"Знание бывает двух видов. Мы знаем предмет по существу, или же мы знаем, где можно найти информацию о нем". В этой простой мысли давно известного высказывания английского писателя XVIII в. Сэмюэля Джонсона содержится главный признак, по которому деятельность информационная отделяется от научно-исследовательской. В ходе научного исследования возникает новое знание, а в сфере информации происходит отчуждение этого знания от его творцов и превращение в общее достояние. Однако простота этого разграничения мнимая, потому что в науке грань, отделяющая информационную деятельность от исследовательской, непостоянна. Развитие информационной технологии все время сдвигает эту грань, поскольку информационной деятельности становятся подвластны все более сложные процессы переработки знаний. То, что вчера еще делали сами исследователи, сегодня оказывается целесообразным передать информационным работникам.
Эти соображения, уже высказанные в лекции об информационной деятельности, уместно повторить, начиная разговор об информационном поиске, поскольку он является основным процессом этой деятельности и на протяжении нескольких десятилетий – центральной проблемой информатики. Новая информационная технология меняет подход к этой извечной проблеме и во многом определяет сегодня развитие информационных систем. Но информационный поиск как процесс и проблема известен с давних пор (наиболее ранние из дошедших до нас яинформационно-поисковых систем насчитывают тысячелетий) и продолжает волновать ученых и специалистов‑практиков.
Само понятие информационного поиска появилось только в середине нашего века. Оно объединило такие, казалось бы, разные виды деятельности, как составление библиотечных каталогов и библиографических указателей, организация библиотек и справочно-информационного обслуживания, архивное дело, создание словарей, справочников, энциклопедий, вспомогательных указателей к монографиям и сборникам.
В основе этого понятия лежит представление о том, что поиск необходимой информации в любом собрании документов практически невозможен путем прочтения или даже беглого просмотра текстов всех документов данного собрания. Поэтому уже с незапамятных времен для поиска информации применяют ряд логических процедур, которые в совокупности и составляют процесс информационного поиска. Прочтение полного текста документа заменили просмотром заглавий, аннотаций, рефератов. Однако и эта процедура в многотысячных собраниях документов оказалась слишком трудоемкой. Документы пришлось систематизировать по содержанию, которое условно стали обозначать индексами, т. е. буквами и/или цифрами. Систематизация по разделам наук (классам) – один из самых первых способов раскрытия содержания научно-технических документов, моделирующий работу человеческого сознания и восходящий к глубокой древности.
По мере увеличения количества письменных и печатных документов и объема наших знаний о мире их классификация усложнялась. Эти классификации получили название иерархических. Многотомные схемы классификации конца прошлого – начала нашего века насчитывали десятки тысяч классов, подклассов, отдельных рубрик. Специалистам смежных областей знания и особенно массовому читателю библиотек стало трудно ориентироваться в схемах классификации и определять в их иерархии место той рубрики, по которой необходимо получать информацию.
Да и сами рубрики, строго ориентированные на узкие разделы наук, подвергающихся непрерывному процессу дифференциации, перестали удовлетворять специалистов-практиков, которым нужна была все более комплексная, предметная информация. Это привело к созданию в 70-х годах XIX в. предметной или точнее алфавитно-предметной классификации. На долгие годы она стала господствующей при составлении энциклопедий, вспомогательных указателей к трудам, систематически излагающим проблему или раздел науки, а в США, где она была создана, при организации каталогов.
Стремительный рост объемов литературы значительно усложнил также задачу идентификации каждого произведения печати. Библиотеки первыми столкнулись с необходимостью создать инструмент, при помощи которого можно было бы быстро и надежно устанавливать наличие определенного произведения в их фондах. Таким инструментом стал в XIX в. авторский, именной указатель (алфавитный каталог, по библиотечной терминологии), который однозначно идентифицировал произведение по именам лиц, принимавших участие в его создании или же связанных с его содержанием. Таким образом, до середины ХХ в. возможности содержательного поиска информации по справочникам или документов, содержащих нужную информацию, в библиотеках ограничивались тремя способами: систематическим, предметным и алфавитным.
Традиционной технологией реализации этих способов были списки, перечни книг и статей, содержавших необходимую информацию. С 70-х годов XIX в. эти сведения стали записываться на дискретных носителях – библиотечных карточках из плотного картона формата 75х125 мм (размер сложенной пополам американской почтовой карточки). Следует отдать должное этой традиционной технологии. Она успешно обеспечивала культурный прогресс на протяжении целого столетия вплоть до нынешнего этапа научно-технической революции, позволила накапливать и использовать многомиллионные собрания документов, обслуживать тематические потребности ученых и специалистов в необходимой им информации. На ней и сегодня еще в значительной степени зиждется деятельность всей мировой библиотечной системы – этого краеугольного камня человеческой культуры, важными составными частями которой является наука и техника.
Однако недостаточность, ограниченность этой технологии стала все более остро ощущаться уже в первой четверти ХХ в. В науке первыми почувствовали это химики из-за быстрого роста числа синтезируемых ими веществ. В настоящее время каждые три года появляется свыше миллиона таких веществ. Обычные методы оповещения – библиографические указатели, библиотечные каталоги, справочники типа «Гмелина» для неорганической химии и «Бельштейна» для органической – начали значительно отставать по времени от успехов исследователей и перестали охватывать их результаты в полном объеме. Революции в физике и электронике, характеризующие середину нашего столетия, усугубили трудности информационной коммуникации.