Важным шагом на пути социальной интеграции стало принятие Социальной Хартии об основных социальных правах. Решение о подготовке такого документа было принято только в феврале 1989 г. При этом выявились достаточно острые разногласия между теми, кто ратует за интервенционистскую регулирующую роль Евросоюза в социальной сфере, и теми, кто выступает за примат рыночных сил и подход laissez-faire. Рыночная позиция наиболее последовательно отстаивается правительством Соединенного Королевства, которое отказалось принять Социальную Хартию и двумя годами позже даже отозвала свою подпись под Социальным протоколом Маастрихтского договора. Организация европейских предпринимателей (UNICE) также не согласна с тем, чтобы регулирование рынка труда простиралось далее того, что необходимо для поддержания справедливой конкуренции в рамках единого рынка.
Сторонники нерегулируемого рынка труда и свободно заключаемых трудовых договоров считают, что это обеспечивает экономическую эффективность в распределении труда, а также дает широкий спектр возможностей для маневрирования в оплате труда и условиях труда. Попытки ввести единые условия (минимальную заработную плату, продолжительность отпуска, защита от увольнения и пр.) повлекут дополнительные убытки для фирмы. В ответ на это фирмы заменят свой неквалифицированный персонал или на квалифицированных работников, или на работающих неполное рабочее время, или на капитал. Таким образом, регулирование, нацеленное на улучшение положения малоквалифицированного персонала, лишь усугубит ситуацию.
Альтернативный подход к проблеме концентрирует внимание на том обстоятельстве, что регулирование повлечет возникновение параллельных рынков труда: 1) регулируемого рынка с высокой заработной платой и производительностью и 2) нерегулируемого - с низкой производительностью и низкой квалификацией, с нестабильной занятостью. Эта проблема уже существует во многих странах-членах Евросоюза. В Греции и Испании высокий уровень безработицы молодежи и увеличение неполной занятости во многом объясняются существованием строгих процедур регулирования найма и увольнения работников, занятых полный рабочий день. Таким образом, регулирование в Евросоюзе будет на пользу только существующим работникам и в ущерб тем, кто желает прийти на рынок труда.
Возникновение параллельных рынков труда, в свою очередь, станет основной проблемой для обеспечения честной конкуренции в Союзе, особенно учитывая, что страны-члены уже сильно разнятся по своей способности и желанию укреплять Союзное, и даже национальное, регулирование. По оценкам, 25% рабочей силы Испании уже работают в неформальной, или теневой экономике. В Греции этот процент составляет 30%, в Португалии - 18-28%, во Франции - 25%. Вместе с тем утверждается, что эти тенденции порождены, напротив, тенденцией к дерегулированию, которая усилилась во всей Европе в 1980-е гг. в виду обострения конкуренции.
Преодолевая разногласия сторон, КЕС в октябре 1989 г. уже опубликовала проект Хартии, а на встрече глав государств и правительств в Страсбурге в декабре 1989 г. Хартия была принята одиннадцатью странами-членами за исключением Соединенного Королевства. КЕС было поручено содействовать реализации Хартии и регулярно представлять доклады о результатах претворения принципов Хартии в жизнь.
Хартия об основных социальных правах - краткий, но довольно содержательный документ. Хартия служит для определения первоочередных прав, связанных с социальными параметрами единого рынка, гарантирование в предварительном порядке справедливых условий, в которых должно завершиться создание этого рынка и которые должны обеспечить социальную поддержку политического курса на создание единого рынка.
Социальная Хартия содержит следующие принципы:
1) Улучшение условий жизни и труда (как результат развития единого европейского рынка труда). Должны быть рассмотрены формы трудовых договоров (временных, сезонных, пр.), организация рабочего времени, установлена максимальная продолжительность рабочей недели, оговорены процедуры банкротств и коллективных увольнений.
2) Право на свободное перемещение. Ко всем жителям Евросоюза должно быть одинаковое отношение в вопросах осуществления ими той или иной профессиональной деятельности, доступа к профессиональной подготовке, права на жилье и социальное обеспечение.
3) Занятость и вознаграждение. Всякая занятость должна быть справедливо вознаграждена в соответствии либо с законом, либо с коллективным договором. Особое внимание должно быть уделено тем рабочим, которые не подпадают под «нормальные» бессрочные контракты. Заработная плата не может быть удержана, кроме как по законным нормам национального регулирования. Работник «ни в каком случае не может быть лишен средств существования».
4) Право на социальную защиту в соответствии с нормами каждой страны-члена Евросоюза.
5) Право на свободу ассоциации и трудовые соглашения. Право выбора - состоять или нет в профсоюзе, и право на забастовку.
6) Право на профессиональное обучение на протяжении всей трудовой жизни. Сделан акцент на то, что как государственные, так и частные учреждения должны реализовывать программы обучения и предоставлять отпуск для переподготовки.
7) Равные права мужчин и женщин.
8) Право работников на информацию, консультации и участие в управлении.
9) Право на охрану здоровья и безопасность труда.
10) Защита детей и молодежи. Минимальный возраст для трудоустройства должен быть установлен в 16 лет. Все работающие старше 16 лет должны получать справедливое вознаграждение, а в первые два года должны получать профессиональное обучение в основное рабочее время.
11) Пожилые люди должны получать доходы, которые гарантируют приличный и достойный уровень жизни.
12) Чтобы обеспечить наиболее полные возможности для интеграции инвалидов в трудовую жизнь, должны быть приняты меры по их обучению, интеграции и реабилитации, а также меры по улучшению их жилищных и транспортных условий.
Следует отметить, что Социальная Хартия не имеет правового статуса. Это ослабляет действенность заявленных в Хартии принципов и гарантий. Тем не менее Социальная Хартия весьма важна в том плане, что она закладывает фундамент для реализации Программы социальных действий, состоящей из 47 пунктов. Только 20 пунктов являются обязательными. К ним относятся три директивы по «нетипичному работнику», дающие равные права как работающим полное, так и неполное рабочее время; директива, устанавливающая минимальные условия занятости для молодежи; три директивы по коллективным увольнениям, письменным договорам о занятости и ограничениям по рабочим часам (максимум 48 часов в неделю); директива, устанавливающая минимальный оплачиваемый отпуск по родам.
КЕС добилась большого прогресса: благодаря расширительной трактовке статей о здоровье и безопасности Программы социальных действий (ст.118а) и применению принципа квалифицированного большинства (вместо единогласного принятия решений) стало возможным преодолеть оппозицию Соединенного Королевства. Аналогично Комиссия использовала статью 100а - меры, необходимые для завершения единого рынка, - чтобы распространить действие директив на нетипичных рабочих.
В случае наиболее противоречивых аспектов Социальной Хартии КЕС предлагает только необязательные к исполнению рекомендации и излагает свою позицию. Так, по Программе социальных действий, права на свободу ассоциаций, коллективные договоры и право на забастовку были оставлены на усмотрение национальных «традиций». Аналогично, в вопросе по введению минимальной заработной платы в рамках Евросоюза была лишь высказана позиция о необходимости «справедливой» заработной платы, т.е. достаточной для поддержания удовлетворительного уровня жизни.
Тем не менее, вся программа направлена на повышение мобильности рабочих, производственное обучение, установление общих стандартов в отношении здоровья и безопасности.
КЕС продолжает реализовывать Программу социальных действий в рамках Римского договора, Единого Европейского Акта, Социальной Хартии. Новым продвижением вперед стало подписание в 1992 г. Социального протокола как части Маастрихтского договора. Этот протокол, подписанный 11 странами-членами, за исключением Соединенного Королевства, отозвавшего свою подпись, распространил принцип квалифицированного большинства при голосовании по вопросам условий труда, прав безработных, консультаций с рабочими и предоставления им информации.