Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей.
Результаты труда, с экономической точки зрения, проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новшество продукции. Но помимо указанных критериев эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии:
1)удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т.д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо "текучести" кадров;
2)мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе);
3)авторитет руководителя в коллективе;
4)самооценка коллективом своей сплоченности, своей успешности функционирования.
Для повышения эффективности руководства, чтобы предприятие "процветало", руководителю необходимо осуществлять ряд мер, использовать ряд принципов.
В производственной сфере:
1)выпуск продукции, пользующейся спросом;
2)передовое современное оборудование, современные технологии для обеспечения высокого качества и производительности;
3)снижение себестоимости;
4)автоматизация производства;
5)квалифицированные кадры;
6)контроль качества сырья и комплектующих узлов от поставщиков;
7)разумная финансовая политика.
В организационной сфере:
1)организационная структура, адекватная особенностям предприятия;
2)централизация и единоначалие в системе управления;
3)разумное делегирование полномочий;
4)наличие службы маркетинга;
5)гибкое планирование
6)перспективные разработки
7)четкая регламентация прав и ответственности сотрудников;
8)четкое разделение труда;
9)воспитывать резерв управленческих кадров;
10)распределение работ с индивидуальным учетом интересов, компетентности, совместимости людей;
11)повышение квалификации кадров;
12)информационная система и компьютеризация базы управленческих данных;
13)продуманная система контроля результатов деятельности
14)научно обоснованные нормативы трудоемкости выполнения работ;
15)коллегиальная форма принятия управленческих решений;
16)поощрение инициативы низовых работников; 17)строгая трудовая и производственная дисциплина, основанная на соглашении между фирмой и ее работниками;
18)эффективное и гибкое стимулирование работников:
а)справедливое материальное вознаграждение по результатам труда
б)социальные льготы (жилье, медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т.п.;
в)обеспечение хороших условий и организации труда;
г)моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника;
д)признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным;
е)возможность личностного роста, продвижение в карьере для сотрудников;
ж)принятые правила, нормы деятельности (согласованные с подчиненными), известные правила поощрения и наказания;
з)требовательность к дисциплине и качеству труда;
и)обоснованность, справедливость наказания;
к)конструктивность в разрешении конфликтных проблем;
л)предоставление интересной работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей;
м)ситуация соревнования, конкуренции;
19)создание благоприятного психологического климата в коллективе;
20)индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный гибкий стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива.