Конспект лекций по предмету "Религия"


Лекция Понятие налога 2010 Развитие учений о налогообложении учебник Налоговое право Крохина

Лекция Понятие налога 2010


Развитие учений о налогообложении
учебник Налоговое право Крохина

Формирование основных налоговых теорий в качестве науч­ных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, ос­новные направления которой складывались под непосредствен­ным воздействием экономического и политического развития общества.
Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различ­ные варианты моделей налогообложения в государстве в зави­симости от признания за налогами того или иного назначе­ния. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложе­ния.
Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связа­но с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение отно­сительно справедливости взимания налогов, поэтому существо­вала необходимость теоретического обоснования налогов (См.: Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 76.).
Первой налоговой теорией является теория обмена, полу­чившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая тео­рия, возникшая в XVII—XVIII вв. во Франции. Ее представите­лями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан и Шарль Луи Монтескье, которые рассматри­вали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охра­ну его личной и имущественной безопасности, защиту государ­ства и другие услуги, т. е. как цена за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Жан Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэконо­мии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражда­нином за полученные им наслаждение от общественного по­рядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы лично­сти и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан.
Теория налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист Адольф Тьер. После­дователями были Э. де Жирарден, английский экономист Джон Рамсей МакКуллох и др. Согласно этой теории общество пред­ставлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу пото­му, что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обес­печить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.
Классическая теория налога (теория налогового нейтралите­та) существовала во второй половине XVIII — первой поло­вине XIX в. (Адам Смит и Д. Рикардо), Ее сторонники рас­сматривали налоги как основной вид государственных дохо­дов, которые должны покрывать затраты по. содержанию правительства.
Данная теория имеет более высокий научный уровень и со­стоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется А. Смитом. Его основным трудом является «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собственного определения налога, однако особое значе­ние имеют разработанные им классические принципы построе­ния налоговой политики:
— принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой госу­дарства;
— принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;
— принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
— принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложе­ния.
Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообло­жения является земельная рента, поскольку ее нельзя перело­жить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесооб­разными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.
Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Одним из базовых положе­ний кейнсианской школы является ориентация на спрос, кото­рый считается определяющим в регулировании рыночной эко­номики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно этой теории налоги — встроенный механизм гибкости в экономиче­ской системе.
Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считая их пожертвованиями на общую пользу.
Примером частной налоговой теории является научная тео­рия о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых посту­плений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Ос­новные положения теории А. Леффера заключаются в следую­щем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если став­ка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом в каждом случае допускаются определенные отклоне­ния.
Таким образом, процесс теоретического 'обоснования при­роды налога и оптимальных границ налогообложения прошел длительный период, не имеющий завершения. И в настоящее время, несмотря на усилившееся внимание ученых к пробле­мам налогового права, происходит научно-теоретическое ста­новление воззрений на проблемы в этой области.


Российское налоговое право Винницкий

Понятие налога

Целесообразно следующим образом определить рассмат­риваемую категорию: фиск — это публично-территориальное об­разование, выступающее в публично-правовых имущественных отношениях с частными лицами, наделенное при этом правомо­чиями осуществлять присвоение на праве собственности иму­щества, передаваемого ему указанными частными лицами в рамках названных отношений.
Таким образом, понятие «фиск», отражая, в первую очередь, публичную природу государства и нало­говых отношений, складывающихся с его участием, в то же время учитывает имущественный характер данных отношений и особое правовое положение их участниковкак собственников имущества.
Системообразующее значение для налогового права категории «фиск» обусловлено тем, что данная категория отражает процесс реализации основной функции налогового права — справедливого и экономически обоснованного распределения бремени публичных расходов.
Публичные расходы, будучи распределенными в ходе оп­ределения конкретных сумм причитающихся налогов и сборов (применительно к каждому плательщику), подлежат возмещению путем уплаты этих налогов и (или) сборов.
Таким образом, понятие «фиск», характеризующее правосубъектность публично-террито­риального образования, связанную с присвоением материальных благна праве собственности (передаваемых в качестве налогов и сборов), выражает правомочие на получение компенсации публич­ных расходов.
В связи с указанными факторами и с учетом госу­дарственного устройства РФ, понятие «фиск» отражает не только государство, понимаемое с определенной точки зрения. Правильной является широкая трактовка соответствующего понятия, охваты­вающая налоговую правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (дополним, что особое положение внебюджетных фондов не позволяет, однако, вывести данный институт за пределы категории фиска).
Определение понятия «фиск» помогает точнее охарактеризовать содержание и объем производного от него понятия — «фискальное взимание».
Уже изложенное ранее позволяет выявить, по крайней мере, два признака обозначаемого термином «фискальное взимание» общественного института:
- имущественный характер соответствую­щего взимания и
- факт его предназначения фиску, т. е. государству, или при широком (и более точном) подходе — любым публичным институтам. Однако указания лишь на эти два признака является недостаточным.
Дополнительно следует подчеркнуть обязательный характер соответствующего взимания и его безвозмездность, пол­ную или частичную. (Частичная безвозмездность — это неравно­ценное возмещение или отсутствие эквивалентности при обмене материальными благами.)
Понятие фискального взимания необходимо отграничить от отчуждения ма­териальных благ, которое происходит на основе обязательности и безвозмездности, однако связано с взысканием с частного лица имущественной санкции за совершенное правонарушение (штрафы, конфискация, пени). (От случаев принудительного изъятия имущества, обозначенных, в частности, в гл.15 ГК РФ, фискальное взимание отличается по признаку безвозмездности).
Следовательно, фискальное взимание - безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ, принадлежащих на законных основаниях частным лицам, в пользу фиска, осуществляемое на началах обязательности и не носящее характера санкции за правонарушение.
Сложное понятие «фискальное взимание» распадается на два самостоятельных: «налог» и «сбор».
Известно также, что становле­ние современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об осно­вах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безуслов­но, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые пози­ции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.).
До принятия части первой НК РФв ст. 2 Закона РФ «Об основах нало­говой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошли­ной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществ­ляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Названный закон не проводил четкого раз­граничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензи­онные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».


Крохина

Важную роль сыграл Конституционный Суд РФ, ко­торый первый, среди правоприменительных органов предпри­нял попытку выработать понятие «налог».
Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с за­просом о… Впоследствии Конституционным Судом РФ были установ­лены и исследованы основные характеристики налоговых пла­тежей.


Публичное предназначение.

В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной… На публичное предназначение налоговых платежей неодно­кратно обращал внимание…


Другая разновидность фискального взимания, преду­смотренная российским правом, — это сбор.

В силу п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из… Даннаялегальная дефиниция является определенным нововведением в сфере… Для обозначения фискального взимания, обладаю­щего признаками сбора, предусмотренными действующим российским…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.