Конкуренция (от лат. «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли-продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
- наличие множества равноправных рыночных субъектов;
- полная экономическая обособленность каждого из них;
- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои товар подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. Конкуренция – двигатель экономического прогресса.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
§ обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
§ стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
§ дифференциация товаропроизводителей;
§ давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
§ ликвидация неконкурентоспособных предприятий;
§ стимулирование снижения цен и повышение качество жизни.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей, что свидетельствует о центростремительной тенденций к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке и т.д.
Монополия (от греч. «монос» - один, «полео» - продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:
- естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства;
- искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам развития, б) характеру, в) методам соперничества
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.
Монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов.
Легальные монополии образуются на законном основании. К ним относятся следующие формы монополистической организации: патентная система, авторские права, торговые знаки.
Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. [kgl]
6. [gl] Тема Основы теории спроса и предложения[:]
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.
2.Эластичность спроса по цене и доходу.
3.Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
4.Эластичность предложения.
5.Рыночное равновесие, его виды.
6.Кардиналистская и ординалистская трактовки полезности потребителем.
ПЛАН СЕМИНАРА:
1.Экономическая природа спроса и предложения.. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие
2.Понятие эластичности.
3.Теория потребительского выбора.