1. Сущность права.
2. Функции права.
3. Право в объективном и субъективном смыслах.
1. В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права — это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.
1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы — над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.
Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления. С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий. Аналогичное определение сущности права формулирует проф. О.Э. Лейст. Он пишет, что право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из различных классов, групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением. По мнению О.Э. Лейста, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое перемирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, стабильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный правопорядок, который обеспечивается соответствующим аппаратом судебных и других правоохранительных органов. В юридической литературе предлагается сущность права трактовать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. Так, доц. В.Л. Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность — в узаконенный произвол. Этот ученый определяет сущность права как выраженную и обеспеченную государством сбалансированную волю общества, установленную в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях. Против такого определения трудно возражать. Однако данная сущность присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не может не выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе не было бы борьбы за власть.
2. В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права — в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества. Другие ученые полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения. Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.
Таким образом, под понятием «функции права» следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права — это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:
1) определяются сущностью права и его социальным назначением;
2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;
3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;
5) характеризуются непрерывностью, длительностью.
Система функций права непосредственно связана с системой права. Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:
общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;
отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;
межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);
правовых институтов;
нормы права или отдельных норм.
В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние. Внутренние функции права — это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права. Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:
1) культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;
2) воспитательную — способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;
3) социального контроля — стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;
4) информационно-регулирующую — информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.
Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции — регулятивную и охранительную. При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества — упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий. Проф. С.С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции — статическую и динамическую. Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов — экономических, торговых и др. Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений. Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение — предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты. Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством. В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную. Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда. Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации). Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица. Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования. Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством. Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний. Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.
3. Как известно, содержание права составляют нормы права, т.е. правила поведения. При этом определяющим, ключевым моментом в содержании права является волевая сторона, т.е. запрограммированность на воплощение в жизнь конкретных моделей поведения участников общественных отношений. Воля — сложная психологическая категория, субъектами которой выступают отдельный человек, объединение людей, т.е. коллектив, класс, общество в целом. Воля в праве имеет государственный характер, поскольку правовые нормы создаются специальным аппаратом государственной власти, а содержание права закрепляется в формализованном виде — в текстах нормативных правовых актов, а также в других юридических источниках. Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «объективное право», под которым понимается критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения. Понятие «объективное право» близко по своему значению понятиям «закон», «законодательство», хотя эти понятия (право и закон) не тождественны. Вместе с тем объективное право — исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юридические возможности людей и других субъектов общественных отношений. Как объективное явление объективное право обладает качествами:
а) всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;
б) общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;
в) способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;
г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.
Надо, однако, иметь в виду, что право представляет собой единство объективного и субъективного. Поэтому под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и других нормативных правовых актах. Таким образом, субъективные права являются результатом претворения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями. И если объективное право «не прикреплено» к конкретному субъекту, а устанавливает объективные возможности для каждого, кто попадает в сферу действия нормы права, то субъективное право представляет собой решение данной жизненной ситуации на основе объективного права. Например, решение судебного органа, акт главы администрации, решение органа милиции или другого административного органа и т. д. Для субъективного права характерны:
а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;
б) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;
в) возникновение в результате правоотношения как его содержания;
г) защита и охрана государством.
Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека. Объективное право еще называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием, так как формируется государством, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.