Акциденция ( лат. accidens - случайность) - случайная, преходящая, временная, несущественная свойство.
Происхождение понятия акциденция
Это понятие впервые ввел Аристотель ( «Метафизика» , «Физика» ). Оно широко употреблялось в средневековья. схоластике , а также в философии 17-18 вв., где А. как меняющееся состояние противопоставлялась субстанции - неизменной сущности вещей . С точки зрения диалектического материализма такое противопоставление неправомерно: все свойства (существенные и несущественные, необходимые и случайные, постоянные и неустойчивые) являются подвижными, изменчивыми, такими, которые переходят друг в друга; не существует неизменной основы вещей. Поэтому в марксист. философии термин «акциденция» обычно не употребляют.
Виды акциденций
Философская акциденция : символ - одна из форм познания мира. В символе открывается сама сущность человеческого сознания, но эта сущность никогда не теряет связи с первоначальными экспрессивными переживаниями.
Психологическая акциденция : символ - одна из форм проявления сознания, он в неразвернутой форме включает в себя все возможные конкретизации предмета, многозначительную смысловую перспективу его развертывания в действительности. Символические концепты возникают еще до момента свободного владения языком, о чем свидетельствуют исследования Ж. Пиаже [Пиаже 1983: 133-136], в процессе ассимиляции между предметами, а также между предметами и схемой действий, другими словами, одни предметы ассимилируют другие, что приводит возникновения экстенсионал, или символа.
Психоаналитическая акциденция : символ - единственная опосредованная возможность проявления подсознательных начал в индивидуальной психике и в культуре . По К. Юнгу, во всех трактовках архетипа есть нечто общее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию.
Лингвофилософская акциденция : символ - форма выражения смысла . По Р.Дж. Коллингвуд, язык имеет двусторонний характер: с одной стороны, она является средством выражения (например, собственных чувств), а с другой - символическим аппаратом, или интеллектуализированном языке. "Речь при этом интеллектуализированной форме обладает как выразительностью, так и смыслом. Как язык он выражает определенные эмоции. Как символический аппарат он проникает за эмоции, к мысли, что несет этот эмоциональный заряд. Такова знакома разница между тем,« что мы говорим » и тем, «что мы имеем в виду» [Коллингвудом]. Назначение символа - передать смысл, что может быть скрытым по определенной форме.
Этнолингвистические акциденция : символ - часть ритуального действия или реализация мифопоэтического представления. Ритуал древнее даже за язык , ритуальная сак-рализована действие постепенно формируется в символические формы, в частности, язык. "Наряду с« видимой »структурой слова ( корень , суффикс , окончание , перформаты и детерминативы) существует и «невидимая» его структура, которая отражает основные категории магического мышления и в значительной мере степени определяет механизм языка [Маковский: 2]. Поэтому слово навсегда остается символом, который достигает в глубины сознания.
Герменевтическая-философская акциденция : символ - часть целого, единство намека и утаивания этого целого. Символ, «опыт символического подразумевает, что отдельное, особое предстает как осколок бытия , способный соединиться с соответствующим ему осколком в целостность, или также, что это - долгожданный частица, дополняющая до целого, фрагмента жизни, который всегда ищут » [Гадамер 2001: 79]. По Гадамером, символ не только указывает на значение, но и представляет его, в том смысле, что не замещает нечто иное, не выступает лишь представителем чего, а сохраняет в своем представительстве то, что представляет. Например, «портрет, висящий в зале ратуши, или в церковном помещении, или где еще, должно быть элементом существующего существования этого лица. Лицо на репрезентативном портрете здесь присутствует в той репрезентативной роли, которую она имеет »[Гадамер 2001: 81].
Формально-логический акциденция : символ - условный знак, как правило, графический, обозначающее логические операции, формализованные понятия , алгоритмы процессов или действий. Их особенность в том, что они представляют какую-то идею, понятие, но без их «присутствия» в гадамеровськом понимании. Освещение концепта символа в научной картине мира названными акциденция не исчерпывается, мы не упомянули идеи А. Ф. Лосева, Ч. Пирса, Ю. М. Лотмана, О. А. Потебни и других выдающихся ученых, которые пытались раскрыть его сущность и найти определенный инвариант его определения. Но, очевидно, это невозможно, поскольку каждая отдельная научная отрасль имеет свою семиотическую систему и позицию относительно исследуемого объекта. Что является действительно инвариантным при подходе к символу в научной картине мира - это терминологические рамки, понимание его как термина, несмотря на размытость этого концепта. Здесь каждый вариант употребления слова «символ» - это метаязычный вариант, который функционирует как элемент определенной отраслевой терминосистемы.
В языковой картине мира концепт символа наполняется опытным функциональными смыслами. Для того, чтобы попытаться определить характер этой функции, «удобнее не давать какого-либо общего определения, а исходить из интуитивно дарованных нам нашим культурным опытом представлений и в дальнейшем стараться их обобщить» [Лотман 2002: 212].