Развитие распределенного имитационного моделирования идет по двум направлениям. Это монолитные системы моделирования и готовые системы моделирования, объединенные с помощью специального программного обеспечения.
Для создания новых высокоэффективных «монолитных» систем моделирования, в которых поддерживается параллельное дискретно-событийное моделирование (PDES-Parallel Discrete Event Simulation) используют спецпроцессоры для параллельного моделирования, сопутствующие языки, библиотеки и инструментальные средства. Примерами этого подхода служат такие системы как TeD/GTW, SPEEDES, Task-Kit и др. В нашей стране тоже ведутся работы по созданию распределённых систем имитации (Мера (Новосибирск), Диана (МГУ)). Имитационные модели тесно связаны со средой, для которой они были разработаны, и это создает проблемы при смене окружения, например, при переносе системы на другую платформу.
Вторая парадигма, которая появилась в распределенном моделировании – это объединение разнородных систем моделирования. В этом случае компонентами имитационного моделирования являются не объекты (как это делается в последовательном моделировании), не логические процессы (PDES), а сами имитационные модели. Таким образом, задача этих проектов создать окружение для взаимодействия уже ранее созданных имитационных моделей. Этот подход используется в таких системах как DIS (Distributed Interactive Simulation), ALSP (Aggregate Level Simulation Protocol), HLA (High Level Architecture или «Архитектура высокого уровня»). В настоящее время широко используется HLA. Компонентами имитационного моделирования в этом случае являются федераты, а объединение федератов называют федерацией. Федераты одной федерации могут быть разнородными (это могут быть имитационные модели, тренажёры, программа для сбора данных и даже «живые участники»). Обмен данными между федератами и исполнение федератов в едином модельном времени выполняется с помощью программной оболочки RTI.