Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: "При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ..." — т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан "гимнами хваления" называет псалмы 62, 118 и 148. А "Апостольские постановления" заповедуют: "каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря псалом 62, вечером же 140" (кн. 2, гл. 59). Т.о. , бесспорно, утренним псалмом был 62, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию.
"... И вот приходит епископ с клиром и тотчас входит внутрь пещеры (Гроба). И там внутри ее за решеткой (будущий иконостас) сначала говорит молитву за всех людей и поминает имена тех, кого ему угодно помянуть..." Мы уже видели этот аналог Великой ектении во время вечерни.
"Прочитав молитву... (согласно "Апостольским постановлениям" это — молитва "Боже духов и всякия плоти..." которая просит Господа принять наши утренние благодарения и сподобить вечной жизни). Итак:
"Прочитав молитву, епископ выходит из святыни и тогда все присутствующие подходят к нему под благословение, и он, выходя, благословляет каждого по очереди. Затем, уже на рассвете, бывает отпуст" — буквально: "lit missa" и, т.к. название "Мисса" (Месса) происходит от торжественной формы отпуста ("ite missa est"), то многие западные толкователи полагают, что сразу после утрени служилась литургия (ранняя?). Но, т.к. о ней не сказано ни слова (а повествование сразу переходит к 7 часу), то это сомнительно.
Как бы то ни было, структура Утрени у нас фактически дублирует структуру вечерни (что мы видели уже в 3 веке), отличаясь только содержанием молитв:
1. Утренний псалом — 62.
2. Другие псалмы или антифоны.
3. Вход епископа
4. Великая ектения.
5. Утренняя молитва епископа: "Боже духов..."
6. Молитва главопреклонения.
7. Благословение и отпуст.
Здесь не хватает только двух элементов: чтения Писания и литии. Но мы легко найдём их в описании Воскресной Утрени, которое следует ниже: "На седьмой день, в воскресение, еще до пения петухов... множество людей... собирается во дворе у храма Воскресения... Люди поют гимны и антифоны и произносят после каждого гимна и антифона молитвы... Здесь всегда присутствуют пресвитеры и диаконы, готовые к совершению бдения..." (т.е. эта предварительная часть соответствует нашей полунощнице).
"Как только пропоет первый петух, епископ сразу же приходит в церковь и входит в пещеру в храме Воскресения. Тогда сразу раскрываются все двери храма и многочисленная толпа людей входит в Анастасис, полный света от бесчисленных горящих лампад". Т.е. с приходом епископа открывается храм Воскресения и в нём утреня начинается как бы заново (а в будние дни епископ только доканчивал её): поются три псалма, за каждым из которых следует молитва.
Остановимся подробнее на этом моменте:
"И как только все войдут (т.е. речь идёт о входе, точнее: о входной процессии, аналогичной, например, Малому входу), один из пресвитеров начинает петь псалом, и все отвечают ему, заканчивая молитвой. Затем один из диаконов поёт псалом, и снова произносится молитва, а после третьей молитвы... После того, как три псалма бывают пропеты и три молитвы произнесены, приносят кадильницы в пещеру храма Воскресения... Тогда епископ, встав за решеткой, берет Евангелие и сам читает о Воскресении Господнем... ("Письма паломницы 4 века", М. 1994 г. стр. 196-198).
Эта богослужебная структура (3 пения, за каждым из которых следует молитва, а потом читается Евангелие) нам почему-то уже знакома. Давайте вспомним, где мы её встречали. Это было в лекции № 8, где речь шла о структуре древнейшего всенощного бдения, из которого в 3 веке выросли Вечерня и Утреня. Мы говорили тогда, что это бдение носило предъевхаристический характер и что в основе его лежала следующая структура: 3 библейские песни с припевами и молитвой, за которыми следовало чтение Писания.
В. Лурье, который подробно изучал развитие этой структуры на базе школы о. Хуана Матеоса, обнаружил её модификации в таких производных чинопоследованиях как: утреня, вечерня и предъевангельская часть Литургии оглашенных.
Это развитие можно иллюстрировать следующей схемой:
Повсюду первоначальная структурная основа бдения остаётся, хотя в производных т.н. "песенных последованиях" её конкретные элементы могут замещаться. Например, диаконские молитвы превращаются в ектении. Библейские песни в утрени (описываемой Этерией) замещаются псалмами, а в литургии оглашенных — антифонами. И, таким образом, вместо 3 библейских песен, сопровождаемых 3 молитвами, возникает следующее песенное последование (т.н. "Трёхпсалмие"):
1. Вел. ектения + 1 антифон.
2. Мал. ектения + 2 антифон.
3. Мал. ектения + 3 антифон (который сопровождает Мал. вход и заканчивается пением тропарей, исторически возникших именно из припева к этой структуре).
В. Лурье в своём замечательном исследовании "Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения Иерусалимского типа", восстанавливает следующую последовательность этого типа:
· в сер. 4 в. — припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос;
· на рубеже 4-5 вв. — появились ещё 2 тропаря типа "ипакои" (на "слава и ныне");
· в сер. 5 в. — вся структура стала завершаться богородичным и получила название "канона". Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина и проч.! Только в 8 в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9 песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом:
· песни 1-3 + ипакои + мал. ектения.
· песни 4-6 + кондак и икос + мал. ектения.
· песни 7-9 + экзапостиларий + мал. ектения.
Т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом "Честнейшую...").
См. "Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований", Том. I, СПб. 1995 г. стр. 187-199.
Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений — ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия:
После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст" ("Письма паломницы 4 века", М. 1994 г. стр. 196-198).
И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" — продолжают тему воссияния духовного света, открытую в 4 веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским.