Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с денежно-кредитной политикой является налогово-бюджетная (фискальная) политика.
Налоговая - бюджетная (фискальная) политика это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.
Налогово-бюджетную (фискальную) политику принято подразделять на два типа: дискреционную и недискреционную (автоматическую).
Дискреционная налогово-бюджетная политикаэто сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. В этом определении важно обратить внимание, что законодательные государственные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.
Недискреционная (автоматическая) это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Она является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, таких например, как прогрессивное налогообложение. При данном виде налогообложения налоговые поступления автоматически растут по мере роста доходов. С меньших доходов платится меньше налогов. Поэтому по мере спада производства и уменьшения реального выпуска, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Таким образом, благодаря этому встроенному стабилизатору во время спадов облегчается налоговое бремя и тем самым смягчается экономический спад. Во время подъема (бума) в экономике налоговые поступления автоматически возрастают – все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается экономический подъем.
5.Социальная политика государства в рыночной экономике: распределение, перераспределение доходов, проблемы измерения неравенства в распределении доходов. Под социальной политикой государства подразумевается одно из направлений макроэкономического регулирования, включающего действия правительства по распределению и перераспределению доходов различных членов и групп общества.
Принято различать функциональное и персональное распределение доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства. В этом случае определяется какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональное распределение доходов – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются.
Одним из наиболее известных способов измерения неравенства доходов является построение кривой Лоренца.
Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини. [kgl]
Тема 14. [gl] Внешнеэкономическая
деятельность государства[:]
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ страны.
2. Основные формы МЭО
3. Инструменты и механизм внешнеэкономического регулирования.
ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ страны.
2. Место Казахстана в международном разделении труда. Проблемы вхождения РК в мировое хозяйство.