Система сбора и обработки информации в органах юстиции - это многоуровневая система, состоящая из федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местных органов. На каждом уровне происходит укрупнение значений статистических показателей на основе унификации как первичных документов учета, так и форм статистической отчетности. В связи с реорганизацией Министерства юстиции РФ постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997г. Государственному комитету РФ по информации при Президенте РФ совместно с Минюстом России поручено обеспечить создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции.
Развитие автоматизации обработки данных правовой статистики идет по таким основным направлениям:
-автоматизация статотчетности на всех уровнях системы правоохранительных органов на базе современной процедуры сбора, фиксации и передачи первичных данных;
-автоматизация анализа отчетных данных, что позволит оперативно выявлять закономерности и тенденции изменения преступности и судимости, оценивать эффективность отправления уголовного правосудия и мер наказания, ориентировать и помогать в организации реализации мер социального контроля над преступностью и планировании уголовной политики, своевременно вскрывать недостатки в работе отдельных звеньев правоохранительных органов. Аналогичные цели могут быть достигнуты и в отношении административных, гражданских правонарушении.
Переход к новой вычислительной технике, использование современных программных средств влияют на изменение технологического процесса обработки данных и появление новых программно-технологических компонентов электронной обработки данных. К новым компонентам относятся разрабатываемые в настоящее время следующие подсистемы:
- электронный каталог статистических показателей;
-единый каталог объектов статистических наблюдений;
-система проектирования электронных форм статистического наблюдения на основе каталога статистических показателей, включая описание логического контроля информации при вводе;
-система ввода и контроля статистических данных, построенная на основе электронных форм наблюдения;
-система обработки статистической информации в условиях локальных вычислительных сетей;
-система формирования массивов информации в стандартном формате после обработки;
-система формирования выходных таблиц в формате;
-микро - и макробазы данных, построенные на основе единой концептуальной модели данных по технологии «клиент - сервер» с применением современных программных средств;
-система метаинформации, характеризующая информационные ресурсы. Развитие и внедрение новейших технологий и программного обеспечения приведет к созданию полностью компьютеризированной системы правовой статистики.
Единица наблюдения - неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения (иногда ее называют единицей совокупности) - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди - это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек - единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и от Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики - характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями:
1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;
2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности; 3
3) деятельность органов прокуратуры;
4) деятельность органов Министерства внутренних дел;
5) деятельность судебных органов;
6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы;
7) деятельность других правоохранительных органов.
Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата. Поскольку программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов, поэтому мы рассмотрим подробно ее при ознакомлении с отчетностью в правоохранительных органах. К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными. Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.
Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей. Это широко практикуется и при проведении криминологических исследований отдельных проблем преступности.
Вопросы программы наблюдения размешаются на специальном бланке -статистическом формуляре. Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д. Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие операции при формировании больших массивов баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}