Конспект лекций по предмету "Информатика"


Структура информационного пространства

Хотя термин «информационное пространство» является лишь метафорой, обратимся к проблеме анализа структуры этого пространства. Математики привыкли связывать с любым пространством некоторую структуру, в противном случае говорят не о пространстве, а лишь о множестве не связанных между собой элементов. Ключевым понятием в пространстве является именно связь. Она может проявляться по-разному. В линейных пространствах это возможность получить некоторый элемент как результат простой операции над двумя другими элементами. В метрических пространствах связь характеризуется расстояниями между элементами. В топологических пространствах структура определяется системами открытых или замкнутых множеств и, соответственно, принадлежностью элементов этим множествам. Перечисление можно продолжать.
В информационном пространстве имеется множество субъектов, осуществляющих информационное взаимодействие: это, прежде всего, люди, порождающие информацию, передающие и потребляющие информацию; к субъектам нужно отнести и автоматы – компьютеры с программами, выполняющие аналогичные действия. Информационное пространство включает в себя и объекты – документы в широком смысле этого слова, т.е. определенные информационные единицы, которыми оперируют субъекты. На множество субъектов накладываются различные структуры: структура ведомственной подчиненности группирует людей по организациям, организации – по органам управления муниципального, регионального, федерального уровня. Не полностью совпадает с ней структура географического расположения. Другие структуры группируют людей по профессиям, по специальностям; менее формальные структуры группируют по интересам и т.д. Свои структуры существуют для субъектов – автоматов. Еще более разнообразным является структурирование объектов.
К многообразию структур добавляется еще и динамика. Множества субъектов и (особенно) объектов изменяются с течением времени. Изменяются и структуры: появляются новые связи и исчезают старые, субъекты и объекты переходят из одних множеств в другие.
Информационное пространство существует вне зависимости от наличия или отсутствия компьютерных сетей. Компьютерные сети создают потенциальную возможность образования новых, дополнительных структур в информационном пространстве (например, объединяя субъекты в телеконференции по интересам, в чаты), уменьшают эффективное «расстояние» между субъектами (давая возможность свободно и часто обмениваться информацией людям из разных частей света, что без сетей нереально в массовом масштабе). Компьютерные сети в полной мере соответствуют термину транспортная среда. Они не меняют качественно информационное пространство.
Для того чтобы воспользоваться транспортом нужно знать, куда и с какой целью следует перемещаться. Транспортную среду можно сравнить с телефонной сетью. Вы можете звонить для получения информации тем людям, которых знаете; но и раньше (без телефона) вы могли получить требуемую информацию у тех же людей. Вы можете, воспользовавшись могуществом телефонной сети, звонить наугад по тысячам других номеров, но нужную информацию вы вряд ли получите.
Проблема в том, что в информационном пространстве структуры фрагментарны. Связи видны субъектам в основном локально, в некоторой небольшой окрестности. Поэтому субъект пространства может даже не подозревать о существовании (информационно) удаленного от него другого субъекта.
Ситуацию можно сравнить с отсутствием географических карт. Представим себе, что мы никогда не видели географических карт. Тогда жителям Перми и Краснодара, встретившимся в Нижнем Новгороде, будет трудно объяснить друг другу, где они живут. Очень большая часть нашего знания связана с глобальной информацией, с взглядом сверху на страну, на мир. Недаром сейчас так популярны ГИС – географические информационные системы.
Если вновь обратиться к математическим аналогиям, то можно вспомнить понятие транзитивного замыкания графа. Граф включает в себя связи (дуги) между элементами (вершинами). Эти связи локальны: их «видят» только соседние элементы. Зачастую, хотя два элемента не связаны дугой непосредственно, от одного к другому можно переместиться, пройдя по последовательности дуг – по некоторому маршруту. В графе – транзитивном замыкании в этом случае вводится дополнительная дуга, связывающая элементы непосредственно. Таким образом, транзитивное замыкание графа содержит глобальную информацию, наряду с локальными связями.
Отсюда следует простой вывод: нужно изменить информационное пространство, построив его транзитивное замыкание.
Каким образом может быть построено транзитивное замыкание информационного пространства? Ответ также прост: добавлением к существующему информационному пространству информационной системы, содержащей глобальную информацию и делающей эту информацию доступной всем субъектам (ТЗ ИП = ИП + ИС).
Если исходное информационное пространство распределено по некоторой территории, то мы приходим к распределенной ИС, если эта территория регион – то к региональной распределенной информационной системе (РРИС).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.