Эффективным методом управления материальными потоки ми является анализ полной стоимости, который часто называют концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.
Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.
Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости первоначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии этот метод стали использовать в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.
Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.
Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга, надводная часть которого представляет собой четко просматриваемую часть цены решения. Полная масса айсберга — это полные затраты, связанные с решением, т.е. полная цена решения. Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать "скрытую" стоимость решения, заключаются в следующем:
• необходимость в специальных знаниях;
• необходимость учета факторов, связанных с косвенными затратами.
Следует отметить, что решение, принятое без учета "подводной части айсберга затрат", скорее всего, не будет лучшим.
Перечислим характерные примеры применения метода.
• выбор между приобретением собственного склада или использованием склада общего пользования;
• выбор между созданием одного централизованного склада или нескольких децентрализованных распределительных центров;
• альтернатива между редкими закупками сырья в больших объемах или частыми закупами, но в меньших объемах;
• изменение маршрута доставки груза с целью экономии затрат или лучшего удовлетворения спроса;
• внесение изменений в цикл заказа (время от момента, когда заказчик решил приобрести определенный продукт, до момента завершения поставки этого продукта конечному потребителю, включает в себя время на передачу заказа продавцу выполнение заказа и его отправку);
• изменение графика производства (увеличение или уменьшение продолжительности производственного цикла или регулирование текущих объемов производства до того, как возникнут отклонения из-за изменившихся размеров спроса).