Конспект лекций по предмету "Социология"


Диспозиционная теория личности

Диспозиционная теория личности
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Оллпорту.
Г.Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент - это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Г.Оллпорт определяет ее как структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. То есть, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое значение.
В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:
1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк;
2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);
3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).
Диспозиции личности характеризуются интенцией - направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.).
В социологии основателями диспозиционной теории личности по праву считают американских исследователей Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения.
В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.
В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций.
1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей - потребностей в еде, жилище и пр.
2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.
3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.
4. Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.
В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.