный результат НТР на мировых транспортных рынках - это рост конкурентоспособности различных видов транспорта. Особенно остра конкуренция внутриконтинентальных видов транспорта - железнодорожного, автомобильного, речного, трубопроводного. На первый план все в большей степени выдвигается фактор качества обслуживания, а уровень затрат отодвигается на второй план. Усиление дифференциации отправок, приспособление к быстро меняющейся структуре экономических связей, обеспечение безопасности движения при увеличении его интенсивности, рост требований к комфортности и экологичности, снижение энергоемкости; все это ведет к сдвигам в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного и воздушного транспорта.
Протяженность железных и шоссейных дорог в последние десятилетия стабилизировалась, растет электрификация первых и автомагистралей с усовершенствованным покрытием. Увеличилась в 1,5 раза за 20 лет протяженность линий авиатранспорта. В грузообороте соотношение между железнодорожным и автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,6:1, доля трубопроводов выросла с 4% до 12%. В пассажирообороте воздушный транспорт приблизился к железнодорожному (9,2 и 10,2%).
Транспортоемкость хозяйства, выраженная в т-км на 1 долл. ВНП зависит от уровня территориального разделения труда и отражает также размеры и конфигурацию территории. В 1992 г. транспортоемкость хозяйства составила в Северной Америке 1,2, в Западной Европе - 0,27, в Японии - 0,34, в странах Восточной Европы - 1,72, а в России - 5,3. Соотношение различных видов транспорта в грузовых перевозках в 1991 г. (%) приведено в таблице 6.7.
Таблица 6.7.
Страны и регионы
Автомобильный
Железнодорожный
Водный (речной и каботажный)
Трубопроводный
Россия
Северная Америка
Западная Европа
Восточная Европа
Япония
-
Превращение транспорта в систему, отвечающую требованиям надежности, своевременности доставки, партионности, сохранности, безопасности, ритмичности перевозок. Это комплекс требований, который называется "точно-в-срок". Требования к надежности перевозок находят свое выражение в дублировании транспортных коммуникаций мирового значения. Повышение роли трубопроводного транспорта. Прокладываются мощные нефтепроводы параллельно судоходным каналам. Играют все большую роль факторы качества перевозок. НТР и изменения товаро-потоков влияют на структуру мировой транспортной системы. Имеет место так называемая "контейнерная революция". Морской оборот контейнеров достигает 70 млн. ед. в год, в них перевозится около 40% генеральных грузов. Формируются трансконтинентальные контейнерные мосты - комбинация морского транспорта с маршрутными скоростными железнодорожными составами (Транссибирского: Япония - Западная Европа; Трансамериканского; Западная Европа - Ближний и Средний Восток).
Постоянно усиливается на транспорте тенденция к замене ручного труда овеществленным путем широкого внедрения научно-технических достижений. "Контейнерная революция" обошлась мировому сообществу в несколько десятков миллиардов долларов. Этой тенденции противодействует конкуренция между современными крупнотоннажными и дешевыми устаревшими судами. Доля устаревших судов, находящихся в аварийном состоянии, выросла в мировом тоннаже за 2 последних десятилетия с 15 до 35%. У них в 3 раза более низкая себестоимость перевозок, чем у остальной части флота, так как используется малоценная техника и низкооплачиваемый труд. За последнее время выявилась избыточность транспортных средств. Из 660 млн. т дедвейта мирового флота около 180 млн. т избыточно (из них 80 млн. т -на приколе), контейнеровозы используются лишь на 60%.
Наряду с тенденцией к сокращению дальности международных грузовых перевозок продолжается увеличение роли крупных морских судов. Сооружаются глубоководные порты, принимающие суда до 250 тыс.т, что расширяет географию связей до 8-9 тыс. км в перевозках железной руды, каменного угля, нефти.
Связь, как сектор услуг, играет двойную роль: во-первых, она является услугой сама по себе, во-вторых, она представляет собой "способ поставки" потока информации, необходимой для оказания других услуг. Основная часть элементов связи находится в развитых странах. На развивающиеся страны, где проживает 70% населения Земли и производится около 20% мирового ВВП, приходится лишь 7% установленных в мире телефонов. В Токио больше телефонов, чем во всей Африке. Глубокие изменения вызвала спутниковая связь. Система ИНТЕЛСАТ, принадлежащая консорциуму более 100 стран, позволяет устанавливать надежную немедленную связь с любым районом мира по заранее фиксированным ставкам.