Катарсис (от давногреческой ???????? - поднятие, очистки, оздоровления) - понятие, которое употреблялось в античной философии, медицине, эстетике и через свою полифункциональность приобрело немало толкований.
Древнегреческий мыслитель Аристотель связал его с трагедией как литературным жанром. Трагедия вызывает гнев, страх, сострадание, и этим заставляет зрителя чувствовать духовное переживание, тем самым очищает душу человека, воспитывает его.
В современной философии катарсис трактуется как особая, высшая форма трагизма, когда воплощение конфликта и эмоция потрясение, которое его сопровождает, не подавляют своей безысходностью, а «очищают» и «просвещают» зрителя или читателя.
Катарсис в театре
Относительно цели трагедии (и не только трагедии, но и комедии ), традиционно считается, что, как об этом писал Аристотель, она заключается в очищении души, - конечно-же, в самом высоком смысле слова. Однако уже Полибий считал целью трагедии интерес, развлечение и удовольствие, Солон упрекал первых трагику Фесписови за «ложь» и «притворство», Платон относился к трагическому лицедейства как к несерьезной искушения, а Главкон у Платона утверждал, что бессмысленно относить к мудрецам и любомудров « театралов »- любителей зрелищ и любителей слушать (театр, по Аристотелю, - удовольствие для слуха), поскольку их нисколько не тянет к такого рода бесед, где-то обсуждается, зато словно их кто подрядил слушать все хоры, они бегают на праздники в честь Диониса, не пропуская ни городских Дионисий, ни сельских. Неужели всех этих и других, кто стремится узнать что-то подобное или научиться какому ничтожному ремеслу, мы назовем философами? Что касается знаменитого аристотелевской «очищение страстей», которого достигает трагедия, оно служит обычно опорой для тех, кто приписывает зрителю ослаблены, эстетизированные переживания экстаза.
Однако, в современной науке, начиная с Я. Бернайса и его «медицинской» теории (1857 г.), все большее распространение получает точка зрения, согласно которой катарсис трактуется как религиозная и медицинская (чуть не гигиеническая) функция. Например, Вячеслав Иванов толковал катарсис как музыкотерапия, которая применялась пифогорейцямы в процессе лечения маний. Ольга Фрейденберг пишет, что обряды очищения сопровождали мистерии и драматическую обрядность как дубликат; такое очищение называлось «катарсис» или «катармос» и заключалось в убийстве жертвенного животного.
По мнению Н. Брагинского, традиционное понимание термина «катарсис» возникло вследствие неверного перевода. И далее смысл катарсиса исследовательница объясняет следующим образом: слово катарсис действительно используется в «Поэтике», когда речь идет о техническом термине для ритуального очищения (ритуальный катарсис Ореста после убийства матери). Но катарсис относится к герою, а не к зрителю. Еще гуманисты исходили из того, что в «Поэтике» говорится о катарсисе в том же смысле, в котором это слово употребляется в кн. VIII «Политики» Аристотеля, на страницах которой он пишет о катартични мелодии, используемые в священных ритуальных песнопениях. На возбуждающих и эмоциональных лиц они очень влияют, принося им «своего рода исцеление и очищение (катарсис)» и «очищение и облегчение, соединенное с удовольствием».
Эти катартичные мелодии в театральных представлениях Аристотель назначает зрителям низкого рода - людям вульгарным, ради которых и доступного им отдыха и существует, по Аристотелю, зрелищный и музыкальный сторону театральных зрелищ. Зрителям другого рода - свободнорожденным и воспитанным, катартични и энтузиастичные мелодии не нужны. Еще более прозрачной становится мысль у Платона, который пишет о катарсис, рассматривая физические упражнения, бани, а главное употребляет термин в значении «очищения мыслей», т.е. «устранения мыслей», «очистки от мыслей».