В Республике Казахстан преобразование отношений собственности началось в сентябре 1991 года. Основным средством преобразования отношений собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в странах с развитой рыночной экономикой.
Разгосударствление экономики – это отказ государства от прямого управления хозяйствующими звеньями.
Приватизация – это часть процесса разгосударствления. Под приватизацией понимается процесс перехода государственной собственности в частную.
Во-первых, в дореформенный период здесь преобладала в основном государственная форма собственности, доля которой в основных фондах составляла около 80%. Во-вторых, в результате недостаточной проработки оптимального сочетания крупных, средних и мелких предприятий и имевшей место «гигантомании», в Казахстане сложилась сверхконцентрация производства, которая способствовала росту удельного веса крупных предприятий, неравномерно размещенных по территории республики. В-третьих, совершенно отсутствовал частный капитал, способный приобрести государственное имущество и эффективно его эксплуатировать. В-четвертых, у населения не было опыта и навыков рыночного ведения хозяйства, а также достаточных объемов денежных ресурсов на покупку средств производства.
Приватизация собственности в Казахстане проходила в три этапа. Основной задачей экономической политики правительства республики на первом этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование малых и средних объектов государственной собственности, направленное на формирование класса частных собственников - отечественных предпринимателей. В результате, к концу 1992 г. было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд.рублей в ценах того периода.
Второй, основной этап реформирования отношений собственности в Республике Казахстан начался с принятия в марте 1993 г. Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. На данном этапе в рамках малой приватизации продолжалась приватизация имущества небольших государственных предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, которое продавалось юридическим лицам и отдельным гражданам на аукционах и коммерческих конкурсах.
За 1993-1995 гг. было проведено 720 аукционно - конкурсных торгов, на которых было продано 9378 объектов. К 1996 г. в стране была полностью приватизирована бывшая государственная розничная торговля, система бытового и коммунального обслуживания. Появился слой частных собственников-предпринимателей, существенно изменился стереотип экономического мышления населения.
На данном этапе массовая приватизация была завершена полностью. Самым главным направлением реформирования собственности в Казахстане на втором этапе, была массовая приватизация. Она предусматривала постепенную приватизацию средних и крупных объектов государственной собственности. В ней был задействован купонный механизм. На 22 аукционах были выставлены на продажу за ПИКи акции выше 1600 предприятий, были реализованы акции, представлявшие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261,5 млн.тенге.
На втором этапе проводилась приватизация по индивидуальным проектам были охвачены предприятия с численностью работающих свыше 5 тыс. человек, являвшиеся монополистами и имевшие особое народнохозяйственное значение, за исключением производящих экспортную продукцию на мировой рынок. Одним из наиболее вероятных путей дальнейшего развития этих предприятий была передача их в трастовое (доверительное) управление. Это было связано с необходимостью в кратчайшие сроки восстановить нормальную работу предприятий, которые составляли основу экспортного потенциала страны и являлись главными налогоплательщиками. В 1995 г. началась передача предприятий в доверительное управление. Управляющие компании брали на себя обязательства по уплате задолженности работникам предприятий и инвестированию средств в оборотный капитал.
В рамках индивидуальной приватизации было продано 5 предприятий, 44 - были отданы в доверительное управление, в том числе 12 - иностранным субъектам. Всего за 1993-1995 гг. в Республике Казахстан было приватизировано более 10 тыс. предприятий и получено в бюджет средств на сумму 2 млрд. 406 млн. тенге.
В дальнейшем процесс реформирования отношений собственности в Республике Казахстан был продолжен в рамках реализации Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 гг. (Ill этап), основная цель которой состояла в достижении и закреплении преобладания частного сектора в экономике в результате реструктуризации объектов, оставшихся в государственной собственности и передачи их эффективным собственникам и реальным инвесторам. На данном этапе происходит переход от формального перераспределения собственности к действительному, сопровождающемуся прямым инвестированием средств в производство. Начиная с 1996 г., любая приватизация государственной собственности стала осуществляться только за денежные средства. Основными видами приватизации стали продажа на торгах (аукцион, тендер) и прямая адресная продажа.
На третьем этапе была значительно расширена база приватизации за счет предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, здравоохранения, образования, науки и культуры.
В нефтяной и газовой промышленности, энергетике, транспорте, связи, черной и цветной металлургии были утверждены секторные программы приватизации. По каждому сектору были разработаны специальные программы пообъектной приватизации преимущественно по индивидуальным проектам.
Развитие процесса приватизации и изменение общих условий в республике внесло изменения в приоритеты приватизационной политики, ее цели и задачи. Трансформация отношений собственности в стране выступала в свой качественно новый (четвертый) этап, характерной чертой которого стало повышение значимости экономической эффективности приватизации и управляемости государственным имуществом в отличие от предыдущих этапов, когда она как бы выводилась за скобки, и приоритет был отдан необратимости рыночных реформ.
Было произведено разделение объектов государственной собственности на относящиеся к республиканской и коммунальной собственности. Все крупные объекты республиканской собственности, в свою очередь, были отнесены к категориям: национальные компании, в которых государство намерено сохранить контрольный пакет акций; «голубые фишки» - высоколиквидные предприятия с частичным участием государства в нефтяной и металлургической отраслях, а также «Казахтелеком» и «Народный сберегательный банк Казахстана»; и, наконец, крупные объекты приватизации, в которые вошли 45 акционерных обществ и ТОО в большинстве своем объекты электроэнергетики, подлежащие продаже только после максимальной очистки от долговых обязательств.
В ходе приватизации использовались следующие методы приватизации: аукционный метод, конкурсный отбор, купонный механизм, акционирование.
Оценивая в целом результаты политики государства в области преобразования отношений и структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в основном завершен процесс разгосударствления и приватизации, устранена монополия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сектор, создана основа для развития малого и среднего бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах экономики. [kgl]
Тема 3. [gl] Основные формы организации экономики [:]
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.Натуральное хозяйство: основные черты и эволюция.
2.Условия возникновения и характеристика товарного хозяйства.
3.Товар и его свойства.
4.Развитие отношений обмена и возникновение денег. Функции денег.
ПЛАН СЕМИНАРА:
1.Сравнительная характеристика натурального и товарного хозяйства
2.Виды денег. Денежное обращение
1.Натуральное хозяйство: основные черты и эволюция
Натуральное хозяйство – это исторически первая форма организации экономики, тип хозяйства, в котором продукты производятся для внутрихозяйственного потребления.
Основные черты натурального хозяйства:
1) это форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, а также потребления внутри отдельной хозяйственной единицы;
2) характерна для слабого развития общественного разделения труда;
3) имеет замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинную технику и медленные темпы развития.