Учебники литургики обычно строятся по-другому. Они смотрят извне, формально и рационально. И богослужение, описываемое ими, напоминает некий часовой механизм. Поэтому сейчас я только вкратце напомню вам самое основное, что вы можете прочесть в любом учебнике по литургике.
Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т.н. круг.
Это можно изобразить и в виде таблицы:
Суточный круг
Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня.
Материал, в основном, библейский: псалмы, прокимны, каноны ИХ и БМ. Главная книга: "Часослов" (Савва Освящ.) "Псалтирь следованная"
Седмичный круг
Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам.
Материал гимнографический: Стихиры на "Господи воззвах" стихиры утрени, воскресные каноны и светильны. Главная книга: "Октоих" (Иоанн Дамаскин)
Неподвижный круг
Неподвижные праздники, посты и дни святых.
Тропари, кондаки, службы святым. Главные книги: "Минеи"
Подвижный круг
Подвижные праздники и службы Великого Поста
18 нед. = 10 нед. Поста + 8 нед. до 50-цы
17 седм = 10 с.Поста + 7 седм
Службы Поста ("Октоих" оставляется), Пасхи и послепасхальные. Главные книги: "Триодь" (Постная и Цветная)
Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним.
Т.е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные.
Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе — Литургия.
вечернее
утреннее
дневное
9 час
Полунощница
3 час
Вечерня
Утреня
6 час
Повечерие
час 1
Литургия
Центр же всего — Евхаристия.
И этот центр неподвижен!