Конспект лекций по предмету "Надежность систем"


Логистика на автомобильном транспорте

Логистика на автомобильном транспорте
Лекция 1

Глава 1. Понятие логистики.

Термин логистика, получивший широкое распространение в современной бизнес культуре, был известен с 9 века нашей эры (Византия) и обозначал хорошо организованную работу тыла по обеспечению войск. Множество сражений и даже войн были проиграны вследствие плохой организации обеспечения войск. Например: война за независимость в Северной Америке, когда англичане в течение шести лет не могли организовать снабжение армии, а когда в 1871 году наладили чёткое обеспечение войск оружием и продовольствием, уже было поздно. Начальные этапы практически всех войн, которые вела Россия, начиная с Крымской, отличались плохим или безобразным обеспечением боевых соединений и как следствие, серьёзными поражениями.
В военной сфере к логистике относили не только вопросы снабжения, но и вопросы быстрого, соответствующего боевым задачам перемещения войск.
Действующую на боевой линии воинскую часть можно сравнить с головой атакующей или обороняющейся змеи. Хо­рошо поставленная военная логистика обеспечивает возмож­ность молниеносных бросков в любом направлении, перемещая и снабжая боевой орган. Причем делает это гармонично, без ма­лейшей расточительности движенческого ресурса.
В России в середине XIX в. согласно Военному энциклопе­дическому лексикону, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемеще­нием войск как вдали от неприятеля, так и вблизи него, а также организация их тылового обеспечения.
В начале XX в. термин "логистика" ушел из россий­ской военной лексики: "...слово "логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считать­ся окончательно вышедшим из употребления" (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Санкт-Петербург, 1896 год). В то же время "Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля 1903-1909 годов даёт определение логистики как "часть тактики, о передвижении войск". Тем не менее наука и практика управления матери­альными потоками в военной области продолжала и продолжа­ет развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффек­тивности боевых действий от хорошо согласованного, быстрого точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.
"Без самой тщательной, основанной на точных математиче­ских расчетах организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения воен­ных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечива­ющих тыловое снабжение... немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций". Эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечествен­ный полководец — Г. К. Жуков[1].
Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. Широко применялась логистика во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово "logistics" как " воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспе­чение, 3) организация и осуществление работы тыла".
Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направ­ление хозяйствования, заключающееся в эффективном управле­нии материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Начало широкого использования логистики в экономи­ке приходится на 60-70-е гг. и связано с достижениями в обла­сти коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальны­ми потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от ис­пользования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.
Несмотря на определенные различия, которые вкладыва­лись в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общие и в совокупности специфические при­знаки: согласованность, рациональность и точный расчет.
Кроме названных научно-практических направлений име­ется исключительно научное направление развития логистики— математическое. Живший в XVII — начале XVIII в. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энци­клопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин логистика также трактуется как математическая логика. В словаре В.Даля имеется определение логистики как алгебра и логарифмика.





Определение понятия логистики

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые за­трагивает логистика, то общим для них будут вопросы управ­ления материальными и… В работах отечественных и зарубежных ученых можно встретить более широкую… Термин "логистика" начинает использоваться в ситуаци­ях, связанных с четким планированием согласованной…

Рис.1 Принципиальная схема движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.


Весь путь движения вещественной продукции[3] на этой схе­ме можно разделить на два больших участка:
• на первом участке движется продукция производственно- технического назначения[4];
• на втором — изделия народного потребления[5].
Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале, между источником сырья и первым перера­батывающим предприятием, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представ­лен разнообразными, готовыми к потреблению товарами. Вну­три отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов накаплива­ются и перемещаются различные детали, заготовки, полуфа­брикаты. Разнообразные материальные потоки циркулируют и внутри организаций оптовой и розничной торговли.
В ходе логистического процесса материальный поток до­водится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участ­ков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего. В торговых организациях нет участков, на которых происходит глубокая технологическая переработка предмета труда. Тем не менее на складах торговли происходит накапливание запасов, преобразование промышлен­ного ассортимента в торговый, переупаковка, а также ряд дру­гих операций, которые в рамках данного курса будем относить к логистическим[6].
Понятие логистики одноименный терминологический сло­варь раскрывает следующим образом:логистика (logistics)—на­ука о планировании, контроле и управлении транспортировани­ем, складированием и другими материальными и нематериаль­ными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризавод­ской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведе­ния готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [16, с. 113].
Настоящее определение, как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении:логисти­ка — процесс управления движением и хранением сырья, ком­понентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с мо­мента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег).
Выделение материального потока в качестве основного объек­та управления несколько упрощает видение экономических про­цессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать за­дачи сквозного мониторинга материальных потоков. Абстрагиро­вание от ряда факторов и выделение материального потока в ка­честве основного объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогно­зировать их поведение, существенно сокращая при этом размер­ность задач моделирования, а также открывает новые возможно­сти формализованного исследования экономических процессов.
В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики:логистика — это искусство и наука определения потребностей, а также приобре­тения, распределения и содержания в рабочем состоянии в те­чение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
На объект логистики можно смотреть с разных точек зре­ния: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по плани­рованию и управлению производством, ученого, что объясняет многообразие определений понятия логистики. Кроме того, "ря­д отечественных и зарубежный специалистов термин "ло­гистика" трактуют как в более узком, так и в более широком смыслах, что позволяет сделать вывод о том, что логистика от­носится к классу так называемых семантически размытых или содержательно неясных понятий" [16, с. 114].





Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками

Рассмотрим цепь, состоящую из нескольких самостоятель­ных предприятий, через которую последовательно проходит не­который материальный поток.…
Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком, проходящим несколько предприятий


Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия


Принципиальное отличие логистического подхода к управ­лению материальными потоками от традиционного заключа­ется в выделении единой функции управления проходящими по цепи материальными потоками[7].


Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия

Логистическая интеграция звеньев цепи осуществляется по четырем направлениям:
• планирование — согласованное планирование материаль­ных потоков в отдельных звеньях цепи;
• технология — применение в звеньях цепи единых согла­сованных технологических решений;
• техника — единая политика технического оснащения и технического развития звеньев;
• экономика — согласованность экономических интересов звеньев.






Предпосылки развития логистики

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.
Первая причина — развитие конкуренции, вызванное пере­ходом от рынка продавца… Однако к началу второй половины XX в. резервы повыше­ния этого потенциала непосредственно в производстве были…





Экономический эффект от использования логистики

Продукция, двигаясь от первичного источника сырья че­рез цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования пока­зали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потре­бителю, примерно 70% составляют расходы, связанные с хра­нением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рис. 7).



Рис. 7. Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением элемента логистики


Высокая доля расходов на логистику в конечной цене това­ра показывает, какие резервы улучшения экономических по­казателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материаль­ными потоками. В сферах производства и обращения примене­ние логистики позволяет:
• снизить запасы на всем пути движения материального потока;
• сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
• снизить транспортные расходы;
• сократить затраты ручного труда и соответствующие рас­ходы на операции с грузом.
Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материально­го потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сокращение материальных запасов в результате сквозного мо­ниторинга материального потока достигает 70%.
Высокая значимость оптимизации запасов объясняется сле­дующим:
• годовые затраты на содержание запасов на предприятиях сфер производства и обращения составляют примерно 25-30% от стоимости среднего запаса;
• в общей структуре издержек на логистику расходы на со­держание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, потери от физического или морально­го устаревания товаров, их порчи и т. п.;
• значительная часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов пред­приятий).
Сокращение запасов при использовании логистики обеспе­чивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов между зве­ньями товаропроводящей цепи, а также по ряду других причин.
Следующая составляющая экономического эффекта от при­менения логистики образуется за счет сокращения времени про­хождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих за­тратах времени, отводимых на складирование, производствен­ные операции и доставку, затраты времени на собственно про­изводство составляют в среднем от 2 до 5% (рис. 8).


Рис. 8. Приблизительное соотношение времени на собственно изготовление продукта труда и общего времени, необходимого для снабжения, изготовления и сбыта
Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позво­ляет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно, уве­личить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себе­стоимость продукции.
Экономический эффект от применения логистики возника­ет также от снижения транспортных расходов. Оптимизируют­ся маршруты движения транспорта, согласуются графики, со­кращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.
Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одина­ковой тары, использование аналогичных технологических при­емов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи об­разуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Логистический подход создает также условия для улучше­ния многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая орга­низация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улуч­шается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логи­стики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств[8], т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.
Интегративные качества логистических систем представ­ляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель логистики[9]:
• ПРОДУКТ — нужный продукт;
• ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;
• МЕСТО — в нужное место;
• ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти условия выполнены, т. е. нужный продукт доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.





Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения

Существо логистического подхода к управлению материаль­ными потоками заключается в интеграции отдельных участни­ков логистического процесса в единую систему, способную бы­стро и экономично доставить необходимый товар в нужное время, в нужное место. Участники логистического процесса, охваченно­го единой системой управления, могут относиться к одной или к нескольким организациям. Во втором случае задача логистиче­ского управления существенно осложняется, так как в рамках единой системы необходимо объединить различных собственни­ков, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.
В качестве примеров логистического подхода к управле­нию материальными потоками в сфере обращения рассмотрим два процесса:
• процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети;
• процесс доведения железобетонных конструкций с заво­дов на строительные объекты.
1. Пример применения логистики в товародвижении са­харного песка.
На рис. 9 изображены три категории участников товародви­жения сахарного песка: завод, склад предприятия оптовой тор­говли и сеть продовольственных магазинов.
Логистическая оптимизация материального потока позво­ляет снизить совокупные затраты на товародвижение. Резуль­тат достигается за счет осуществления различных мероприя­тий. Рассмотрим, например, что необходимо сделать для сни­жения затрат на логистику за счет оптимизации упаковки са­харного песка[10].

Рис. 9. Принципиальная схема движения сахара от завода-изготовителя до магазинов
Традиционно при производстве сахарный песок затарива­ется в мешки вместимостью 50 кг. Логистически не оптимизиро­ванный материальный поток будет представлять собой движе­ние сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.
Логистическая оптимизация процесса доведения сахарно­го песка до розничной торговой сети предполагает наличие тес­ных партнерских отношений между всеми участниками логисти­ческого процесса, работу на так называемый общий результат.
Представим гипотетическую ситуацию, когда все три зве­на находятся в руках одного собственника, и зададимся вопросом, где этот собственник организовал бы расфасовку сахарно­го песка в пакеты?
Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в четырех местах:
•за прилавком магазина на рабочем месте продавца во вре­мя обслуживания очередного покупателя;
• в магазине, в помещении для подготовки товара к прода­же на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфа­совкой сахара;
• на складе предприятия оптовой торговли в цехе фасовки;
• на заводе-изготовителе.
Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наиме­нее производительной, а значит и наиболее дорогой, будет ор­ганизация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца.
Значительный эффект от сокращения затрат на фасовку са­хара можно получить, организовав эту работу на складе пред­приятия оптовой торговли и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя достаточно эффективно использовать мощную фасовочную технику.
Максимальный экономический эффект на сокращении се­бестоимости фасовки можно получить, лишь установив вы­сокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.
Однако, выбирая лучший способ продвижения сахарного песка от завода до магазинов, следует ориентироваться не на стоимость фасовки, а на весь комплекс затрат, связанных с то­вародвижением по тому или иному варианту.
В связи с этим очевидно, что единый собственник завода, предприятия оптовой торговли и магазинов организовал бы фа­совку сахарного песка в правильном месте, обеспечивающем ми­нимум затрат на продвижение сахара по всей цепи. В реально действующих цепях товародвижения фактическое место орга­низации фасовки может не совпадать с местом, которое было бы найдено единым собственником в результате решения оптими­зационной задачи. В результате себестоимость сахара, прошед­шего по реальной цепи, будет более высока.
Откажемся теперь от гипотетического единого собственни­ка и предположим, что руководство завода, предприятия опто­вой торговли и сети магазинов в целях снижения себестоимо­сти сахара на выходе из цепи и, соответственно, повышения его конкурентоспособности на рынке приняло совместное решение о целесообразности фасовки на заводе.
Участникам товародвижения предстоит в этом случае со­обща решить следующие задачи:
1. Выбрать технические средства для обеспечения процес­са доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сюда входят:
• тара-оборудование, которое будет заполняться единица­ми расфасовки в правильном месте цепи, а затем через склады оптовой организации доставляться в торговые залы магазинов;
• специальные виды транспортных средств для эффектив­ной транспортировки выбранных видов тары-оборудования;
• средства для выполнения погрузочно-разгрузочных ра­бот и т. д.
Это комплекс технических задач.
2. Договориться о едином, взаимоувязанном технологиче­ском процессе обработки материального потока, начиная от це­хов завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс тех­нологических задач.
3. Разработать графики завоза, определить правильные размеры запасов на всех участках движения сахарного песка, а также размеров поставляемых партий и др. В целом это ком­плекс задач планирования.
4. Определить размер дополнительной прибыли в целом по цепи, получаемой от снижения затрат за счет организации фа­совочных работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками товародвижения, т. е. решить экономическую задачу.
В результате решения задач по перечисленным четырем направлениям создается интегрированная товаропроводящая (логистическая) система, обеспечивающая экономический вы­игрыш только лишь за счет качественного изменения управле­ния материальным потоком.
Как следует из данного примера, логистический подход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, планирования и экономики. В связи с этим логисти­ку можно представить единством следующих элементов (рис. 10).


Рис. 10. Элементы логистики

2. Пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.
Известная пословица "дорога ложка к обеду" в логистике означает, что продукт, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже.
Рассмотрим принципиальную схему логистической органи­зации потоков железобетонных конструкций с заводов на стро­ительные объекты (рис. 11).

Рис. 11. Принципиальная схема обеспечения строительных объектов железобетонными изделиями по принципу "точно в срок"

В обозначенном на схеме информационном центре сосредо­тачивается и обрабатывается информация о потребности стро­ительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о производственных мощностях заводов и задей­ствованных транспортных средствах. Информационный центр ежедневно разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой де­тали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут. Железобетон­ная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно устанавливать имен­но ее, и подается на возводимый этаж здания прямо "с колес", т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза. Логистическая организация доставки железобетона позво­ляет устранить необходимость выгрузки и хранения конструк­ций на строительной площадке, следовательно, уменьшается и потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовре­мя завезенными или бракованными строительными конструк­циями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.
Обязательные условия функционирования системы:
определены типы транспортных средств, а также тех­нических средств на заводах и строительных объектах, техно­логически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);
— четко определено: кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);
— составлены графики доставки грузов, определены марш­руты движения автомобильного транспорта (планирование);
— взаимоувязаны экономические интересы участников (экономика).
Результатом функционирования системы является нали­чие НУЖНОГО ПРОДУКТА, В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, В НУЖНОМ МЕСТЕ, С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ[11].

Вопросы для контроля знаний

1. Приведите известные вам определения понятия логи­стики.
2. Логистика в военной сфере и логистика в области эконо­мики: что общего и в чем отличие?
3. Какие задачи ставит и решает логистика как наука?
4. Раскройте причины, по которым во второй половине XX столетия в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистике.
5. В чем заключается принципиальное отличие логистиче­ского полхода к управлению материальными потоками в эконо­мике от традиционного?
6.В чем заключается эффективность применения логистиче­ского подхода к управлению материальными потоками в экономике?
7. Объясните, почему возможность широкомасштабного применения логистики в экономике появляется лишь во второй половине XX века.

Глава 2. Принципы и функции логистики







Принципы логистики

какой-либо теории, учения, науки.

Главным принципом, на котором строится управление, име­нуемое логистикой, является принцип системности, означаю­щий,…





Функции логистики

Продукция, имеющая вещественную форму, продвига­ясь к потребителю, перемещается, накапливается в запасах, упаковывается, маркируется, а также… ______________________________________________________________
13Появление большого количества разнообразных товаров и услуг Повышает степень неопределенности спроса на них,…

Основные логистические функции и их примерное распределение



Между различными участниками логистического процесса на макроуровне

Материал табл. 1 дает лишь самое общее представление о распределении основных функций логистики между участника­ми логистического процесса на… На микроуровне функцию транспортирования и складиро­вания закрепляют за… Таблица 2
Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками…





Организационная структура логистики на предприятии

Успешное управление материальными потоками на от­дельном предприятии возможно лишь в случае выделения со­ответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у большинства предприятий сферы производства и обращения в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласован­ности в управлении запасами, транспортировке и складском хозяйстве, к отсутствию грамотной логистической поддержки решений в области снабжения и сбыта.
Отсутствие структур логистики на ряде предприятий России — скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.
Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис. 12.


Рис. 12. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу[12].
На практике это означает, что логистическая функция растаскивается по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом подразделение, целью которого была бы рационализация сквозного материального потока, проходящего через предприятие, отсутствует.
Логистический подход предусматривает управление все­ми операциями сквозного материального потока как единой де­ятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Возможная структура органа управления сквозным ма­териальным потоком на предприятии представлена на рис. 13.



Рис. 13. Структура и функции органа управления сквозным материальным потоком на предприятии


Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.
На предприятии могут иметь место и другие структуры, позволяющие реализовывать функцию логистики.





Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства и финансами

Маркетинг представляет собой систему управления, позво­ляющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи… Маркетинг был востребован экономикой в связи с воз­никшими трудностями со… Исторически, выйдя на экономическую арену в более позд­ний период, логистика дополняет и развивает маркетинг,…





Логистика и планирование производства

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе… Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих… Одним из основных показателей, характеризующих постав­щика и влияющих на организацию всего логистического процес­са,…

Рис. 14. Принципиальная схема процедуры бизнес планирования

Логистика является как краткосрочным, так и долгосроч­ным фактором, различия между которыми сложно установить в связи с ее высокой динамичностью. Однако размеры финансовых и материальных затрат на логистику, а также степень ее влия­ния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия и там, где необходимо введение элементов логистики в общий бизнес-план.

Вопросы для контроля знаний

1. Перечислите и охарактеризуйте принципы логистики.
2. Дайте определение понятию "логистическая функция".
3. Перечислите основных участников логистического про­цесса.
4. Назовите основные логистические функции транспортно- экспедиционных организаций, предприятий оптовой торговли, коммерческо-посреднических организаций, предприятий- изготовителей товаров.
5. Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно с другими службами предприятия.

Лекция 2

Глава 3. Материальные потоки и логистические операции







Понятие материального потока

Понятие потока как движущейся массы чего-либо интуи­тивно хорошо понятно: вода в стакане на столе — запас, начнем выливать воду, возникнет поток… • товар, не упакованный в транспортную тару, превраща­ется в товар упакованный… •партия товара в транспортной немаркированной таре пре­вращается в партию товара в транспортной таре маркированной…





Виды материальных потоков

Материальные потоки подразделяют по следующим основ­ным признакам:
отношение к логистической системе; натурально-вещественный состав потока;… По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним,… Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы,…





Логистические операции

Как отмечалось, материальный поток образуется в резуль­тате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют




Рис.16 Классификация материальных потоков.

логистическими операция­ми. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Вы­полняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
Образное представление о логистических операциях по­зволяет сформировать пример производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребления. Рассмотрим в качестве примера письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Изначаль­ным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необходимо вырастить, спилить, переместить к местам обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть подразделена на две большие группы.
Технологические операции по производству материальных благ, т.е. операции, в ходе которых происходит преобразование предмета труда: рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.
2. Логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в нужном месте, в нужное время. Перечислим некоторые из них: вывоз и сплав бревен из мест лесозаготовок, их доставка на предприятие деревообрабатывающей промышлен­ности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в про­изводственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.
Таким образом, логистические операции — это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству ма­териальных благ, в ходе которых происходит качественное преобразование предметов труда.
К логистическим относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации.
Согласно отечественному терминологическому словарю no логистике логистические операции — это совокупность дей­ствий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком — это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей ма­териальному потоку. Следует отметить, что издержки на выпол­нение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнение логистических операций с материальным по­током, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логи­стической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку выде­ляют односторонние и двусторонние логистические операции.
Классификация логистических операций приведена в табл.4.
Таблица 4
Логистическая операция
Признак классифи-кации
Переход права собственности на товар
Изменение потребительских свойств
Природа потока
Вид логистической операции
Односторон-нее (б/пере-хода)
Двусто-роннее (с пере-ходом)
С добав-ленной стои-мостью
Б/добав-ленной стои-мости
С матери-альным потоком
С информа-ционным потоком

Некоторые логистические операции являются по существу продолжением технологического производственного процесса (например, расфасовка). Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения (например, в фасовочном цехе предприятия оптовой торговли).
Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе "общения логистической системы с внешним миром", относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характе­р выполнения внешних логистических операций.
Вопросы для контроля знаний
1. Дайте определение материального потока.
2. Назовите единицы измерения материального потока.
3. Составьте принципиальную схему материальных потоков на складе предприятия оптовой торговли.
4. Перечислите виды материальных потоков
5. Дайте определение логистической операции. Перечисли­те известные вам логистические операции.
6. Приведите классификацию логистических операции.

Глава 4. Логистические системы







Понятие системы

Понятие логистической системы является частным по от­ношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а… В Энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия… Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления о системах, однако целям анализа и синтеза…





Понятие логистической системы

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармо­ничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами… Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех… Первое свойство: система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию…





Виды логистических систем

Макрологистическая система — крупная система управления материальными потоками, охватывающая предпри­ятия и организации промышленности,… При формировании макрологистической системы, охваты­вающей разные страны,… Формирование макрологистических систем в межгосудар­ственных программах требует создания единого экономического…

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте развернутое определение понятию "система".
2. Охарактеризуйте свойства логистических систем для каждого из четырех свойств, присущих любой системе.
3. Дайте определение логистической системе.
4. Что такое "макрологистическая система"?
5. Что такое "микрологистическая система"? Элементы микрологических систем, характер связей между элементами, организация, интегративные качества.
6. Как выделить границы логистической системы?
7.В чем принципиальное различие характера связей между элементами макрологистических и микрологистических систем?
8. Приведите два примера логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.


Глава 5. Методологический аппарат логистики







Общая характеристика методов решения логистических задач

К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести:
• методы системного анализа;
• методы теории исследования операций;






Анализ полной стоимости в логистике

Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.
Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в… Применение анализа полной стоимости предполагает воз­можность варьирования ценой при поиске решений, т. е.…





Моделирование в логистике

Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобия модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно… Изоморфные модели — это модели, включающие все харак­теристики… Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное, частичное подобиемодели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны…





Определение и основные принципы системного подхода

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в логистике поставлен на… Системный подход — это направление методологии научного познания, в основе… Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из от…





Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем

Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.
Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, вырабатываемых отдельно (рис. 22).
Па первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

.
Рис. 22.Последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе
В отличие от классического системный подход предпола­гает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой соз­дается система (рис. 23).
Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.

Рис. 22.Последовательность формирования системы при системном подходе

Первый этап. Определяются и формулируются цели функ­ционирования системы.
Второй этап. На основании анализа цели функциониро­вания системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.
Третий этап. На базе этих требований формируются ори­ентировочно некоторые подсистемы.
Рис. 23. Последовательность формирования системы при системном подходе
Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.





Пример классического и системного подходов к организации материального потока

Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны­ми товарами со складов предприятия оптовой торговли. Участ­ники этого процесса: предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.
Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название "самовывоз", вто­рой — "централизованная доставка".
Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при­знаками:
• отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно догова­риваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на склад предприятия опто­вой торговли за товаром;
• на складах предприятия оптовой торговли, на транспор­те и в магазинах применяются исторически сложившиеся тех­нологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в ме­стах передачи груза;
• ни предприятие оптовой торговли, ни магазины не предъ­являют жестких требований к типам используемого транспор­та, главное — вывезти товар; отсутствует необходимость использования строго опре­деленных видов тары;
• возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.
Анализ характерных признаков "самовывоза" показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.
Очевидно, что здесь имеет место классический способ фор­мирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три са­мостоятельно сформированные подсистемы:
• подсистема, обеспечивающая прохождение материально­го потока на складах предприятия оптовой торговли;
• подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
• подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.
Эти подсистемы соединены между собой в значительной
степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение сово­купного материального потока по всей цепи:
предприятие оптовой торговли →транспорт → магазины.
Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:
• участники логистического процесса договариваются о том, Что доставка товаров в магазины будет осуществляться силами и средствами поставщика. Поставщиком является предприятие оптовой торговли, на котором для организации централизован­ной доставки формируется специальное подразделение — от­правочная экспедиция;
• исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса — корректируются в соответствии с требованиями оптимальной орга­низации именно совокупного материального потока;
• разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
• разрабатываются оптимальные маршруты и графики за­воза товаров в магазины;
• создается парк специализированных автомобилей, а так­же выполняется ряд других мероприятий, позволяющих опти­мизировать совокупный материальный поток.
Анализ характерных признаков второго варианта органи­зации материального потока показывает, что для централизо­ванной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного ма­териального потока. Изучаются требования, которым должна удовлетворять логистическая система. Формируются варианты ее организации, из которых по специальным критериям отбира­ется лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального по­тока по цепи:
предприятие оптовой торговли →транспорт → магазины.
Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:
• повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;
• оптимизировать товарные запасы у всех участников ло­гистического процесса;
• повысить качество и уровень логистического сервиса;
• оптимизировать размеры партий товаров.

5.10. Показатели логистики
Эффективно управлять можно лишь тем,
что можно измерить
Логистика как наука и сфера профессиональной деятель­ности характеризуется конкретностью, которая заключается в наличии вполне точного и количественно определенного резуль­тата деятельности по управлению материальными потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или струк­турных органов предприятия, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.
Конкретность логистики обеспечивает возможность оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность эффективного управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характери­стик этого потока.
Цели внедрения системы показателей логистики:
• оценка степени достижения целей;
• корректировка логистического процесса в случае его от­клонения от установленных нормативов;
• сбалансированное развитие логистической системы.
Принципы применения системы показателей логистики:
• комплексность — система взаимосвязанных показателей;
• методичность — наличие методик расчета показателей, которые обеспечивают адекватное сравнение во времени;
• непрерывность — оценка показателей с определенной периодичностью во времени;
• доступность — получение исходных данных для расчета показателей не должно требовать излишних трудозатрат.
Состояние логистики характеризуется следующими груп­пами показателей (рис. 23):

Рис.23 Показатели логистики
• показатели управления запасами;
• показатели работы транспорта;
• показатели работы склада;
• показатели логистического обслуживания;
• показатели эффективности логистики.
Рассмотрим каждую из перечисленных групп показателей.
Показатели управления запасами.
Основными показателями, характеризующими работу с запа­сами, являются запас товаров средний и оборачиваемость запаса.
Запас товаров средний (характеризует средний уровень запасов предприятия, обеспечивающий возможность осуществления бизнеса). Показатель среднего запаса является одним из ключевых, так как используется для расчета большинства показателей, характеризующих системы управления запасами. В логистике размер среднего запаса определяется на основе учета запаса товаров, который содержит данные об их уровне на опреде­ленную дату (например, конец декады, месяца, квартала, года). В результате образуются моментные ряды динамики[18] товарных запасов. Запас средний (за месяц, квартал, год) рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда динамики:
Зср = (0,5З1+З2+...Зn-1 +0,5Зn)/(n-1),
где Зср — запас средний;
Зi — абсолютные уровни запасов на равноотстоящие даты;
n — число всех членов ряда.

Формула средней хронологической моментного ряда ди­намики дает точный результат при выполнении следующих условий:
• равные промежутки времени между датами, на которые имеются данные об остатках,
• равномерное изменение размера запаса между сопряжен­ными датами.
В случае если первичные данные имеют вид интервально­го ряда динамики[19], средний запас рассчитывается по формуле средней арифметической простой.
Если периоды времени, отделяющие одну дату от другой, не равны между собой и в промежутках между сопряженными датами запас остается неизменным, то расчет среднего запаса производится по формуле средней арифметической взвешенной, в качестве весов которой принимаются отрезки времени между датами, т. е. по формуле
Зср = Ʃ ЗiTi /Ti,
где Ti — время, в течение которого данный уровень запаса остался без изменения.
Оборачиваемость запаса — характеристика процесса воз­обновления запасов. Определяется с помощью двух показате­лей: скорость оборота и время обращения запасов.
Скорость оборота (С0) показывает, сколько раз в течение одного периода реализуется и возобновляется имеющийся за­пас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:
С0 = О/ Зср,
где О — оборот за период;
Зср — средний запас за период.
Время обращения запаса (Т) показывает продолжитель­ность периода, в течение которого реализуется запас, опреде­ляется по формуле
T = Зср t/О,
где t — число дней в периоде.
Как следует из приведенных формул показатель времени обращения товаров обратно пропорционален показателю ско­рости товарооборота.





Показатели работы склада

• какое количество продукции можно пропустить через склад в единицу времени;
• какое количество продукции можно единовременно раз­местить в складе.
3.1. Мощность склада — способность обеспечить макси­мально возможный оборот за определенный период времени при…

Глава 6. Учет издержек в логистике

Одна из задач логистики — выделить отдельный заказ
и установить, какое количество различных
ресурсов тре­буется на его выполнение





Проблемы учета издержек в логистике

Использование термина "логистические операции" предпо­лагает конечную цель логистического менеджмента — рацио­нализацию именно сквозных… Логистические издержки (logistical cost) — затраты на вы­полнение… Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производ­ства.…





Требования к системам учета издержек в логистике

. выделять затраты, возникающие в процессе реализации
функций логистики;
. формировать информацию о наиболее значимых затратах;






Особенности учета логистических издержек

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и… Система оценки логистических издержек нужна в первую оче­редь менеджерам по… Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:






Классификация издержек в логистике

Издержки в логистике классифицируют по различным при­знакам (рис. 26).

Рис.26. Классификация издержек в логистике
В зависимости от поведения издержек при изменении объ­ема работ с материальным потоком они подразделяются на по­стоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменя­ются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельно­сти. Переменные издержки — изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
В зависимости от отнесения к тем или иным процессам разли­чают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объек­том затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредствен­но с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой авто­мобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т. п., косвенные — содержание резерва обору­дования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспорт­ного отдела, а также административные расходы всей компании.
В зависимости от восприимчивости к управленческому вли­янию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулиру­емые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности
Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.
В зависимости от вида логистической функции издержки под­разделяют на транспортные, издержки хранения и т. п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.
Вопросы для контроля знаний
1. С какой целью составляется отчет по логистическим из­держкам?
2.Для кого предназначен отчет по логистическим издержкам?
3. Что является критерием качества отчета по логистиче­ским издержкам?
4. Как классифицируют издержки в логистике:
• по признаку изменения в ходе процесса;
• по признаку отношения к процессу;
•по признаку восприимчивости к управленческому влиянию.
5. Укажите основные требования, предъявляемые к систе­мам учета издержек в логистике.
[1] Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т 3 — М • Изл мо "Новости" (АПН), 1990. — С. 41.
[2] Подробно содержание понятий материального и информационного потоков рассматривается соответственно в главах 3 и 12.
[3] Все результаты человеческого труда — продукты труда подразде­ляются на две группы: вещественные (материальные) и нематериальные. Логистика рассматривает движение вещественных продуктов труда.
[4] Продукция производственно-технического назначения — продук­ция, предназначенная для производственного потребления. К ней отно­сятся сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, инструмен­ты, машины, оборудование, запасные части, полуфабрикаты и т. д.
[5] Изделия народного потребления — изделия, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей.
[6] Понятие логистической операции раскрывается в гл. 3.
[7] В настоящее время в Российской Федерации за практической дея­тельностью по управлению материальными потоками нередко закрепля­ется модное название "логистика" вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.
[8] Подробно содержание понятия "интегративные свойства" рассма­тривается в гл. 4.
[9] Здесь и далее по тексту учебника цель логистики определяется четырьмя указанными условиями, стоящими на одном иерархическом уровне. Условие "нужный продукт" может быть детализировано услови­ями "продукт в необходимом количестве" и "продукт необходимого каче­ства". Однако последние два условия возникают в результате декомпо­зиции корневого условия "нужный продукт" и находятся на следующем уровне иерархии.
[10] Другим действенным методом снижения затрат, связанных с про­цессом доведения сахара-песка до розничной сети, является организа­ция централизованной доставки. Подробно метод рассмотрен в парагра­фе 5.6.
[11] Следует отметить, что организация снабжения по методу "точно в срок" лишена смысла без соответствующей четкой организации про­изводственного процесса, для которого это снабжение осуществляется. Действительно, для того чтобы описанная система работала, строитель­ные бригады должны, во-первых, планировать производственный про­цесс с точностью до минуты, во-вторых, уметь выдерживать составлен­ный график. В противном случае доставленную точно в срок конструк­цию придется разгрузить на строительную площадку, т. е. результат бу­дет тот же, что и при разбалансированном снабжении.
[12] Сравнительная характеристика классического и системного под­ходов к формированию систем представлена в гл. 5.
[13] Семененко А. И. Предпринимательская логистика. — СПб.: Поли­техника, 1997.—С. 268.
[14] См. § 1.4 "Предпосылки развития логистики".
с п
[15] На предприятиях оптовой торговли выходной поток называют, как правило, грузооборотом склада.
[16] При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ццinI - подсистем сама разворачивается в сложную систему.
[17] Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусст-во: Пер. с англ. / Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 1978.
[18] Моментный ряд динамики — это ряд цифровых данных, характе­ризующих размеры запаса по состоянию на определенную дату.
[19] Интервальный ряд динамики — это ряд цифровых данных, ха­рактеризующих размеры среднего запаса за определенные промежутки времени (за ряд декад, месяцев, кварталов, лет).
[20] Возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне соби­раются разные товары, предназначенные одному магазину.
[21] При максимально широком подходе - от первичного источника сырья до конечного потребителя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.