Бухгалтерский финансовый учет.
Б/у в РФ регулируется федеральным законом по б/у. (21. 11. 96) В соответствии с законом б. у это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в ден. выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хоз-ных операций.
Т. О. объектами б. у. явл. имущество, обязательства (пассив), хоз-ые операции. Основные задачи б. у. :
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущ-ном положении.
Обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хоз. операций и их целесообразности.
Выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости организации, предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности. Регулирование б. у. в РФ.
фед. Закон о б. у. , налоговый кодекс, КзоТ, ГК, указы президента. Постановления правит-ва РФ; программа реформирования б/у (новые планы счетов, ПБУ).
Методические рекомендации, указания, либо уточняющие документы второго уровня, либо документа, носящие отраслевой хар-р. Учетная политика организации. Вариативность нормативного регулирования. В учетной политике бухгалтер выбирает один вариант. Организация б. у. у хозяйствующего субъекта.
Ответственность за организацию б. у. и соблюдения законодательства при выполнении хоз. операций несут руководители организаций.
В зависимости от объема учетной работы руководитель может принять одно из четырех вариантов организации б. у.
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое гл. бух-ом. Ввести в штат должность бухгалтера.
Передать на договорных началах ведение учета специализированной организации. Вести учет лично.
Приказом руководителя утверждается принятая в организации учетная политика. В соответствии с законом в приказе по учетной политике утверждается следующее: Рабочий план счетов, включающий синтетич. и аналитические счета. Формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы. Формы документов для внутренней бух. отчетности.
В приказ должен быть утвержден порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Порядок контроля за хоз. операциями. Положение о Гл. Бух. статья №7
Гл. Бухг-р назначается или освобождается от должности руководителем организации.
Гл. бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Гл. бухгалтер несет ответственность: за формирование учетной политики. За ведение бух. учета.
За своевременное представление полной достоверной бух отчетности. Требования гл. бухгалтера по документальному оформлению хоз. операций и предоставлении необходимых документов, обязательны для всех работников организации.
Без подписи гл. бухгалтера считаются недействительными денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства.
В случае разногласий между руководителем и гл. бухгалтером по отдельным хоз. операциям документы по ним принимаются к исполнению по письменному распоряжению руководителя организации.
Закон о б. у. делит всех пользователей б. у. информацией на внешних и внутренних. Акционеры, поставщики, банки (на входе) Государство, гни фонды, покупатели, заказчики (на выходе) Управляющая система Система управляема.
В управляемой системе бухгалтерия налаживает отношения с информацией, персоналом, отношения с материально ответственными лицами, подотчетные лица. На микро уровне наряду с финансовым учетом важное место занимает управленческий учет. Он объединяет в себя учет затрат и калькулировании себестоимости. Управленческий учет. Финансовый учет.
Линия перехлеста – данные у. учета используемые для формирования ф. учета.
Современное состояние отечественного учета в процессе его реформирования. Реформированием б. у. в России началось в 1990 году, когда была сформирована первая программа перевода учета и статистики на международные стандарты. В рамках этой программы был принят первый план счетов, который позволил вести организацию б. у. малым предприятия. Было принято “Положение о составе затрат”.
В апреле 1998 г. принята программа реформирования б. у. в соответствии с международными стандартами. Национальные системы учета.
Наличие нац. систем. Б. у. обусловлено следующими факторами: а. Соц. Экономические особенности страны, уровень централизации в управлении экономикой. характер развития рынков капитала, уровень инфляции. б. Исторически сложившиеся политические отношения с другими странами. в. различие в законодательных системах. г. общий уровень образования государства. 3 основных модели б. у. : британо-американская модель
которая характерна для Великобритании и США и всех зависимых от них стран. Характерно: регламентация учета общественными организациями.
Развитая финансовая основа учета, ориентация учета на внешних пользователей. Высокий уровень общего и профессионального бухгалтерского образования. Континентальная модель учета.
Используется в большинстве Европейских стран в странах бывших европейских колоний. Африканских, фрацузскоговорящих странах, Японии. Характерно:
тесные связи бизнеса с банками, основными кредиторами явл. банки. Законодательное регулирование учета, подробный юридический регламент. Ориентация учета и отчетности на интересы гос. управления, на требования правительства в области налогообложения. Южно-американская модель. В странах с неустойчивой экономикой. постоянная корректировка учетных данных на тему инфляции.
Регламентирующие жесткие требования государства по учету и контролю доходов. Фискальная направленность учета (на исчисление налогов). Унифицированные методики учета. GAAP Американский. Общепринятые принципы учета.
Понятие появилось в США после мирового экономического кризиса. 29-33 гг. обанкротились тысячи компаний. Это привлекло внимание к достоверности их отчетности.
Основным инициатором разработки GAAPа была комиссия по ценным бумага. В 1993 г. издан“акт о ценных бумагах”, где перечислены необходимые отчетные данные фирм, регистрирующих свои бумаги на бирже.
С 1938 г. американский институт дипломированных общественных бухгалтеров начал издавать указания по принципам б. у.
В наст. Время формированием этих принципов занимается комитет по стандартам фин. учета. ЕС – директивы.
Постепенно страны, вошедшие в общий рынок, добьются свободы передвижения товаров, рабочей силы и т. д.
Вторичное законодательство формируется европейской комиссией. Она формирует ряд документов. Директивы:
четвертая директива ЕС в 1978 г. принята, и она предлагает рекомендации по формированию годовой отчетности акционерных общественных коммандитных обществ, ООО. Особенность:
предлагается 4 варианта баланса и 2 варианта отчета о прибылях и убытка. Даются правила оценки отдельных видов имущества.
Баланс и отчет о прибылях и убытках дополняется отчетом о финансовом положении компании. седьмая директива ЕС.
Регламентирует составление свободной консолидируемой отчетности. восьмая директива. Определяет порядок аудиторской деятельности. система международных стандартов.
Комитет по международным стандартам – орган, возглавляющий процесс разработки стандартов. (1974 г) В настоящий момента функционируют порядка 40 стандартов, кот. Регламентируют различные аспекты учета и отчетности.
Целый ряд стандартов направлен на стандартизацию учет основных средств, нематериальных активов, инвестиционную деятельность. Они почти полностью покрыты соответствующими ПБУ.
Целая группа стандартов посвящена учету законов организации, учету выручки. Учет денежных средств. Расчеты. Денежные средства: 50 51 52 55 57 58 59
Расчеты: 60(п/a) 62(п) 63(а, расчеты по сомнительным долгам) 66(п, краткосрочные кредиты и займы) 67 ( п долгосрочные кредиты и займы) 68(п, расчеты по налогам и сборам) 69(п, расчеты с социальными фондами) 70 (п, расчеты с персоналом) 71( а/п, с подотчетными лицами) 73(а/п, с работниками по др. операциям) 75(с учредителями) 76(с дебиторами и кредиторами) 79(внутрихозяйственные расчеты) Учет операций по расчетному счету.
В соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности
Каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетные и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Безналичные расчеты это перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя через банки. Плательщик, получатель их банки – 4 субъекта.
Расчеты могут производиться по товарным операциям (оплата за продукты, услуги или работы), операции не товарныесвязанные только с движением денежных средств погашения задолженности по бюджетам, кредитам… Расчеты могут быть иногородними и одногородними. По форме: Которые устанавливаются ЦБ РФ.
Платежными поручениями, аккредитивы, по векселям, взаимозачетам. Расчетные счета открываются всем юридическим лицам независимо от форм собственности, находящихся на полном хозрасчете и составляющим самостоятельно баланс. При открытии счета в банк предоставляется: заявление об открытии счета
карточки с образцами подписей и образцами печатей, заверенные нотариусом. Копия свидетельства о регистрации.
Копия устава и учредительного договора или если один учредитель, то в письменной форме его решение о создании предприятия. Справки на усмотрение банка.
После проверки документов на подлинном экземпляре устава делается отметка с указанием номера счета и заверяется у контролера для сверки. Заключение договора на рассчетно-кассовое обслуживание. Оговаривается стоимость открытия: стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию стоимость наличного обращения процент, выплачиваемый клиенту за средства на счетах.
В случае реорганизации предприятия, изменения названия и т. д. в банк передается новое заявление об открытии счета (изменяются некоторые реквизиты)
Организация в производственных целях могут создавать не хозрасчетных подразделения, филиалы, склады, представительства не по месту своего нахождения. Таким подразделениям по ходатайско головной организации могут быть открыты в их регионе расчетные субсчета или текущие счета. На расчетном субсчете подразделение осуществляет только операции, разрешенные головным предприятием (зачисления выручки, перечисление средств в головную организацию и т. д. )
А текущие счета нужны только для операций, связанных с выдачей наличных денег данным подразделениям. Прием и выдача денег с расчетного счета.
При сдаче денег из кассы в банк предприятию выписывается расходный кассовый ордер. В банке представитель предприятия заполняет специальный бланк объявление на взнос наличных.
По данной форме наличные деньги сдаются в приходную кассу в банк, представителю предприятия выдается квитанция, которая прикладывается к расходно-кассовому ордеру как отчет о направлении расхода средств.
Когда поступившая сумма будет зачислена на р/c , на предприятии с выпиской банка возвращается ордер, подтверждающий внесение средств.
Для получения средств из банка предприятие выписывает чековую книжку по заявлению, где указываются:
ФИО кассира и дается образец его подписи, и заявление подписывается руководителем и гл. бухгалтером. В расходной кассе банка кассир получает чековую книжку на 25 или 50 чеков и оставляет на заявлении расписку о ее получении. Предприятие получает наличные деньги.
При планировании получения большой суммы кассир подает накануне в банк заявку на требуемую сумму. В день получения бухгалтер заполняет все реквизиты одного чека корешок к нему, подписывает у руководителя и выдает чек кассиру под роспись на корешке.
Чек предоставляется в банк, работник банка проверяет правильность заполнения чека, затем отрывает от чека и передает кассиру контрольную марку по которой выдаются деньга.
На каждую полученную банком сумму в бухгалтерии выписывается приходные кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека, квитанция приходного ордера прикладывается к выписке банка (к51), а сам приходный ордер прикладывается к кассовому отчету (д50). Безналичные расчеты.
Б/н расчеты в РФ производятся при соблюдении следующих условий. банк хранит денежные средства предприятия на счетах, зачисления, поступающие на эти счета суммы, выписывает распоряжение предприятия по их перечислению или при выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных правилами банка и договора.
Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счета. Все платежи со счетов предприятий осуществляются в очередности, определяемой п. 2 ст. 855 ГК. , письмо центробанка от 01. 03. 96 г. № 244.
1. очередь. оплата по исполнительным документам. Возмещение вреда здоровью и алименты.
2очередь. Списание по исполнительным документам по выплате выходных пособий и оплате труда.
3 очередь. Оплата труда работникам и отчисления в соц. Фонды. 4 очередь. Платежи в бюджет и др. внебюджетные фонды.
5 очередь. Списание по исполнительным документам, по другим ден. требованиям. 6 очередь. Списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
формы расчетов между плательщиком и получателем определяется договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.
Претензии к банку направляются предприятием в банк, допустивший нарушения при этом подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счетам. За несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0, 5% от сумы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и клиентом.
в соответствии с п. 1 ст. 854 ГК списание денежных средств со счета осуществляется на основании распоряжения клиента, оформленного на бланках установленной формы (платежка, заявление на окредетив и т. д. ) п. 2. ст 854 ГК дополняет списание средств без распоряжения клиента (в безакцептном порядке), по решению суда, в случаях, установленных законом, по договору между банком и клиентом. Основные виды безналичных расчетов. платежные поручения. Платежные требования-поручения Аккредитивы. Чеки.
1. платежные поручения - письменное распоряжение плательщика своему банку о перечислении суммы со своего счета на счет получателя. Действительно в течение 10 дней, и принимается банком только при наличии средств на счете, если в договоре нет других условий. 2. платежные требования
поручения требования поставщика к покупателю оплатить на основании расчетных разгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и услуг.
Треб. Поручения от поставщика направляется плательщику вместе с отгрузочными документами. Плательщик подписывает тр. Пор. И сдает в свой банк для оплаты (т. е. акцептует). Срок в течение, которого плательщик передает в банк акцептованные требования, определяется в договоре между сторонами. Банк плательщика производит списание средств со счета и направляет второй экземпляр тр. Пор. в банк поставщика.
3. аккредитив - форма расчетов максимальных гарантий получателю средств. Используется, если поставщик товаров сомневается в платежеспособности покупателя, а покупатель сомневается в надежности поставщика. Плательщик подает в свой банк заявление выставить по адресу конкретного поставщика определенную сумму для оплаты расчетных документов при соблюдении определенных условий. Банк плательщика бронирует средства, они снимаются с р/с плательщика. При соблюдении поставщиком требований (по отгрузки продукции) поставщик предъявляет в свой банк. Банк поставщика начисляет на его счет сумму аккредитива. Учет операций по р/с бухгалтерией.
Б. у. ведется на счете 51, на котором открываются субсчета (51/1 поступило) и к нему аналитические счета по видам поступления.
51/2 и субсчет израсходован и аналитические к нему. По мере совершения операций на р/с банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в ней указывается: остаток средств на счете на дату предыдущей выписки. Сумма, зачисленная на счет. Сумма, списанная со счета. Остаток на дату выписки.
Особенностью банк. Выписки является то, что в ней остатки средств и поступления банк указывает по кредиту р/с. А уменьшение денежных средств по дебиту. При получении выписки бухгалтер производит ряд операций:
проверяются приложенные к выписке оправдательные документы на каждую сумму. Эти документы гасятся специальным штампом (погашено).
Осуществляется контировка сумм банковской выписки, расстановка корреспондирующих счетов.
Способ дальнейшей обработки банковских документов зависит от частоты операций в течение месяца. Если количество выписок не велико, все суммы записываются непосредственно в учетный регистр по 51 счету. Если в день выполняется более 3-х операций, и выписки выставляются каждый день, то по 51 счету открывается сальдо оборотная ведомость.
По окончанию месяца в ведомости подводятся итоги. Итого за месяц. Итоговые данные переносятся в учетный регистр 51 счета.
Одновременно суммы заносятся в регистры корреспондирующих счетов. Учет операций по прочим счетам в банке.
Прочие счета открываются банком для обособленного хранения части безналичных средств предприятия, предназначенных для конкретных целей. Например, на выставление аккредитива, депозиты, выставление акцепторного получения по расчетам с железной дорогой и прочие счета. Для совершения операций применяются те же первичные документы, что и по р/с.
Также в зависимости от количества операций могут открываться отдельные сальдо оборотные ведомости на каждый аналитический счет. Учет кассовых операций и денежных документов.
Основным нормативным документом по этому виду учета является порядок ведения кассовых операций рф. (№40 от 22. 09. 93)
Каждая организация для расчета наличными деньгами должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Банк устанавливает организации лимит, ограничения на сумму наличных средств в кассе. Для этого предприятие предоставляет в банк специальный расчет, и потом эти суммы контролируются банком.
Банк контролирует наряду с остатком наличных средств и целевое использование наличных средств, полученных в кассу для собственных нужд. Превышение лимита в кассе разрешается в течение 3-х дней в отведенному для выдачи з/п. Предприятие, имеющее постоянную денежную выручку, по согласию с банками могут использовать ее на собственные нужды.
Если организация кроме расчетов с собственным персоналом производит расчеты с населением, оно обязано использовать контрольно-кассовые машины (закон РФ от 18. 07. 93. )
К этому закону правительством установлен перечень предприятий, которые могут не использовать ККМ.
В организациях торговли и бытового обслуживания организуются, наряду с кассой, операционные кассы, обслуживаемые кассирами-операционистами. Данные расчеты производятся с применением ККМ. Для этой группы организаций перечень лиц устанавливается Госналогслужбой. фотографии, парикмахерские, которые могут приход денежных средств оформлять в конце дня одним приходно-кассовым ордером с приложением корешков приемных квитанций (вне центральной кассы). Все торговые организации обязаны регистрировать ККМ, предприятия, которые не используют ККМ, штрафуются от 50 до 100 минимальных оплат труда. Обязаны выдавать клиенту чек за покупку, обязаны обеспечивать работникам налоговой службы беспрепятственный доступ к ККМ.
Обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары, прейскуранты, которые должны соответствовать приходным документам.
Порядок ведения кассовых операций предусматривается обязанности руководителя организации по оборудования помещений кассой, организация хранения наличности и ценных документов, обеспечение безопасности доставки наличных средств на предприятие.
Для ведения кассовых операций в штате предусматривается должность кассира. При малом объеме операций их может выполнять по поручению директора любое должностное лицо или главный бухгалтер.
В карточке образцов подписей, сдаваемых в банк, делается приписка: “Других счетных работников в штате нет”. При назначении кассира на работу руководитель обязан ознакомить его под расписку с порядком ведения кассовых операций и заключить договор о полной материальной ответственности.
Кассовые операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации, прием наличных денег производится по приходно-кассовому ордеру, который заполняется бухгалтером и подписывается главным бухгалтером и руководителем. Выдача денежных средств оформляется расходно-кассовыми ордерами, с приложением оформленных документов (расчетно-платежная ведомость и т. д. ) Обработка кассовых документов.
В б. у. движение наличных денег списана на счет 50. К нему могут быть открыты субсчета центральной кассы и операционных касс.
При выдаче денег по каждому кассовому документу кассир делает записи в кассовую книгу; предприятие ведет только одну кассовую книгу. До начала составления отчет очередной лист кассовой книги складывается вдвое, в середину вкладывается копирка, записи в книге ведутся по мере обработки кассовых документов, на каждом из которых ставится штамп погашено. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, по графе приход и расход. Выводит остаток по кассе и переносит его на следующий лист на первую строку по графе приход.
Внизу каждого листа кассир указывает прописью количество приложенных приходных и расходных ордеров и расписывается. Потом ода половина листа кассовой книги отрывается и с приложенными документами как отчет кассира передается под расписку бухгалтеру. Бухгалтер проводит проверку кассового отчета, проверяет правильность корреспонденции счетов. Учет кассовых отчетов.
Способ обработки кассовых отчетов зависит от количества кассовых операций в день и от частоты сдачи кассовых отчетов в течение месяца.
Данные отчетов после группировки по кор. Счетам непосредственно заносятся в учетные регистры по 50 счету. Если в день выполняется от 3 до 15 операций, то по 50 счету открывается сальдо оборотная ведомость. Если операций выполняется более 15 и по нескольким операциям на 1 н. кор. Счет, к кассовому отчету прикладывают расшифровку, в которой общим итогом показывается сумма поступивших и выданных средств. Данные расшифровки заносятся по данному счету в сальдо оборотную ведомость одной строкой. Денежные документы, ценные бумаги (бланки, трудовых книжек, марки), выполненные самой организацией или приобретаемые на стороне, хранятся в кассе и учитываются на 50. 3.
Для их учета открывается отдельная кассовая книга. На каждый вид документа выделяются отдельные страницы.
Учета поступления денежных документов осуществляется на основании накладной. Она выписывается кассиром в двух экземплярах при приеме денежных документов. Выдача из кассы осуществляется на основании требования, которое выписывается бухгалтером. Учет денежных документов ведется по номинальной стоимости.
По движению документов составляется отдельный кассовый отчет и с приложением отдается главному бухгалтеру.
Особенностью корреспонденции счетов по учету денежных средств является ограниченное число“Прямых проводок” (Д20К51)
Счета учета денежных средств должны корреспондироваться со счетами расчетов. Примером прямой проводки может быть проводка, отражающая поступления денежных средств кассы,
корреспондирующая со счетом продаж только в розничной торговле (Д50К90). Учет операций по подотчетным суммам.
В практической деятельности предприятий значительная часть расходов осуществляется за наличный расчет.
(Закупка товарно-материальных ценностей, оплата расходов по служебным командировкам).
Наличные средства выдаются под ответственность работнику для выполнения определенных хозяйственных действий по распоряжению руководителей. Как подотчетные лица могут выступать только сотрудники данной организации, которые состоят с ней в трудовых отношениях, они должны быть уполномоченыприказом руководителя. Приказ на право производить хозяйственные представительские расходы или это приказ на командировку.
Хозяйственно административные расходы, на которые выдаются средства подотчет, должны быть предусмотрены в утвержденной смете расходов.
С работником, внесенным в список постоянных получателей денег подотчет, должен быть заключен договор о материальной ответственности.
Выдача подотчет регулируется порядком ведения хоз. операций, оформляется расходно-кассовым ордером.
Подотчетные лица не позднее 3-х рабочих дней после срока, на которые они были выданы, или после возвращения из командировки, обязаны предоставить в бухгалтерию авансовый отчет, с приложением подтверждающих документов об израсходованных суммах.
Отдельным приказом руководителя срок может быть продлен. Деньги в новый подотчет выдаются только при условии расчета по предыдущей подотчетной сумме. Если подотчетные суммы, предоставленные на конкретный срок, не сданы в кассу, о них не представлен авансовый отчет, они включаются в облагаемый подоходным налогом совокупный доход работника.
Если приказом по условиям возвращения средств не было, такие суммы отражаются по Д71, но окончанию года, если она списывается с подотчетного лица включается в совокупный доход. Составление авансового отчета.
Авансовый отчет является основным документом, позволяющим списать задолженность с подотчетного лица. Д71 К50 (выдача средств подотчет), Д20 К 71 (списание на статьи расходов)
приложенными оправдательными документами, подтверждающими отплату операции, услуг по этим операциям, полученные товарно-материальных ценностей. Документы, подтверждающие факт оплаты могут быть чеки ККМ, квитанции к приходно-кассовым ордерам, документы, приложенные к бланкам строгой отчетности.
Документы, подтверждающие факты получения ТМЦ – это товарные чеки, накладные, счета-фактуры, квитанции. К авансовой … должны быть приложены документы, подтверждающие оприходование на склад материально-ответственного лица этих материальных ценностей. Если материалы были сразу израсходованы, к авансовому отчету должны быть приложены документы, подтверждающие расход.
Торгово-закупочные акты, которые составляются при покупке у физических лиц, должны содержать паспортные данные продавца, место прописки, иначе сумма этих затрат не может быть признана расходами и будет включена в совокупный доход подотчетного лица.
Особого оформления в организациях требует расходование денежных средств на представительские расходы. Оправдательные документы следующие: смета, на представительские расходы, утвержденные руководством на отчетный год. Исполнительная смета, где отражается характер мероприятия, состав делегации и виды произведенных расходов. Документы, подтверждающие произведенный расход.
Из исполн. сметы должно быть ясно, что прием представителей, проходил в рамках поддержания взаимного сотрудничества. В организации должна быть разработана и утверждена программа проведения деловой встречи, с указанием даты и места проведения, списка приглашенных лиц и участников от принимающей стороны. В качестве расходов принимаются только затраты, произведенные на территории РФ.
С 95 годы к представительским относятся также расходы по приему и обслуживанию членов совета директоров, членов правления, ревизионных комиссий. Обработка кассовых отчетов. Данных по подотчетным суммам.
При обработки кассовый отчетов, выданные суммы отражаются в соответствующий карточках, открываемых на каждое подотчетное лицо, запись в ней означает отнесение суммы в дебет 71. Данные карточек заносятся в сальдо оборотную ведомость по 71 счету.
Если количество работников, получающих средства подотчет, ограничено, по 71 счету ведут только ведомость и заносят туда каждый авансовый отчет. Списание сумм Д70 К71 (если не отчитался, удержание средств). Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Предназначен для обобщения информации по расчетам за полученные ТМЦ, принятые заказчиком, принятые работы и услуги, расчетные документы, которые акцептованы и подлежат оплате.
В соответствии с новым планом счетов на 60 счете учитываются выданные авансы и предварительная оплата. Выведен 61 счет (расчеты по авансам) аналитический учет по 60 счету ведется по каждому поставщику, подрядчику, а также по каждому предъявленному счету по кредиту 60, отражается стоимость принимаемых учетом, ТМЦ, работ и услуг.
Корреспонденция счетами учет этих ценностей или соответствующих затрат также по кредиту 60 корреспонденции счета дебет 19 отражается налог на добавленную стоимость, если в соответствии с законодательством эта сумма налога подлежит возмещению.
Сумма проводок проставляется в соответствии с расчетными документами. Если поступили ценности без расчетных документов, то по К60 отражается стоимость, исходя из цены, предусмотренной в договоре.
Если цена не может быть установлена из условий договора, организация определяет цену в сравнении с аналогичными товарами. При поступлении расчетных документов могут возникнуть суммовые разницы. В этом случае на сумму этих разниц делается запись Д16 (отклонение в стоимости материалов) К60.
Возникшие суммовые разницы после оприходования материалов относятся на 91 счет (прочие доходы и расходы).
Если задолженность за приобретенные товары выражена в иностранной валюте на 60 счете могут возникать курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля. Курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации, как нереализац. доходы и расходы (Д60К91) Учет расходов с покупателями заказчиками. Учет расчетов ведется на 62 счете.
Аналитический учет по счету 62 ведется в разрезе покупателей и заказчиков, а внутри них по каждому предъявленному счету. Принцип начисления поэтому для целей б. у. моментом реализации является предъявление расчетных документов. Поэтому счет 62 дебетуется в корреспонденции с К90 (продажи) на суммы отгруженных товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг. И в кор. с 91 счета на суммы прочих активов.
На 62 счете отражаются также суммарные и курсовые разницы, которые увеличивают или уменьшают оборот по этому счету.
Дебетовой задолженностью, у которой истек срок исковой давности. Другие долги нереальные для взыскания. Такие суммы списываются на основании: данных инвентаризации письменного обоснования. Приказа руководителя организации.
По дебету либо счет резерва сомнительных долгов (Д63счета), либо списывается Д91 счета.
После списания дебиторской задолженности эта сумма в течение 5 лет учитывается за балансом по Д007 (списанная в убыток задолженность платежеспособных дебиторов).
При поступлении ранее списанной задолженности делается запись Д51 62 К91 Одновременно по К007
В соответствии с ПБУ 9/99 (доходы организации) понятие выручки принимается к бух. уч. в сумме исчисленной денежным выражением равной величине поступления денежных средств и иного имущества. и или дебиторской задолженности. Если величина поступления денежных средств покрывает лишь часть выручки, то выручка принимаемая к б. у. определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности. Учет резервов по сомнительным долгам.
Организация в соответствии с установленным порядком и учетной политикой может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам за продукцию товаром и услуг.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельным, по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового положения должника и оценки вероятности погашения долга. Установление срока погашения обязательств.
Срок оплаты может отсутствовать в договоре, но согласно п. 1 ст. 486 ГК при отсутствии в договоре условий о сроке оплаты означает, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом. В п. 2 ст 314 ГК говорится, что если обязательства не предусматривают срок его исполнения, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательств.
Должник обязан исполнить обязательство в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. Сумма создаваемых резервов отражается по Д91 К63.
При списании невостребованных долгов делается запись Д63К62 бух. записи могут быть совершены только при наличии разрешения руководителя организации. Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы в годовом бухгалтерском балансе, уменьшается на сумму резерва. В пассиве сумма резерва не отражается. Формирование резерва не ведется в процентном отношении, задолженности и оформлению какой-то части. А только на основе расчета по конкретному должнику. Учет по кредитам и займам.
Порядок кредитования, оформления кредитов и займов и их погашение регулируется ГК, правилами кредитования организации, кредитными договорами, договорами займа. Договор займа.
Вступает в силу с момента передачи денег или вещей займодавцем заемщику. С данного момента возникают заемные обязательства. (п. 1 ст. 807 ГК). В связи с этим займодавца нельзя принудить к выдаче займа, обещание предоставить заем (договор займа) без передачи предмета займа не имеет юридической силы. В соответствии со ст. 807 ГК предметом договора займа м. Б. И деньги и иные вещи.
Имущество, являющееся предметом займа, вступает в собственность заемщика и перестает быть объектом собственности займодавца.
Законодательством предусмотрено в заключении договора целевого займа. Когда устанавливаются конкретные условия использования полученного займа на строго определенные цели (ст 814).
В случае нарушения займодавец имеет право потребовать досрочного возврата суммы займа. Сторонами договора займа могут быть любые лица, в т. ч. граждане или коммерческие организации. Договор займа в обоих случаях является возмездным, но договором или законом может быть установлен безвозмездный характер займа. Проценты за пользование заемными средствами могут взыскиваться и в деньгах и в натуральной форме. При отсутствии в договоре условий о размере процента и отсутствии указания на безвозмездный характер займа договор займа все равно является возмездным, величина процента, существующей в месте нахождения юридического лица на день оплаты заемщиком суммы долга или его части ст. 809 ГК.
В статье 810, 811, 813 ГК оговорены обязанности заемщика и последствия их нарушения. В них оговорен момент исполнения, обязанности заемщика суммы займа признается возвращенной, если предмет займа фактически передан займодавцу из рук в руки, либо при фактическом зачислении денег на банковский счет. Начисление процентов за просрочку не производят (ст. 395) Договор кредита.
Является срочным и возмездным. Договор кредита, как правило, предусматривает его обеспечение : договор гарантии, договор залога, страхование. Отличие кредитного договора от договора займа:
в соответствии п. 1 ст 819 ГК в роли кредитора может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию центробанка. Предметом кредитного договора могут быть только деньги.
Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (ст 820 ГК). В б. у. кредитов и займов по новому плану счетов произошли изменения. По старому плату счетов учет велся на 90-х счета. По новому– 66(краткосрочные кредиты и займы) и 67 (долгосрочные) Различия по характеру договором отражается в аналитическом учете. Счета 66, 67 –пассивные за должности организаций кредитов и займов отражаются по кредиту 66 счета на срок более 12 месяцев. И дебету счетов учета денежных средств, счета материалов и т. д.
При предоставлении займа в натуральной форме по дебету 60 получение кредита для расчета с поставщиками и подрядчиками.
На суммы погашенных кредитов и займов дебетуются счета 66, 67 в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счета материалов, товаров или продукции. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются в аналитическом учете отдельно.
При возврате займов, полученных в натуральной форме и подлежащий возврату в виде равного количества вещей того же рода качества в б. у. могут возникать стоимостные разницы. Такие разницы отражаются в учете заемщика как операционные расходы или доходы. Корреспонденция сч. 66, 67 и счета 91 ( прочие доходы или расходы). Задолженность по кредитам и займам на конец отчетного периода показывается с учетом причитающихся процентов.
Начисление процентов отражается по кредиту счетов 66, 67 в корр-ции со счетами учета источников выплаты процентов: если к. и з. Связаны с приобретением материально-производственных запасов, то проценты за эти к. и з. Включаются в состав фактических затрат по приобретению материалов (по дебету 15 , изгот. Приобретение мат. ценностей, или к 16. )
Если эти кредиты связаны непосредственно с приобретением запасов и получены до даты их оприходования. После оприходования материалов, надлежащие к уплате проценты, отражаются по дебету 91 счета, как операционные расходы. Если заемные средства направлены на вложение во внеоборотные активы, то начисление процентов отражается по дебету 08 счета. Также если эти проценты начислены до момента вводы в эксплуатацию объекта. Если начислены после– то отражаются по дебету 91 счета. В ряде случаев организации пролонгируют договоре на предоставление краткосрочного кредита и он становится долгосрочным ( более 12 месяцев). Обычно эта операция оформляется дополнительным соглашением к основному кредитному договору, на основе соглашения делается проводка Д66К67.
При несвоевременному возврате суммы займа и просрочке уплаты процентов к заемщику могут быть применены штрафные санкции, которые отражаются у должника в составе прочих вне реализационных расходов по Д91 счета. Получение кредитов и займов в иностранной валюте.
Регулируется законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” оот 09. 09. 1992. В соответствии с ним выделяются текущие валютные операции, когда валютные кредиты привлекаются на срок менее 180 дней. Такие операции осуществляются без ограничений.
Если срок более 180 дней, эта валютная операция связана с движением капитала, для них предусмотрен ЦБ особый порядок.
Привлечение валютных кр. И их погашение осуществляется только на основании соответствующего кредитного договора. Стоимость имущества и обязательств, выраженное в иностранной валюте, и отражении в учете, принадлежит в пересчете в рули по курсу, действующему на дату совершения операции.
При изменении курса рубля возникают курсовые разницы, которые или увеличивают или уменьшают сумму задолженности в рублях. Они относятся к кредиту или дебету счетов 66, 67 и дебет или кредит со счетом 91. Учет расходов по налогам и сборам.
Счет 68 предназначен для обобщения информации по расчетам с бюджетом, по налогам и сборам, оплачиваемым непосредственно этой организацией и налогам с персоналом этой организации.
Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями, платят в бюджет, отражается по кредиту субсчетов счета 68 (кред. 68–начисление) в корреспонденции со счетами источников, за счет которых уплачивается налог.
1 источник. Затраты на производство (счета 20, 23, 25, 26) и расходы на продажу (44 счет) дебета соответствующих счетов. Сюда относится налог на пользование автомобильными дорогами, земельный налог.
1 источник. Финансовые результаты деятельности организации, налог на имущество, на рекламу и т. д. эти налоги учитываются по дебету 91.
Налог на прибыль организации отражается по Д99 (прибыли и убытки). 3 источник. Доходы, выплачиваемые физическим и юридическим лицам. Подоходный налог с физ. Лиц, налог на доходы, уплачиваемый расчет средств, перечисляемый иностранным юрид. лицам. Эти налоги отражаются по дебету счетов расчета по Д70.
Кроме основных налогов по К68 счета в кор-ции со счетом 99 или 73 счетом (расчеты с персоналом по прочим операциям) отражаются значительная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов отражается по Д68 в кор-ции с кредитов расчетного счета, специальных счетов в Банке, за счет кредитов (К66). Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Учитываются на 69 счете. Им предусмотрено открытие 3-х основных счетов 69. 1 – расчет по соц. Страх-ю 69. 2 – расчеты по пенсионному обеспечению 69. 3 – расчеты по обязательному медицинскому страхованию
по К69 счета отражаются начисленные страховые взносы. Они начисляются на сумму выплат в денежной и натуральной форме, начисленную работникам по всем основаниям.
Начисления производятся засчет те же источников, из которых осуществляются выплаты в пользу работников и привлеченных лиц.
Страховые взносы сумм выплат за время оплачиваемых отпусков относятся Д96 счета (резервы предстоящих расходов).
Начисления по соц. Страхованию и обеспечению могут быть произведены за счет персонала, путем законодательно установленным удержаниям из начисленной оплаты труда.
Начисленная сумма взносов их перечисления могут быть уменьшены при использовании:
1. выплата пособий по временной нетрудоспособности (больничный) 2. выплата пособий гражданам, имеющим детей. Выплата пособий по погребению. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком.
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей. Лечебное диетическое питание. Оплата проезда в сан/кур. Учреждения и учреждения отдыха.
частичное содержание санаториев, оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе организации.
Частичное финансирование предприятий по внешкольному обслуживанию детей. Самостоятельное приобретение организацией путевок для своих работников. Д76К51 Д50К76 субсчет ден. документов, попадающих в кассу.
Д73К50 списание стоимости выданной путевки на сумму оплаты, причитающейся работнику.
Д69К50 ст-ть выданной путевки в части, относимые на расчеты по соц. Страху. Д50К73 погашена задолженность работника. Получение путевок в органах соц. Страхования:
Д50 (субсчет ден. Документов) К 69 (оприходована полная стоимость путевки от органа соц. Страха. Д73К50 Д69К50 Д50К73 – работник погашает
Д69К51 погашена задолженность организации перед органами соц. Страха. Фактическое перечисление денежных средств в пользу страховых органов отражается по Д69Ксчетов денежных средств. Учет расчетов с персоналом по оплате труда На 70 счете.
Предназначен для обобщения информации по расчетам с персоналом, состоящим и не состоящим в списочном составе организации.
По оплате труда по всем видам з/п, премиям пособиям, пенсиям работникам пенсионерам, выплате доходов по акциям и др. цен. Бумагам данной организации. В соответствии со ст. 80 КзоТ организация самостоятельно определяет вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, а также соотношения их размеров по отдельным категориям персонала.
З/п и премии аз производственные показатели (должно быть положение о премировании) относится в дебет счетов учета затрат и расходов на продажу с кредита счета 70.
Пособия по временной нетрудоспособности и прочие выплаты расчет органов соц. страха отражаются по Д69К70.
Начисление доходов от участия в орган. в ПАП отражается по Д84К70 Начисленная оплата труда за время отпусков отражается по Д96 (резервы предстоящих расходов К70) Далее следуют удержания з/п, которые отражаются по Д70 Удержания: подоходный налог в пенсионный фонд погашения задолженности по ранее выданным авансам
возмещение материального ущерба, принесенное работником организации взыскание штрафов. Удержание алиментов За товары, проданные в кредит За брак с виновных лиц С подотчетных лиц по невозвращенным суммам.
Кроме обязательных удержаний из з/п могут производиться выплаты по письменному заявлению работника: по добровольному мед страхованию погашение ссуди и т. д.
разница между начисленной суммой и удерживаемым подлежит выплате работникам организации путем: выдачи наличных через кассу
путем перечисления на лицевой счет работника или банковской карты погашение оформляется Д70К51, 51
не полученная в срок сумма депонируется Д70К76 (расчеты по дебетовым суммам) депонируемые суммы подлежат сдаче в банк.
Аналитический учет по 70 счету организуется по каждому работнику предприятия. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Счет 76.
Относятся расчеты, носящие нерегулярный, исключительный характер. Это расчеты по претензиям, по депонируемым суммам. Удержание в пользу различных организаций и физических лиц на основании исполнительных документов. Отражается и расчеты по имущественному страхованию.
Поскольку организация может быть страхователем по договорам страхования имущества, предпринимаемых рисков, гражданской ответственности и личного страхования. Отражение в учете начисленных сумм страховых платежей зависит от характера страхования: обязательно или добровольно Обязательным является страхование:
работников, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью имущества , заложенного по договору об ипотеке. Гражданской ответственности оценщиков
Профессиональной ответственности таможенных брокеров и перевозчиков Суммы страховых платежей отражаются по Д затрат и расходов на продажи и К76 счета
Включение этих сумм в себестоимость продукции производится только после вступления договора в силу. Учет оборотных активов. Учет производственных запасов.
В соответствии с новым планом счетов учет НВП выведение 12 счета. Новый план убирает стоимостную границу, только по сроку полезного использования. Если срок более 12 месяцев, то учитывается в составе основных средств, если менее 12 месяцев, то на счета 10 (материалы). Субсчет 09 (инвентарь и хозяйственные принадлежности). Стоимость этих средств полностью списывается по мере передачи в эксплуатацию. Синтетический учет осуществляется на счете 10. 10. 1 сырье и материалы.
10. 3 покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (топливо, тара, запасные части, прочие материалы).
Материалы, переданные в переработку на сторону, происходит перемещение внутри счета 10. Строительные материалы, Инвентарь и хоз. Принадлежности.
Основные документы, которыми оформляется движение материалов. М2 – доверенность М4 – приходный ордер М7 – акт о приемке материалов М8 – лимитно-заборная карта М11 – требование – накладная, разовый отпуск со склада. М15 – накладная на отпуск материалов на сторону
М17 –карточка учетов материалов, отражаются операции приход, расход, остаток материалов.
М35 –акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке, демонтаже зданий, сооружений.
Для за балансового учета оборотных средств, не принадлежащих организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, предусматриваются счета: 002 (ТМЦ, принятые на ответственное хранение) 003 (материалы, принятые в переработку) 004 (товары, принятые на комиссию) оценка материально-производственных запасов.
Фактическая себестоимость активов организации в балансе средства должны быть отражены в фактической стоимости активов.
Оценка фактической себестоимости зависит от характера поступления материалов, т. е. по сути этой хозяйственной операции.
При приобретении материалов за плату – это фактическая стоимость приобретения или сумма фактических затрат. К фактическим затратам относится сумма, уплачиваемая поставщику, суммы, уплачиваемые за услуги, связанные с приобретением этих ценностей, таможенные пошлины, затраты на доставку ценностей, запасов до места их использования; оплату процентов по кредитам поставщиков.
Кроме них в фактическую себестоимость могут быть включены затраты на доведение до состояния, пригодного к использованию.
При изготовлении материалов собственными силами их оценками будут фактическая производственная себестоимость, т. е. без учета расходов на продажу. Даже 26 счета не распределяется на производственную себестоимость.
При взносе материалов в счет вклада в уставной капитал ф. с. определяется как денежная оценка, согласованная учредителями.
При безвозмездном получении в качестве ф. с. принимается рыночная стоимость полученного имущества.
При осуществлении товарно-обменных операций ф. с. полученных материальных ценностей является стоимость товаров, переданных или подлежащих передаче. Организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать методику процесса формирования ф. с. материалов.
Первый вариант – формирование ф. с. на счете 10, т. е. без использования счетов 15 и 16. Здесь все фактические расходы отражаются по Д10 счета. На 10 счете открывается субсчет или субсчета для отражения расходов сверх покупной стоимости (по транспортировке оплате услуг посредников и доведению материалов). Наиболее распространенным является учет с использованием 15 и 16 счетов. В условиях значительной номенклатуры используемых материалов учет из движения по 10 счету осуществляется по учетным ценам. Т. е. на 10 счете приход и расход по учетным ценам. За учетную цену может быть принята: цена поставщика
фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца фиксированная цена, утверждаемая организацией на определенный период времени.
По Д15 счета собираются все расходы, связанные с приобретением материалов. При поступлении в организацию расчетных документов делается запись по 15 счету. Д15 счета принимается без НДС, он убирается на Д19 счета.
При поступлении материалов в организацию и оприходованию по складу проводится запись Д10К15 по учетным ценам.
На конец периода 15 счет закрывается и разница по ДО и КО записывается на 16 счет. Отклонения в Д16.
В балансе сальдо по 16 счету. Общая сумма по учету материалов и по отклонениям дадут фактическую стоимость в балансе.
15 счет имеет сальдо, если фактически расчетные документы поступили, но не оприходованы материалы.
На конец периода сальдо, а затем восстанавливается на 15 счет. Присоединяется к 15 счету как материалы в пути.
При отпуске материалов в расход в течение месяца идет отпуск на 25, 26, 28 по учетным ценам.
В конце месяца с 16 счета проходит списание отклонений на 20, 25, 26, 28. К16Д20 К16Д25 К16Д23
По старому плану 15 и 16 были для оценки отклонений в себестоимости материалов производственных запасов.
Новый план распространяет действие этих счетов на товарные операции для учета товаров и тары.
Оценка мат. производ. запасов при их отпуске в производство и ином выбытии. Списание с К 10 счета.
ПБУ 5 предлагает следующие 4 варианта оценки расхода материалов. по себестоимости каждой единицы. Драгоценные металлы, камни, которые не могут заменять друг друга.
по средней себестоимости. В числителе идет общая стоимость виды или группы материалов и прихода, остатка материалов за период, а в знаменателе количество по остатку на начало и приходу. Расход = ср. Стоимость x количество расхода
Изменение стоимости на материалы внутри периода эти виды оценки применяются для взаимозаменяемых материалов (пряжа).
по себестоимости первых по времени приобретения материалов (FIFO). по себестоимости последних по времени приобретения материалов (LIFO). Первыми в расход идут последние поступившие материалы.
Завышенная себестоимость в условиях инфляции это большие налоговые экономии. Эти методы должны быть закреплены в учетной политике при использовании и не меняться в течение отчетного периода. Выбранный способ должен быть единым для группы материалов.
Учет формирования резервов от снижения стоимости материальных ценностей.
Фактическая себестоимость запасов, в которую они приняты к бух. Учету не подлежит изменению кроме случаев, предусмотренных ПБУ 10/99 Ранее допускалась возможность переоценивать производственные запасы. Существовал синтетический счет №14 (переоценка мат. Ценностей). На нем накапливались данные по наценке и уценке и распределения по источникам покрытия.
Согласно ПБУ 9 и 10 суммы до оценки и уценки оборотных активов рассматривались в качестве прочих финансовых результатов в составе операционных доходов и расходов.
В новом плане счетов 14 счет называется Резервы от снижения стоимости мат. Ценностей (контрарный счет, уточняющий).
Перед составлением годового баланса фактическую себестоимость приобретения материалов сравнивают с текущей рыночной стоимостью, точнее со стоимостью возможной продажи. Если фактическая себестоимость оказывается ниже текущей рыночной стоимость, для балансовой оценки принимается фактическая себестоимость, т. е. низшая оценка.
Если текущая р. стоимость ниже фактической себестоимости, то материалы показывают в балансе по текущей рыночной стоимости. В отчете о прибылях и убытках (91) признается убыток от снижения стоимости запасов. Делается запись по Д91К14
Материальные ценности показываются в годовом балансе в оценке нетто, т. е. за вычетом резервов по 14 счету. В пассиве баланса сумма образованного резерва отдельно не отражается.
В начале периода, следующего за периодом создания резерва, зарезервированная сумма восстанавливается записью Д14К91 т. е. остаток на 14 счете как разница между фактической себестоимостью и рыночной стоимостью относится исключительно к информации баланса на конец периода. Объекты учетов затрат и калькулирования продукции. объекты учетов затрат калькулирование продукции (себест. Единицы)
это места возникновения этих затрат. Места –участки, цехи, технические процессы, подразделения, отдельные подразделения и предприятия в целом, например, в составе промышленного предприятия выделяются вспомогательное производство (счет 23)
гараж 23. 1, котельная 23. 2 , ремонтный цех 23. 3. , пошив. Цех и т. д. гараж расположен на 2 площадках … на 23. 1. 1 легковые автомобили 23. 1. 2
общая совокупность затрат определяется путем агрегирования данных аналитических счетов в данных счетов более высокого порядка.
Определение общей совокупности затрат на счете 20 носят название сводного учета затрат.
Объект калькулирования выступает вид реализованной продукции. За объект калькулирования принимается продукция, виды услуг, которая может быть реализована, на кот. Можно выставить счет. Себестоимость с целью сравнения с рыночной ценой.
Объекты калькулирования в качестве своего измерителя используют: натуральный показатель – меты, штуки, часы.
условно-натуральные единицы – тыс. кв метров, 100 пар обуви, станкокомплект. условные или приведенные единицы (бензин) стоимостные единицы
единицы работ, когда калькуляция может составляться на 1 тонну перевезенного груза
при использовании единицы времени (машина – час, койка – день) эксплуатационные единицы применяются экономические параметры – производительность, единицы мощности в целом производственный учет охватывает следующие стадии:
группировка затрат на производственных счетах, т. е. (выбор объектов учета, затрат)
определение себестоимости работ и услуг вспомогательных и обслуживающих производствах. Отнесение этой себестоимости на затраты потребителей (собственных подразделений и потребителей со стороны…)
определение и распределение затрат на обслуживание, производство и управление распределение затрат меду незавершенным производством и готовой продукции. Составление расчетов калькуляции фактической производственной себестоимости единицы продукции и всего выпуска за отчетный период. Процесс сведения затрат
Основные калькул-е счета это 20, 23. внутри этих счетов (синтетич) означ – е осн. 2 субсчета 20. 2 20. 2 20. 3 23. 1 23. 2 23. 3 особенность:
наличие сальдо на счетах – незавершенное производство. Есть начальное и конечное сальдо затраты на обслуживание и направление на производство … собираются на собирательно– распределительном счете 9нет сальдо)
собирается на 25 и распределяется на производство между 20 и 23 и внутри в затратах соответствующих объектов.
Затраты всп. Распределяются по потребителям списываются на счет 20 (оказав. Услуги) списывается на 25 (услуги котельной)
Основной проблемой данного направления учета (т. е. учета затрат) направлено на то, чтобы правильно оценить операцию определения фактической себестоимости продукции.
Основные принципы калькулирования в условиях применения различных методов производственного учета затрат.
Методы учета затрат –это определения взаимосвязи приемов отражения и контроля затрат по их составу, назначению, местам возникновения, видом продукции.
Метод учета затрат должен обеспечивать возможность калькулирования себестоимости продукции сравнительного анализа себестоимости отдельных объектов в условиях изменения потребляемых предметов труда, трудоемкости или изменения цен, т. е. учет затрат должен быть, чтобы мы могли уследить удорожание предметов или большего расхода материалов или повысилась зарплата и по ним должны… Основные методы учета затрат позаказный попередельный попроцессный
позаказный применяется в индивидуальном, серийном производстве, также в ремонтном производстве... там, где объектом калькулирования–заказ (отдельная машина агрегат, т. е. изделия или серия изделий). Т. е. прямые затраты собираются на заказы
заказ –это аналитический счет 20 счета, т. е. это объект калькулирования. Косвенные после обобщении а 25, 26 счет распределения между заказами. Варианты позаказного метода:
а. Полная себестоимость заказа определяется после окончания договора, работы, заказа. Б. Когда калькулируется частичный выпуск
В. когда затраты собирают по головному изделию определенной серии, а последних изделий или договоров определяется уже на основе отклонений от головного образца.
попередельный. Он используется в производстве с последовательной переработкой исходного сырья в готовый продукт. Производственный процесс при этом состоит из отдельных стадий переделов продукты, каждого передела служит: а. В качестве сырья или полуфабрикатов следующего передела, т. е. поступает в дальнейшую переработку. Б. Реализуется на сторону как самостоятельный продукт.
Например метал, книг, текстильная промышленность, нефтепереработка. Выходной продукт каждого передела д. б. прокалькулирован д. б. определена фактическая себестоимость. Для следующего передела это будет цена исходного сырья для стадии реализации. Это основа отпускной цены предприятия. Т. е. задачей является формирование затрат на каждом переделе. 3. попроцессный метод –разновидность попередельного метода. В добывающих отраслях промышленности, когда в процессе выпуска конечного продукта параллельно или последовательно осуществляется целый ряд технологических процессов работ, выполняемых различными участками, цехами. А общая себестоимость конечного продукта складывается на основе учета затрат по всем этим процесса, напр. При добыче угля проводится совокупность отчисленных работ, погрузочные. наряду с методами учета затрат на систему калькулирования оказывает влияние варианты сводного учета производственных. 2 варианта в промышленности: бесполуфабрикатный полуфабрикатный вариант счет 91/1 Прочие доходы 91/2 прочие расходы сальдо счета (разница между дебетом и кредитом) 91/3 сальдо прочих доходов и расходов использование в
отражение выбытия основных средств когда остаются стоимость объекта списывается с 01 счета . субсчет 91/2 прочие расходы Д 91/2 К 01 Выбытия материалов, нематериальных. Счет 91 аналог 90 сальдо переносится на счет 99 Счет 99 прибыли и у.
Этот счет предназначен для обобщения информации по формированию конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году, конечный финансовый резульат чистая прибыль или убыток складываются: финансовый результат от обычных видов деятельности (сальдо счета 90) от прочих доходов и расходов (обороты 91)
чрезвычайные доходы и расходы (отражаются непосредственно на 99 счете) по окончанию каждого месяца производится следующая операция. 1. сопоставляется кредитовый оборот по субсчету 90/1 выручки и совокупный дебетовый оборот по остальным субсчетам счета 90.
Так отражается прибыль или убыток от обычных видов деятельности и отражается на субсчете 90. 9 “Прибыль убыток от продаж”. Д91. 9 К 99 сальдо переносится с 91. 9 на 99 прибыль Д91. 9 К99 убыток Д99У90. 9
сопоставляются обороты по субсчетам 91. 1 и Д91 определяется финансовый результат по прочим доходам и расходам и отражается на субсчете 91. 9 сальдо прочих доходов и расходов с корреспонденцией со счетом 91. 3 непосредственно на счете 99 отражается чрезвычайные доходы и расходы например потери от стихийных бедствий и прочих чрезвычайных операций. В Д99 счета могут быть списаны с К01 счета стоимость объектов ( в К списываются на данный момент амортизация начисленная). С К10 могут быть списаны материалы с К41 товары и т. д.
в К 99 счета относятся стоимость оприходованных материалов от разборки имущества Д10К99– отроем стоимость таких материалов.
По Д50, 51, 51 могут быть отражены поступления денежных средств. На счете 99 Использование прибыли направленной на уплату налога на прибыль, а также сумма причитающаяся к уплате т. е. начисленных налоговых санкций. По Д99 счета с корреспонденцией со счетом 68.
В результате на счете 99 выявляется чистая прибыль основой для … дивидендов и иного распределения прибыли.
Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли или убытка отчетного, где списывается со счета 99 на счет 84“Нераспределенная прибыль или убыток”. Учет капитала.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль накопленную за время деятельности организации при определении финансового положения организации . величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами, т. е. в основе б. у. лежит балансовое уравнение. Активы = Капитал + Обязательства. Уставный капитал.
В качестве уставного капитала может выступать уставной фонд государственного и муниципального унитарного предприятия подел-ся; паевой взнос потребительского или производственного кооператива, уставный капитал (складочный капитал) коммерческой организации.
Величина уставного капитала характеризует размер имущества гарантирующего интересы кредиторов организации ГК ст. 99.
Минимальный размер уставного капитала определяется федеральными законами, регулирующими порядок создания организации.
Уставной капитал АО состоит из номинальной стоимость акций общества приобретаемых акционерами. если при распределении акций образуется разница между продажной и номинальной стоимостью, то эта разница направляется на увеличение эмиссионного дохода (добавочного капитала).
На 80 счет Д75К80 отражается момент регистрации уставного капитала, т. е. объявление его в учредительных документах.
Вклады в уставной капитал вносятся как денежными средствами, так и другими видами имущества. Д счета отражающих вклады в уставной капитал К 75
При формировании уставного капитала могут возникнуть курсовые разницы, если вклад оценен в иностранной валюте.
Разница возникает за счет вклада в учредительный и рублевой оценкой по ЦБ на дату поступления суммы вклада.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в уставный капитал определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителем.
Изменение по счету 80 осуществляется только на основании зарегистрированных изменений в учредительных документах.
Увеличение уставного капитала возможно 2 основными способами. 1. путем повышения номинальной стоимости акций. 2. Выпуск дополнительных акций.