Конспект лекций по предмету "Информатика"


Системы гипермедиа как развитие гипертекста

Новые подходы к манипулированию информацией, хранящейся в ретроспективном фонде, открывают перспективы качественно иного, более эффективного использования постоянно возрастающего объема документальных источников информации. Принципиальной особенностью гипермедиа (их называют еще «гиперсредствами» или «система­ми гиперзаписи») является распространение идеи гипертекста, т. е. ассоциативно связанной текстовой информации, на изобразительную и звуковую информа­цию, хранящуюся в цифровой форме.
Информационные системы, обеспечивающие функционирование гипермедиа, должны иметь особые технические, программные и телекоммуникационные средства. Разумеется, эти средства создают лишь необходимые предпосылки для реализации систем гипермедиа, основу же их функционирования составляют алгоритмы и программы. Можно указать на некоторые из них:
– указатель к гиперБД, содержащий аннотированный перечень характеристик всего массива;
– карта связей гиперБД, отражающая в графической форме ее структуру и методы доступа к информации;
– средства передвижения пользователя в гиперБД и возможности создания им своих способов манипулирования данными;
– средства аудио- и видеоконтроля, обеспечивающие доступ к изобразительной и звуковой информации.
Поскольку гипермедиа не имеют пока точного определения, есть тенденция понимать их слишком широко. В одном из ранних определений говорилось: «Системы гипермедиа относятся к типу систем, базирующихся на использовании наиболее передовых технологий и технических средств и предназначенных для повыше­ния эффективности и интенсификации процессов взаимо­действия человека и всей среды, относящейся к знаниям»[45]. Данное определе­ние подчеркивает основное функциональное назначение гиперме­диа – обеспечивать эффективную коммуникацию между челове­ком и источниками знания, а также их связь с новыми для нашего времени технологиями, но оно, разумеется, носит слишком общий характер.
Не претендуя на свое определение гипермедиа, хотел бы сказать, что из всех возможных трактовок, предпочтительной является та, которая связывает эти системы с интеллектуальными информационными системами. Верно, что гипермедиа интегрирует цифровую запись текстовой, изобразительной и звуковой информации, но это чисто прикладная особенность данных систем, как и то, что они используют все существующие виды носителей оцифрованной информации. Все же основные функциональные характеристики этих систем связаны с решением принципиального вопроса о формализации представления и структурирования информации и алгоритмизации процессов ее обработки.
Системы гипермедиа, как и гипертекстовые, могут рассматриваться в разных аспектах. Один из подходов, близкий программистам, заключается в том, чтобы сравнить методы доступа к информации в гипертексте с соответствующими методами в СУБД. Эти методы различны: в гипертексте они опираются на ассоциативные связи между понятиями, а в СУБД – на структурные свойства данных. В соответствии с этим гипертекст можно рассматривать как систему ассоциативной организации и поиска информации. Между системами гипертекста и гипермедиа нет четкой границы. Следует иметь в виду, что в последнее время термин «гипермедиа» используется все реже, так как заменяется термином «мультимедиа», который первоначально означал систему совместного использования цифровой и аналоговой записи информации (например, компьютерного текста и видеоизображений).
Эти системы представляют собой этапное достижение в развитии информационной технологии, ориентированной в первую очередь на обработку знаний. Новые возможности интерактивного доступа человека к неограниченным объемам накопленных знаний, обусловленные широким использованием вычислительной техники и интеграцией различных носителей информации, создают предпосылки для повышения творческой активности человека.
Многие специалисты высоко оценивают перспективы технологий гипертекста и гипермедиа, считая, что эти технологии вышли на уровень стратегических ресурсов компьютерных корпораций[46].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.