ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ РЕНЕСАНС НОВОЕ ВРЕМЯ НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПАТРИСТИКА
Тертулиан (160-230 гг. ). Философия – наследство язычества и она противоположна богословию. “Верю в то, что абсурдно”. Триединство: ум, душа и тело.
Ориген (185-254 гг. ). из Александрии. Сотворение мира –вечно длящийся акт. Прежде этого мира были и другие миры. В конце времен абсолютно все соединяться с богом.
Боэций Северин (480-524 гг. ). из Рима. Сочинение: “Утешение философией”. Бог –личность, любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и внемлющая его молитвам.
Аврелий Августин (354-430 гг. ). из Тагаста (Сев. Африка). Сочинения: “Исповедь”, “О Троице”, “О граде божьем”. Бог является высшей сущностью, и все от него зависимо. Воля – есть проявление божественного в человеке. Она – самый авторитетный источник познания. СХОЛАСТИКА
Иоанн Эскотт Уршренна (810-877 гг. ). из Ирландии. Сочинение “О разделении природы”. Бог есть природа. Существуют четыре вида природы: .
Гильом Коншский (1070-1121 гг. ). из Парижа. Сочинения: “Философия мира”, “Дагматикон философии”. Нужно полагаться на логику в аргументации при рассмотрении поросов естественно-научного характера.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг. ). Пытался рационально обосновать главные догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св. троицы, бессмертие души и др.
Иоанн Расцелин (1050-1110 гг. ). из Компьена (Франция). Существуют три самостоятельные божественные сущности. “Верю, а потому знаю”.
Авероэс (Ибн Рудж) (1126-1198 гг. ). из Кордовы. Сочинение “Опровержение опровержения” направленное против сочинения Аль Газали “Опровержение философов”. Материальный мир вечен, как и Бог, но в пространстве ограничен. Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы.
Альберт Великий (1193-1280 гг. ). из Парижа. Пытался использовать Аристотелизм для систематизации христианского учения. Был учителем Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225-1274 гг. ). из Парижа. Сочинения: “Сумма теологии”, “Сумма философии…”. Вера должна находиться в гармонии с разумом. Нужно признать то, что разум сможет обосновать бытие бога и и опровергнуть филос. Доводы против“истин веры”.
Роджер Бэкон (1210-1294 гг. ). , англичанин. Истинное только то знание, которое было получено в результате эксперимента.
Вильям Оккам. (1285-1349 гг. ). англичанин, представитель позднего номинализма. Cущности вещей не следует умножать без необходимости (“бритва Оккама. )
Пико делла Мирандола (1463-1494 гг. ), итальянец. Сочинения: “900 тезиов”, “Речь о достоинстве человека”, “Апология”. Человек – свободный и смелый мастер, который лепит себя словно горшок.
Николай Коперник (1473-1543 гг. ). итальянец. Обосновал гелеоцентризм.
Иоган Кеплер (1571-1630 гг. ). немец. Математически обосновал движение планет.
Галилео Галилей (1546-1642 гг. ). обосновал закон инерции, изобрел телескоп, сделал много открытий в астрономии.
Николай Кузанский (1401-1464 гг. ). немец. Сочинение: “Ученое незнание”. Познание трудно. Бог есть природа. Бытие есть абсолютное, божественное бытие. Принцип познания: соединять видимые противоположности в предшествующим им единстве.
Джордано Бруно (1548-1600 гг. ). из Неаполя. Сочинение: “120 тезисов”, “О причине, принципе и едином”, “О бесконечности, вселенной и мирах”, “Об энтузиазме”. Единое – форма форм вселенной. Существует множество миров. Душа находит перерожденье.
Никколо Макиавелли (14691527 гг. ). Сочинения: “Записки о первых десяти книгах Тита Ливия”, “Князь”, “История Флоренции”. Цель оправдывает средства. Правитель, который хочет прославить свое государство не может не быть жестоким.
Жан Баден (1530-1636 гг. ). поддерживал взгляды Макиавелли. Помогал ему писать “Историю Флоренции”.
Томас Мор (1479-1555 гг. ). английский социалист-утопист. Изобразил идеальное общество, где нет классов и частной собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда демократии и гуманности. Одним из первых отстаивал веротерпимость.
Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг. ). итальянский мыслитель, политический деятель, утопист. Состоял в Доминиканском ордене, но критиковал схоластов. Сочинение: “Город Солнца”. Изобразил общество будущего, идеал общества: коммунистическая община, где нет частной собственности. МИСТИКА
Мастер Экхард (1260-1327 гг. ). немецкий мыслитель-мистик. Состоял в Доминиканском ордене. Сочинение: “Духовные проповеди и рассуждения”. За триединым божеством стоит безличное и бесконечное божество. Человек познает бога только через искру божественного абсолюта в самом себе. Душа– есть порождение богом самого себя и мира.
Якоб Беме (1575-1624 гг. ). Сочинение: “Аврора – утренняя заря в восхождении”. Предполагал самораскрытие бога в природе. Для познания нужно делить единое на множество мелких частных. Человек– книга сущностей и тайн. Он подобен богу; если живешь свято – ты бог.
Френсис Бэкон (1561-1626 гг. ). английский эмпирист. Сочинение: “Великое восстановление наук”, “Новая Атлантида”. Знание – сила. Эксперимент и наблюдение – основные источники для строгой индукции.
Рене Декарт (1596-1650 гг. ). французский ученый-рационалист. Сочинения: “О методе”, “Геометрия”. Я мыслю – значит я существую.
Томас Гобс (1588-1679 гг. ). английский государственный деятель. Есть два рода опыта: первичное знание, знание об именах вещей. “Право всех на все”. ПРОСВЕЩЕНИЕ
Джон Локк (1632-1704 гг. ). английский философ. Сочинение: “Опыт о человеческом разуме”. Сознание –пустая доска. Важен эмпирический опыт. Есть первичные и вторичные качества. Они возникают под воздействием мельчайших частиц воздуха. Главный познавательный принцип: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах. СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ в метафизике.
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг. ). Сочинение: “Этика, изложенная способом, используемым в геометрии”, “Богословско-политический трактат”. Субстанция есть бог, который является причиной самого себя. Душа – идея человеческого тела. Воля есть разум.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг. ). Сочинения: “Рассуждение о метафизике”, “Теодицея”и др. Существует множество субстанций. Самостоятельное существование субстанции– монада.
Лаплас Пьер Симон (1749-1827 гг. ). –француз. Природа может быть с помощью законов механики. Мы называем случайностью то, что неизвестно нам и не объяснено с помощью науки. Человек– существо социальное.
Жак Лаветри (1709-1751 гг. ). Сочинение: “Человек-машина”. Беспорядок в государстве происходит из недостаточного знания частных интересов. Человек по природе добр. Общественный порядок обусловлен равенством и справедливостью.
Дидро Дени (1713-1784 гг. ). французcкий философ-материалист. Сочинение: “Философские основания материи и движения”. Религия –продукт страха и обмана духовенства. Человек по нейтрален. Добрым или злым его делает окружающая среда.
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг. ). французский просветитель. Бог приводит в движение вселенную. Общество возникло в результате договора между людьми.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг. ). французский просветитель. Сочинения: “Философские письма”. “Философский словарь”, “Метафизический трактат”. Религия – продукт невежества и обмана. Идеал есть религия разума.
Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг. ). немецкий философ-материалист. Сочинения: “Система природы”, “Карманное богословие”. Каждый разумный человек обязательно придет к атеизму и поймет, что религия вносит неисправности в человеческое сознание. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Беркли Джордж (1685-1753 гг. ). Сочинение: “Трактат о началах человеческого знания”. Существовать – значит быть воспринятым человеком. Вещи –суть комплексы наших ощущений. Материя не существует самостоятельно, вне отдельных вещей. Бог существует.
Дэвид Юм (1711-1776 гг. ). шотландский философ. Сочинения: “Трактат о человеческой природе”, “Исследование человеческого разума”. Разум оперирует лишь содержанием наших ощущений. Доказать вообще ничего нельзя.
Иммануил Кант (1724-1804 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. Идея – представление о цели. Познание имеет опытную природу. Человек – цель.
Иоган Готлиб Фихте (1802-1814 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинение: “Основа общего наукоучения”. Абсолютное начало всего сущего – всеобщее действие “Я”. “Я” заменяет всякие субстанции. Самая достоверная реальность – “я есть”.
Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Система трансцендентного идеализма”, Тождество субъекта и объекта изначально. Тело человека –продукт взаимоотношений положительных и отрицательных сил. Во всем есть общая идея. В деятельности важную роль играет интуиция.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук”. Понятие есть элемент абсолютной идеи. Борьба противоположностей есть двигатель развития и ее метод. Истина– совпадение понятия и объективности, продукт философии. Душа – сон духа. МАТЕРИАЛИЗМ.
Людвиг Фейербах (1804-1872 гг. ). немецкий философ-материалист. Сочинения: “О едином, всеобщем, бесконечном разуме”. Идеи –есть самостоятельные сущности. Мышление не имеет бытия. Главную роль играет чувственное восприятие. Человек - существо бесконечное, бессмертное, родовое и универсально. Бог– воля в идеальной форме.
Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг. ). немецкий философ-материалист. Сочинения: “Капитал”, “Немецкая идеология”, “Тезисы о Фейербахе”. Метод познания –восхождение от абстрактного к конкретному. Истина есть объективное знание о предметах. Практика– есть критерий истины. От каждого по способностям каждому по потребностям.
Фридрих Энгельс (1820-1895 гг. ). немецкий философ-материалист. Сочинения: “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, “Диалектика природы”. Труд нужен для удовлетворения жизненных потребностей. Труд есть средство для удовлетворения потребностей. Прогресс социальной жизни есть воспроизводство этой жизни. Жизнь и сознание– внутренние моменты трудовой деятельности. ПОЗИТИВИЗМ
Огюст Конт (1798-1857 гг. ). французский философ-позитивист. Сочинения: “Курс положительной философии”. Человечество проходит три стадии. Человечество обладает великим бытием, Вселенная есть великая сфера, Земля– великий фетиш. Все может быть достигнуто только посредством науки. Институты – храмы общества, храмы наук.
Герберт Спенсер (1820-1903 гг. ). английский философ-позитивист. Сочинения: “Основные начала”. Эволюция –интеграция материи при рассеянном движении. Высшая ступень прогресса во Вселенной связана с человеком.
Иеремия Бентам (1848-1932 гг. ). английский философ, родоначальник утилитаризма. Сочинения: “Деонтология, или Наука о морали”. Руководящий принцип в этике – принцип полезности. Критерий морали – достижение пользы, выгоды, удовольствия, счастья, добра.
Авенариус Рихард (1843 –1893 гг. ). швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма.
Сочинения: “Критика чистого опыта”. Опыт есть прежде всего личный опыт. Субъект и объект принадлежат одной реальности. Следует придерживаться“экономии мышления”.
Мах Эрнст (1838 – 1916 гг. ). австрийский философ-идеалист, физик. Сочинения: “Анализ ощущений”, “Механика…”… Совокупность опыта – результат эмпирии. Наука нужна для объяснения взаимозависимости. Материя – есть связь элементов ощущений.
Пуанкаре Жуль Анри (1854-1912 гг. ). французский методолог науки. Был предшественником интуиционизма. В науке главную роль играет не только опыт, но и соглашение ученых о какой-либо теории или факте. Объективная истина есть лишь в законах природы. НЕОКАНТИАНСТВО 1. Марбургская школа
Коген Герман Косвиг (1842-1918 гг. ). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: “Логика чистого познания”, “Этика чистой воли”, “Этика чистого чувства”. Устранение дуализма вещей в себе и явлений. Ничто не дано нам чувственно. Реальность–есть мыслимое бытие. Логическое сознание в прогрессе порождает опыт. Предмет познания– понятие о вещи. Истина есть лишь поиск истины. Человек есть цель.
Наторп Пауль(1854-1924 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Логические основы точных наук”. Небытие есть внутренний момент бытия. Небытие логического бытия –есть материя. Единство опыта есть единство многообразия, а оно задано априорными категориями.
Кассирер Эрнст (1874-1945 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Познание”, “Действительность”. Не суть предмета, а отношения между предметами должны изучать науки. Категория– есть научный эксперимент. 2. Баденская школа
Виндельбанд Вильгельм (1848-1915 гг. ). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: “История философии”. Необходимо осознать большое различие между методами гуманитарных и естественных наук. Реальность задана через ценностные нормы. Науки делятся: номатические, идеографические.
Риккерт Генрих (1863-1936 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Введение в трансцендентальную философию”, “Система философии”. Бытие доступно только через ценности, оно вне досягаемости для естественных наук. Существует всего 6 сфер ценностей. ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг. ). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Мир как воля и представление”. Субъект и объект неразделимы. Объективность сама по себе не существует. Невозможно объективное само в себе. Есть 4 вида ценностей. Воля– есть натиск, раскрывающий мир. Человек – суть воли.
Кьёркигор Сёрен (1813-1855 гг. ). датский философ-идеалист. Сочинения: “Страх и трепет”, “Философские крохи”. Разум познает лишь сущность. Все нужно рассматривать с точки зрения человека. Он поглощает всеобщее, не подвластен никакой системе. Страх– отношение человека к миру, разочарование – отношение человека к себе.
Фридрих Ницше (1844-1900 гг. ). философ-иррационалист, волюнтарист. Сочинения: “Так говорил Заратустра”, “Сумерки богов”, “По ту сторону добра и зла”, “Эссегомо” и др… Жизнь –слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию. Нужно возвестить смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия– две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными. Высказывался по поводу идеала человека. ПРАГМАТИЗМ
Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914 гг. ). американский философ. Сочинения: “Как сделать идеи ясными”, “Определение веры”. Истинность –условие практической пригодности. Истина относительна, и требует постоянной проверки. Конечный результат познания– конкретная космология. Знания должны удостоверяться учеными.
Джемс Уильям (1842-1910 гг. ). американский философ-идеалист. Сочинения: “Научная основа психологии”, “Прагматизм”…Психика –инструмент приспособления к среде. Реальность есть нечто иррациональное. Новый критерий истинности: истинно все, что выгодно.
Джон Дьюи (1859-1952 гг. ). американский философ-идеалист. Познание – инструмент приспособления человека к среде. Мерило истинности утверждения –его практическая ценность. Ученые должны нести ответственность за свои изобретения. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Бертран Рассел (1872-1970 гг. ). английский философ. Сочинения: “Философия логического атомизма”. Не стоит умножать сущности без необходимости. Следует придерживаться экономии мышления. Каждое суждение о реальности содержат имена и дескрипции.
Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг. ). австрийский философ. Положил начало Лингвистической философии. Сочинения: “Философские исследования”. Предложение в языке – осмысленное выражение логического факта. Событие – есть атомарный факт. Смысл мира – вне мира, т. к. мир не имеет в себе смысла. Все есть как оно есть...
Карнап Рудольф (1891-1970 гг. ). американский философ. Сочинения: “Значение и необходимость”, “…Введение в философию науки”. Философские предложения не имеют смысла. Науки делятся на экспериментальные, неэкспериментальные.
Ханс Рейхенбах (1891-1953 гг. ). немецкий философ. Есть статьи из сборника “Современная философия науки”. Познание причинности событий и фактов есть основная цель науки. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Карл Раймунд Поппер (1892-1994 гг. ). английский философ. Сочинения: “Логика и рост научного знания”. Знание не может быть абсолютно точным. Соотношение: Гипотеза > Теория > Опровержение Теории.
Имре Лакатос (1922-1974 гг. ). английский философ. Сочинения: “Доказательство и опровержение”. Старые и новые теории могут спокойно сосуществовать и взаимодействовать. Есть ядро во всех теориях, и именно его изменение ведет к коренному изменению в науке, к перевороту.
Томас Семюэл Кун (1922 г. ). Сочинение: “Структура научных революций”. Парадигма –совокупность убеждений, технический средств, исследований, - то, что принято научными сообществами.
Пауль Фейерабенд (1924 гг. ). американский философ. Сочинения: “Против единственного метода. Защита анархистской теории знаний”. Нет чистых фактов для верификации предложений в языке науки. Нет постепенного накопления истин. Теории логически несоизмеримы. Античность Период досократиков Классический период Эллинистически - римский период. Натурфилософы:
Занимались поисками архэ –первоначала всего. Причем, видели они это первоначало в силах природы, за что и были названы натурфилософами.
Фалес из Милета (625 – 547 гг. до Р. Х. ). Был одним из семи мудрецов. Архэ – это вода.
Анаксимандр из Милета (610 – 546 гг. до Р. Х. ). Архэ –апейрон (нечто беспредельное). Начало не есть ни вода, ни любая другая стихия.
Анаксимен из Милета (588 – 525 гг. до Р. Х. ). Считал, что архэ – воздух. Он изначально колеблется, уплотняется и разрежается.
Гераклит из Эфеса (540 – 480 гг. до Р. Х. ). Архэ у него – это огонь. Огонь – символ динамики. Пифагорейская школа:
Пифагор с о. Самос (584 –500 гг. до Р. Х. ). Был одним из семи мудрецов. У него были 2 несколько различных по характеру учения: 1)религиозно-мистическое. 2)рационально-математическое. Архэ – число. Элейская школа:
Ксенофан (570 – 478 гг. до Р. Х. ). Создатель элейской школы. “Боги – порождены разумом людей. Земля – субстанция, породившая вместе с водой все многообразие мира. Лишь мнение одно – есть удел всех”
Парменид (540 – 470 гг. до Р. Х. ). Парменид делает упор на гносеологию. “Алитея (истина) – продукт ума; Докса – мнение –дает представление о кажущемся состоянии вещей, опирается это на чувственное восприятие”.
Сократ (469 –399 гг. до Р. Х. ). Познай самого себя. Я знаю, что ничего не знаю. Человек обладает тем, что нужно для постижения истины, нужно лишь помочь человеку постичь ее. От него пошли два направления школ: Мегарики и Киники. Мегарики развивали эристику Сократа, а Киники этику. Мегарская школа:
Основана Евклидом из Мегары (? – 369 гг. до Р. Х). Развивал искусство спора –эристику. Вещь сама торжественна сама по себе. Мегарики пытались избежать двойственности в изложении и понимании.
Стилпон (490 –370 гг. до Р. Х. ) Утверждал, что говоря общими фразами о конкретных вещах, человек делает конкретное общим. Киники:
Имела довольно много последователей. Но редкие представители этой школы оставили после себя труды.
Основатель - Антисфен (450 – 360 гг. до Р. Х. ). Мыслить – только средство, цель – жить. Цель жизни – добродетель. Подлинное наслаждение дает лишь труд.
Диоген из Синопа (404 –323 гг. до Р. Х. ). Он отвергал наслаждение, и ему нужно было только Солнце. По мнению общественности той эпохи, у киников все выливалось в антикультурность. Киники были приверженцами монотеизма.
Платон (Аристокл) с о. Эгина (427 –347 гг. до Р. Х. ). Был ближайшим другом Сократа, знаком с философией Гераклита. Политика: “правильные” и “неправильные” формы государственности, идеальная форма государственности. Эпикуреизм:
Эпикур (342 –271 гг. до Р. Х. ). Был продолжателем Демокрита. Состояние атараксии и наслаждения и является истинным счастьем. Человек не нуждается в вечной жизни, он никогда не встречается со смертью. Общество(государство)–договор отдельных индивидов. Справедливость не суща сама по себе, - она лишь договор о ненанесении вреда.
Тит Лукреций Кар (95 – 55 гг. до Р. Х. ). Атеист. Продолжатель Эпикура и Демокрита. Религия –продукт страха и незнания причин вещей. Создал небольшую историческую периодизацию по использованию материала для орудий труда. Стоицизм:
Зенон Китийский (336 – 264 гг. до Р. Х. ). Основная цель жизни человека – жить в согласии с природой и добродетелью. Его учениками были Клеанф из Афин (330 – 232 гг. до Р. Х. ). , Хрисипп (281 –208 гг. до Р. Х. ) из Сол. Сложилась целая система в философии стоиков: Логика, Физика, Этика.
Луций Сенека (6 г. до Р. Х. 65 г. от Р. Х. ). Его стоицизм оказал значительное влияние на формирования христианства в Западной Европе. Нравственный разум есть Бог, а Бог и есть душа. Сенека говорит о наличии совести в душе, о равенстве людей перед Богом.
Эпиктет (50 –168 гг. до Р. Х. ). Человек имеет все условия для свободного выбора добра. Человек не свободен от того, что зависит от него. Наши поступки в нашей власти. Эпиктет против идеи бессмертия души.
Марк Аврелий Антонин (121 –180 гг. до Р. Х. ). Был римским императором. Натурфилософия должна освободить человека от праздности. Материальные ценности и некоторые обряды не имеют в себе абсолютно ничего особенного.
Зенон (515 - ? гг. до Р. Х. ). Обоснования свои он строит на опориях. Опории строятся на миромнении. “Всего очень много и оно неподвижно”.
Эмпедокл из г. Акрогант на о. Сицилия (484 –424 гг. до Р. Х. ). Архэ всего 4: огонь, вода, земля и воздух. Есть так же связь их, и последующий разрыв.
Анаксагор из г. Клазомены в Ионии (500 – 428 гг. До Р. Х. ). “Из ничего не возникает нечто, а значит нечто существует изначально. Все возникает из подобного себе, из семян. Изначально были семена, эфир и огонь. Движет всем лишь разум(гнус). Атомисты:
Левкипп из Элеи (500 – 440 гг. до Р. Х. ). Знал Элейскую традицию. Создал учение об атомах. Атом –единый и неделимый. Но их множество. Они совершенно различны по форме, размеру, расположению, массе и весу. Есть лишь атомы и пустота.
Демокрит из Абдер (460 –370 гг. до Р. Х. ). Продолжил учение Левкиппа об атомах. Душа должна иметь атомную природу. Ее образовали шаровидные огненные атомы. Душа же после смерти телесной оболочки перестает существовать, а атомы ее рассеиваются в пространстве.
Аристотель из г. Стагир (384 –322 гг. до Р. Х. ). Аристотель критиковал соображения Платона по поводу связи идей и вещей, их сущности. Материя первоначально обладала свойствами: теплая, холодная, сухая, влажная. В разных комбинациях они и образовывали стихии. Политика: рабы существуют по природе, они животные, инструмент без души. Положение в обществе должно определяться собственностью. “Правильные” и “неправильные” формы государственности, идеал государственности. Скептицизм:
Пиррон из Элиды (360 –270 гг. до Р. Х. ). Основатель скептицизма, который ведет свое развитие от софистики. Следует не доверять, воздерживаясь от мнений, говорить же нужно так: рассматриваемое столь же мало существует, как не существует. И после этого люди обретут отказ от высказывания, невозмутимость.
Энесидем (1 в. до Р. Х. ). Говорил об относительности всякого знания. В выводах же он говорит о невозможности достоверного знания.
Секст Эмпирик (180 –210 гг. от Р. Х. ). Был даксографом. Изучал все течения философской мысли прошлого для нахождения в них элементов скептического взгляда на мир. Иудейско – греческий Духовный синтез:
Филон Александрийский (20 г. до Р. Х. – 40 г. от Р. Х. ). Пытался осмыслить Ветхий завет. Бог –единственно подлинное бытие, логос, совершенство. В человеке обитает частица Бога. Человек есть микрокосмос. Идеи Филона были популярны в патристике. Гностицизм:
Главным вопросом, которым занимались гностики, был вопрос о взаимоотношении божественного и человеческого. Существовало два варианта гностицизма: близкий к религии и философский.
Эриней Лионский ввел понятие плеромы и эона. Эон – эпоха, век, жизнь. Плерома – изначальный и совершенный эон. Ей противостоит сама природа. Плерома – есть благо, природа – зло. Плерома Юприрода. Существуют эоны деградации плеромы. Гностиками были Валентин, Василид. Софисты:
Протагор из г. Абдеры (481 –411 гг. до Р. Х. ). В гносеологии приходил к идеалу. Материя текуча и изменчива, а восприятие с возрастом меняется. Причина вещей само наличие материи. Человек–мера всех вещей, несуществующего, что оно не существует, а существующего, что оно существует.
Горгий из Лариссы (483 – 473 гг. до Р. Х. ). Был против воззрений элеатов. “Ничто не существует…” Вообще позиция софистов такова: не существует окончательной истины.
Протагор из г. Абдеры (481 – 411 гг. до Р. Х. ). О всяком предмете можно сказать двояко. Неоплатонизм:
Плотин (205 –270 гг. от Р. Х. ). Положил в основу неоплатонизма средний платонизм, неопифагореизм. Аристотелизм же служит введением в общую систему взглядов. Порфирий (232 –304 гг. от Р. Х. ). был учеником Плотина. Восхождение к уму и единству (благу) позволит все.
Учеником Порфирия был Ямвлих (? –330 гг. от Р. Х. ). Впервые ввел в неоплатонизм теургию. Его реформа комментария произвела большие изменения в неоплатонизме. И его стали делить на периоды до и после Ямвлиха.
Прокл(410 –485 гг. от Р. Х. ) подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма и дал детально разработанную сводку–основных понятий и методов неоплатонизма.