Лекция Понятие налога 2010
Развитие учений о налогообложении
учебник Налоговое право Крохина
Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.
Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.
Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов (См.: Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 76.).
Первой налоговой теорией является теория обмена, получившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII—XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан и Шарль Луи Монтескье, которые рассматривали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, защиту государства и другие услуги, т. е. как цена за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.
В первой половине XIX в. швейцарский экономист Жан Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан.
Теория налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист Адольф Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Джон Рамсей МакКуллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу потому, что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.
Классическая теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII — первой половине XIX в. (Адам Смит и Д. Рикардо), Ее сторонники рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты по. содержанию правительства.
Данная теория имеет более высокий научный уровень и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется А. Смитом. Его основным трудом является «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики:
— принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;
— принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;
— принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
— принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.
Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.
Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Одним из базовых положений кейнсианской школы является ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно этой теории налоги — встроенный механизм гибкости в экономической системе.
Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считая их пожертвованиями на общую пользу.
Примером частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории А. Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом в каждом случае допускаются определенные отклонения.
Таким образом, процесс теоретического 'обоснования природы налога и оптимальных границ налогообложения прошел длительный период, не имеющий завершения. И в настоящее время, несмотря на усилившееся внимание ученых к проблемам налогового права, происходит научно-теоретическое становление воззрений на проблемы в этой области.
Российское налоговое право Винницкий
Понятие налога
Целесообразно следующим образом определить рассматриваемую категорию: фиск — это публично-территориальное образование, выступающее в публично-правовых имущественных отношениях с частными лицами, наделенное при этом правомочиями осуществлять присвоение на праве собственности имущества, передаваемого ему указанными частными лицами в рамках названных отношений.
Таким образом, понятие «фиск», отражая, в первую очередь, публичную природу государства и налоговых отношений, складывающихся с его участием, в то же время учитывает имущественный характер данных отношений и особое правовое положение их участниковкак собственников имущества.
Системообразующее значение для налогового права категории «фиск» обусловлено тем, что данная категория отражает процесс реализации основной функции налогового права — справедливого и экономически обоснованного распределения бремени публичных расходов.
Публичные расходы, будучи распределенными в ходе определения конкретных сумм причитающихся налогов и сборов (применительно к каждому плательщику), подлежат возмещению путем уплаты этих налогов и (или) сборов.
Таким образом, понятие «фиск», характеризующее правосубъектность публично-территориального образования, связанную с присвоением материальных благна праве собственности (передаваемых в качестве налогов и сборов), выражает правомочие на получение компенсации публичных расходов.
В связи с указанными факторами и с учетом государственного устройства РФ, понятие «фиск» отражает не только государство, понимаемое с определенной точки зрения. Правильной является широкая трактовка соответствующего понятия, охватывающая налоговую правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (дополним, что особое положение внебюджетных фондов не позволяет, однако, вывести данный институт за пределы категории фиска).
Определение понятия «фиск» помогает точнее охарактеризовать содержание и объем производного от него понятия — «фискальное взимание».
Уже изложенное ранее позволяет выявить, по крайней мере, два признака обозначаемого термином «фискальное взимание» общественного института:
- имущественный характер соответствующего взимания и
- факт его предназначения фиску, т. е. государству, или при широком (и более точном) подходе — любым публичным институтам. Однако указания лишь на эти два признака является недостаточным.
Дополнительно следует подчеркнуть обязательный характер соответствующего взимания и его безвозмездность, полную или частичную. (Частичная безвозмездность — это неравноценное возмещение или отсутствие эквивалентности при обмене материальными благами.)
Понятие фискального взимания необходимо отграничить от отчуждения материальных благ, которое происходит на основе обязательности и безвозмездности, однако связано с взысканием с частного лица имущественной санкции за совершенное правонарушение (штрафы, конфискация, пени). (От случаев принудительного изъятия имущества, обозначенных, в частности, в гл.15 ГК РФ, фискальное взимание отличается по признаку безвозмездности).
Следовательно, фискальное взимание - безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ, принадлежащих на законных основаниях частным лицам, в пользу фиска, осуществляемое на началах обязательности и не носящее характера санкции за правонарушение.
Сложное понятие «фискальное взимание» распадается на два самостоятельных: «налог» и «сбор».
Известно также, что становление современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безусловно, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.).
До принятия части первой НК РФв ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Названный закон не проводил четкого разграничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензионные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».
Крохина
Важную роль сыграл Конституционный Суд РФ, который первый, среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие «налог».
Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с запросом о… Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей.
Публичное предназначение.
В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной… На публичное предназначение налоговых платежей неоднократно обращал внимание…
Другая разновидность фискального взимания, предусмотренная российским правом, — это сбор.
В силу п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из… Даннаялегальная дефиниция является определенным нововведением в сфере… Для обозначения фискального взимания, обладающего признаками сбора, предусмотренными действующим российским…