Христианство представляет наиболее последовательное воплощение теизма, основываясь на Тринитарном догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога как непостижимого, выходящего за пределы человеческого восприятия или трансцендентного миру Абсолюта, единого в трех лицах: единосущность Бога-отца (безначального первоначала), Бога-сына (смыслового и оформляющего принципа- Логоса) и Бога-Святого Духа (животворящего принципа), неслиянных и неразделимых[16]. Бог как личность проявляет в общении с человеком такие нравственные и бытийные свойства как любовь. Подобие этих свойств составляет Образ Божий в человеке.
Ориентация на нездешнее проявляется в процедурах обрядности, что проявляется в феномене «таинств» как приобщения в повседневности сакральным сферам. В частности, крещение рассматривается как изглаживание наследственной греховности, как духовное рождение. Причащение как интимное соединение с Иисусом для вечной жизни через вкушение хлеба и вина, претворенных « в плоть и кровь Христову». Бракосочетание как соучастие в браке Христа с Церковью. Исповедь как покаяние перед Богом, признание своих грехов перед священнослужителем, который отпускает их от имени Христа. Соборование как прошение исцеления души и тела.
В основу христианского ветхозаветного канона положена «Септуагинта» или перевод 70 старцев - греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в Ш-П векек до н.э. эллинизированными иудеями в Александрии.
В Септуагианте» было 50 произведений, в нем присутствовали произведения, не включенные в иудейский Ветхий завет. Позже исторически сложились различия в составе ветхозаветного канона между православными, католиками и протестантами. Православные печатают все 50 произведений , но каноническими считают 39, в католическом «Ветхом завете» печатается 46 книг, а протестанты в переводах писания полагаются на иудейский канон из 39 книг.
Новозаветный канон одинаков во всех христианских вероисповеданиях. Новый завет трактуется как новый союз Бога со всеми людьми, осуществленный через Иисуса Христа. Новый Завет и есть христианская Библия.
Раньше всех были признаны каноническими Евангелия, последним – «Откровение Иоанна Богослова» (« Апокалипсис»), хотя написано оно было сравнительно рано - 85 г. Его атрибуция апостолу Иоанну, любимому ученику Христа, автору 4-го Евангелия, до сих пор не является общепризнанной. Христианский канон был принят в 393 году на поместном Гиппонском соборе, утвержден в1546-1563 г.г. на вселенском соборе
Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается в Новом Завете, в виде многоступенчатых композиций сказания в сказании, перехода – передачи Откровения между тремя участниками коммуникации - Триады: Бог- посланник Бога Иисус Христос – люди. Реализуется в Священном Писании в виде прямой речи Бога-Отца, Бога Сына и благовествованиях (евангелиях) от Матфея, Марка, Луки, Иоанна о земной жизни и смерти Учителя.
Иисус Христос совмещает всю полноту человеческой и божественной природы.
Нравственная доктрина как деятельность Иисусаидеологическиотражена в Евангелиях:
· Идея Бога как творца мира и нравственного законодателя;
· Идея равенства людей перед Богом;
· Идея любви и милосердия;
· Идея страдания как блага;
· На ранних стадиях развития христианства – отрицательное отношение к собственности.
Христианство возникло в 1 веке в восточных провинциях Римской империи, развивая созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благодати, абсолютного знания, абсолютного могущества. Возникновение и распространение христианства происходило в период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка основных ее ценностей. Христианство предлагало путь внутреннего спасения, уход от греховного мира в себя, противопоставляя гедонистическим устремлениям - строгий аскетизм, высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего. Христиане считали, что договор (Ветхий завет), заключенный между Богом и одним народом (евреями), был заменен Новым Заветом, заключенным со всеми народами благодаря явлению Христа.
Развитие христианства как мировой религии определило новозаветное равенство перед Богом всех верующих без национальных или языковых границ. В 311 -313году оно обретает легальный статус, в 324 становится государственной религией при императоре Константине 1. Символом Верыпровозглашается известное«Верую».[17]
В 451 году Халкидонский собор принял формулу веры, которой придерживаются почти все христианские церкви: