Каждый производитель чаще всего стремится повысить цены на свои товары. Но при этом он не должен забывать о потерях при сокращении продаж. В экономической литературе для измерения степени реагирования покупателей на изменение цен и доходов используется концепция эластичности спроса на товар. Различают эластичность спроса по цене, перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу.
Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой, например, изменение объема спроса в связи с изменением цены. Такая реакция может быть сильной или слабой, и , естественно, будут менять свою форму кривая спроса. Рассмотрим это на графике.
Рассчитаем коэффициенты эластичности:
В первом случае ( D1D1) малейшее увеличение цены вызывает резкое падение объема спроса. Такой спрос, реагирующий на цену гибко и чувствительно, называется эластичным. Его количественный показатель всегда больше единицы. При увеличении (уменьшении) цены товара на 1% объем спроса уменьшится (увеличится) более чем на 1%. Товары, соответствующие данному спросу носят название – товары с эластичным спросом:
Во втором случае (D11D11) даже значительное увеличение цены вызывает лишь небольшое снижение объема спроса, что соответствует неэластичному спросу на товар. Его расчетный коэффициент всегда меньше 1. к товарам с неэластичным спросом относятся товары первой необходимости, которым нет замены, а также товары с ажиотажным спросом (например, товары в предпраздничные дни).
Учет эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение для производителя. Так, повышение цены на товар с эластичным спросом снизит объем спроса, а вместе с ним снизится и выручка от реализации. И, наоборот, при повышении цены на продукцию, характеризующуюся неэластичным спросом, финансовое положение предприятия улучшается, так как объем спроса увеличивается и, следовательно выручка от реализации возрастает.
В экономическом анализе хозяйственной деятельности рассматривается количественная характеристика эластичности: ценовая эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене показывает масштаб изменения объема спроса в зависимости от цены товара. Степень такой зависимости говорит о том, насколько сильно реагирует спрос на колебание цены за единицу товара. Если цена снижается настолько, что данный товар становится доступен для большего числа покупателей, то спрос на него будет эластичным:
где
Q – объем спроса;
P - цена товара.
Рассмотрим пример расчета коэффициента эластичности
Вывод:
при коэффициенте эластичности спроса больше единицы снижение цены вызывает такой рост объема спроса, что общая выручка возрастает;
если коэффициент эластичности спроса равен единице, снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом сбыта, так что общая выручка остается неизменной;
когда коэффициент эластичности спроса меньше единицы, снижение цены вызывает столь незначительный рост величины спроса, что общая выручка падает.
Всю товарную массу можно разделить на две большие группы: товары эластичного и неэластичного спроса. К первой группе относятся товары, которые потребитель готов покупать только при определенной цене или полностью отказаться от покупки по более высокой цене. Речь идет о товарах не первой необходимости. Во вторую группу включаются товары, спрос на которые остается неизменным вне зависимости от цены. Это те товары, без которых потребитель не может обойтись. Предметы роскоши имеют самую высокую эластичность по цене, а товары первой необходимости – очень низкую.
Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:
Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар, так как рост цены на него заставляет потребителя покупать его меньше и больше покупать товаров-заменителей. Когда нет товаров-заменителей спрос будет неэластичным.
Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Повышение цен на подобные товары приводит к существенному сокращению количества покупаемой продукции. И наоборот: объем спроса потребителя на спички, например, практически не изменится, даже если их цена возрастет в несколько раз, что будет свидетельствовать о его низкой эластичности по цене.
Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на товар. Так, например, спрос на хлеб будет менее эластичен, чем спрос на изумруды.
Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на приобретаемый товар. Если цена на товар растет, потребителю потребуется определенное время, чтобы найти и опробовать другие товары.
Материальное положение человека оказывает решающее влияние на характер и количество совершаемых покупок. Если возникают экономические трудности, то люди снижают в первую очередь расходы на развлечения, предметы роскоши, путешествия, питание в ресторанах. По мере улучшения экономических условий, роста реальных доходов у покупателей меняются покупательские привычки. Чем больше доход, тем меньше его доля тратиться на продукты питания, а расходы на более дорогие товары увеличивается (закон Энгеля). Если доходы семьи растут, то при неизменных ценах она может покупать больше товаров и наоборот. Общая величина расходов потребителей на товар равна общей величине доходов продавцов. Однако здесь возможны различные варианты. Например, увеличение доходов может привести к сокращению объема спроса на товары низкого качества. Покупатели, которые прошли этап ограниченного потребления, будут тратить свободные деньги более экономно и предъявлять более высокие требования к качеству приобретаемых товаров и услуг.
Эластичность спроса по доходу означает процентное изменение объема спроса, вызванное 1% увеличением дохода. Рост доходов обычно связан с увеличением объема спроса. У потребителя появляется возможность тратить больше. Она рассчитывается следующим образом:
Численное значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и низших товаров (товаров низкого качества). Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. При этом товары повседневного спроса имеют, как правило, малую положительную эластичность по доходу, так как они необходимы в повседневной жизни и обладают достаточно высоким качеством, чтобы не быть заменяемыми. Для низших товаров, используемых по необходимости, увеличение дохода вызывает уменьшение спроса.
Покупательная способность населения определяется текущими доходами, наличием сбережений, уровнем цен, развитием кредитного механизма. Если по отношению к цене спрос является в основном убывающей функцией, то по отношению к доходу – обычно возрастающей.
Рост дохода ведет к тому, что каждый человек желает потреблять большинство товаров в большем объеме. Спрос на товары первой необходимости мало зависит от величины доходов по сравнению со спросом на предметы роскоши. Спрос на них более чувствителен к изменению дохода. Кроме того, по мере увеличения заработков, может сократиться спрос на низшие блага. Люди могут позволить себе заменить их другими товарами, приобрести которые они раньше не имели возможности. Например, кофе более высокого качества.
Эластичность по доходу используется при принятии экономических решений. Правительство учитывает этот фактор, когда планирует строительство дорог и автостоянок, поскольку возрастает количество автомобилей в личном пользовании. Практическое значение коэффициентов эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства.
Зависимость объема спроса от цены и доходов не является абсолютной, поскольку на его величину влияют противодействующие факторы:
Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, то есть возможность удовлетворять потребности товарами-заменителями. Увеличение цен на колбасы вынуждает некоторых потребителей чаще есть мясо, а быстрый рост цен на бензин ведет к понижению объема спроса на автомобили. Однако в данном случае следует учитывать степень доступности взаимозаменяемого товара. Если такой продукт есть, то при повышении цен на основной товар покупатели могут перейти на заменитель без особого ущерба для себя. Если употребляемые товары предлагаются в комплекте, то повышение цен на товар-заменитель увеличивает спрос на основной товар. В этом случае возникает перекрестная эластичность спроса по цене, которая показывает степень чувствительности объема спроса на один товар при увеличении цены другого товара-заменителя на 1%;
Вкусы, предпочтения, привычки, традиции потребителей. Этот фактор играет роль при мотивации спроса. Предпочтения потребителей формируются под влиянием общества, обычаев, образования. Моды, рекламы. Но если мода меняется довольно быстро, то обычаи, привычки, традиции, как правило, - очень медленно;
Ожидания относительно изменения доходов и цен в будущем. Объем спроса зависит не только от цен и доходов, складывающихся в данный период, но и в будущем. Ожидаемые в будущем доходы окажут влияние на спрос в текущем периоде. Если люди верят, что цены или доходы возрастут, то количество товаров, приобретаемых в данный период и по нынешней цене, увеличится;
Количество и возраст потенциальных покупателей. При постоянном среднем доходе, чем больше потребителей, тем больше объем спроса на любой товар;
Природа рынка (конкуренция, олигополия, монополия). На рынке может сложиться ситуация, при которой конкуренция на стороне спроса является неполной, поскольку имеется ограниченное количество покупателей. Теоретически возможна монополия спроса.
Производители должны уметь приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Запаздывание в принятии необходимых мер в связи с изменением макросреды может оказаться опасным для бизнеса. Если компания, чтобы сократить убытки, повысила цены на свои товары, то при сравнительно эластичном спросе ее совокупный доход еще более сократиться. Однако следует различать нормальное (высококачественные товары) и низшее ( низкокачественные товары) благо. Объем спроса на нормальное благо увеличивается с ростом дохода, а на низшее благо спрос падает. Кроме того, выделяют еще предметы роскоши и предметы первой необходимости. По мере роста дохода объем спроса на предметы роскоши растет в большей степени, чем сам доход. Когда население становится богаче, оно все в большей степени отказывается от дешевых и низкокачественных товаров.
Перекрестная эластичность спроса определяется как отношение относительного изменения величины спроса на один товар к относительному изменению цены другого товара
такой подход к эластичности позволяет количественно охарактеризовать и более глубоко понять смысл явлений взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Так, если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то изучаемые продукты являются взаимозаменяемыми. Если коэффициент имеет отрицательное значение, можно сделать вывод, что исследуются взаимодополняющие товары. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой или являются независимыми товарами.