Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия в жизни человека и общества

Философия в жизни человечества и общества. План.
1. Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Структура миро воззрения.
2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз ное, философское. Религиозная картина мира.
3. Что такое философия и зачем она? Предмет философских раз мышлений в истории философской мысли.
4. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, агности цизм. 5. Предназначение философии, ее задачи и функции.
6. Философия и частнонаучные знания. Предмет философии. Проб лемы научности философского мировоззрения. Литература: 1. Введение в философию. Ч. 1 М. , 1989. 2. Философия. Учебник для вузов. 1995
3. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М. ,1990. 4. Ильин И. А. Философия и жизнь.
5. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки. 6. Вернадский В. И. Научное мировоззрение.
7. Соловьев В. С. Исторические дела философии // Из истории русской гуманистической мысли. М. , 1993
8. М. Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. - N8.
9. ФЭС. Статьи: агностицизм, вульгарный материализм, деизм, дуализм, идеализм, материализм, мировоззрение, мифология, монизм, основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, фило софия.
10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. гл. 2.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма об щественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз навательные ценности, социально-политическое, нравственное и эс тетическое отношение человека к миру. 1
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фи лософии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опреде ляет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмер тен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы позна вательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?
Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос оп ределяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь пре образовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что яв ляется необходимым в становлении личности.
Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифоло гии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение шире, чем философия.
 _Мировоззрение . - система обобщенных чувствований и интуитив ных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к ми ру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жиз ненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстети ческих и религиозных принципов познания и оценок.
Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др. Греции макро косма и микрокосма).
Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность зна ний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как та кового и такой разумной части мироздания, как люди.
По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личнос ти.
Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорцио нальное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настро ений, норм, идеалов.
Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, цен ностно-нормативный, морально-ролевой и практический.
Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях. Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину ми ра. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение фи лософично.
Философия - это теория мировоззрения, она теоретически реша ет те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т. е. освещено лучами нашего к нему отношения.
Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами.
Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяюще го потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.
В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.
Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгля ды, убеждения, идеалы.
Выработка психических установок на возможность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей.
Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, об разования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировозз рения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией. Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто при сутствуют предрассудки.
К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит филосо фия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний дейс твительности, а также норм, ценностей, идеалов. 2 Можно говорить об исторических типах мировоззрения. Принято считать, что:
1 - мифологическое мировоззрение. Это начальный тип миро воззрения, который можно назвать предмировоззрением.
Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические ми
фы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испыта ниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных.
Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззре ния, образное представление о природе и коллективной жизни. В ми фах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для пер вобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует.
Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого поро дил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и чело веком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?
Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с об рядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является куль товая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувс тва любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодо леть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает чело веку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связы вает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - ра зобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.
Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог трансцендентная сущность (над миром).
Современная религия не отвергает достижения науки и подчер кивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.
Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий христианской философии: человек свободен и пре допределен.
Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее.
Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линей ное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворе ние мира, грехопадение, пришествие Христа.
Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на зем лю. Даже младенец грешен первородным грехом.
Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.
Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад. Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу ментированно убеждать, - которые привели к строгому систематичес кому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной ми фологией.
На протяжении веков философов интересовала природа, о чем свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж. Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", Д. Дидро "мысли об истолковании природы", Гегеля "Философия природы".
В изучении природы философов интересовали вопросы возникно вения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возни кает, и в которое все превращается. Интересовал вопрос общественной жизни людей.
Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т. Гоббс "О гражданине", Д. Дидро "2 трактата о государственном управле нии", Ш. Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Эн гельс "О происхождении семьи, частной собственности и государс тва. Но в общественной жизни философы разработали общие полити ческие, теоретические принципы.
Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы. Предметом раздумываний являлся и сам человек, его ум, чувс тва, язык, мораль.
Например, у Сократа главный философский вопрос - человечес кая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.
Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б. Спиноза "Эти ка", Т. Гоббс "О человеке", Дж. Локк "Опыт о человеческом разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии". Философия теоретически сформулировала мышление, как система самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре фи лософии находится человек в его соотношении с природным и соци альным миром.
Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:
1) Что является первичным, определяющим: материальное или духовное?
2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как человеческое сознание относится к действительности? Способно ли сознание познать мир?
Философы разделились на два лагеря: материалисты и идеалис ты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое направле ние, которое признает материальное и духовное независимо друг от друга.
И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько форм: 1. Стихийный материализм. 2. Метафизический, механистический материализм 17 века.
3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (Чернышевс кий).
4. Современная форма материализма - диалектический материа лизм (Маркс, Плеханов, Ленин). Идеализм.
Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта. Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель). Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения, че ловеческое сознание, т. е. что-то субъективное, а материальный мир рассматривается как порождение и результат творческой деятельнос ти субъекта.
Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания сложен, диалектически противоречив.
Есть пессимистические системы взглядов скептицизм, агности цизм. Первый утверждает, что существует два взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают познаваемость мира.
Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я ограничил возможность науки и дал место вере. "
Агностицизм - философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Этот термин введен английским естест воиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской пози ции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "пози тивного знания". Наиболее последовательно в истории философии аг ностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер. 19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалек тику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления ограни ченности предшествовавшего материализма. Они популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, от рицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом хими ческим составом продуктов питания.
Деизм - философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не прини мает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности те чения событий.
Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала дух и материю. Представитель - Декарт.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и не зависимо от человека и его сознания, объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Катего рия истины характеризуется как результат процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятель ность.
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общест венного сознания. Предпосылки мифологической "логики" служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды и не расчлененного мифологического мышления.......
Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира, исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Скептицизм - античное, философское направление, основанное Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не до пускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали всех философов глупцами.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой признается только мыслящий субъект, а все остальное существует лишь в сознании индивида.
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте воли и затем им распоряжающегося. 5
В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться.
Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: поз навательное (гносеология), практическое (праксиология), ценност ное (аксиология).
Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало, т. к. подлинный философ - практический, воспи тывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовы ваться с высшими целями человеческого разума. Без этого стержня достижения людей теряют смысл.
Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что есть человек? " Если существует наука, действительно нужная че ловеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть человеком.
Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство. Пока человечество этого не добилось. В центре внимания философии находится человек с его природ ным и социальным миром. Что имеется ввиду?
1. Человечество не как объект в философии, но как субъект (творец, деятель).
2. Философия рассматривает человека не просто как субъект, но человека в его отношении к миру.
Она должна определять то конкретное и уникальное место, ко торое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззрен ческой установки невозможна никакая активно-творческая деятель ность человека.
3. Философия должна ответить на центральный вопрос, возникаю щий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании воп роса философии о первичности объекта или субъективности бытия. - о формах отражения субъектом мира объектов;
- О способах истинности субъективного образа объективного мира.
4. Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному восприятию мира, т. е. выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания.
5. Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.
Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т. е. так, как она существует в действительности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.