Конспект лекций по предмету "Гражданское право"


Доклад Шариат и свобода слова в современном мире

Шариат и свобода слова в современном мире находятся в неоднозначной связи, об их совместимости экспертами высказываются разные мнения. Свобода слова закреплена в нормах международного права среди основных гражданских прав и свобод человека. Мусульманское право, называемое также шариатом, таких норм напрямую не содержит.
По мнению одних авторов, нормы международного права, в том числе определяющие права человека, несовместимы с соответствующими принципами шариата. Другие учёные-исламоведы утверждают, что концепция прав человека не противоречит канонам ислама и использовалась мусульманами задолго до того, как права человека был закреплены в международных документах.
Свобода слова в международном праве
Изначально понятие свободы слова было сформулировано в британском «Билле о правах» (англ. Bill of Rights) 1689 года, одном из первых документов, закрепивших права человека. В дальнейшем принцип свободы слова получил развитие в аналогичном «Билле о правах» в США - первых десяти поправках к Конституции США, принятых Конгрессом и ратифицированных штатами к 15 декабря 1791 года. Они, вместе с французской «Декларацией прав человека и гражданина» 1789 года, стали одним из источников «Всеобщей декларации прав человека» ГА ООН 1948 года. В соответствии со статьёй 19 «Всеобщей декларации прав человека» понятие свободы слова означает, что: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Этот подход в том или ином виде воспроизведён во всех международных документах, регламентирующих данное право. Статьёй 19 «Международного пакта о гражданских и политических правах», принятого резолюцией 2200 А (XXI) ГА ООН от 16 декабря 1966 года, оговорено, однако, что «пользование свободой слова налагает особые обязанности и особую ответственность.
Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.»
По шариат. Свобода слова в шариате не регламентируется чётко сформулированными нормами, подобными статьям международных документов. Это общечеловеческое право выводится рядом исламоведов из сур Корана, где указано: Если вы вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. (Коран, 29:46).
По мнению исламоведа, переводчика Корана Эльмира Рафаэля-оглы Кулиева это означает, что шариат допускает дискуссии, но эти дискуссии приемлемы только в том случае, если они ведутся «наилучшим образом». Шейх Юсуф Карадави указывает, что для человека необходимо иметь свои суждения, основываясь на следующих сурах: Скажи: «Я вас увещеваю лишь в одном: чтоб вы предстали пред Аллахом, по двое, иль по одному, и (глубоко) размыслили…» (Коран, 34:46); Скажи: «Задумайтесь о том, что на небесах и земле». (Коран, 10:101)
В обоснование того, что ислам выступает за свободу слова, исламский учёный Харун Яхья ссылается на следующие суры Корана: «Не разрешил в религии Он принужденья, Разнится ясно истина от заблужденья; Кто зло отверг и обратился к Богу, Обрёл себе надёжную опору, Для коей сокрушенья нет.» (Сура «Корова», аят 256) «А потому ты должен дать предупрежденье им, Тебе дано предупреждать, А не вершить над ними. Кто ж отвернётся и отвергнет веру, Наказан будет тяжко Богом…» (Сура «Покрывающие», аят 21-22)
В одном из хадисов, также, сообщается, что однажды, когда пророк Мухаммед распределял пожертвования, к нему подошёл мужчина из племени Тамим по имени Зуль Хувейсира. Он сказал: «Посланник Аллаха, распределяй справедливо!» Пророк ответил: «Горе тебе! Кто же будет справедлив, если не я. Поистине, если я не буду поступать справедливо, то окажусь в убытке и понесу урон». Умар аль-Хаттаб вмешался и сказал: «Посланник Аллаха, разреши мне отрубить ему голову». В ответ пророк велел оставить его в покое.
Эта история, приводимая во многих сборниках хадисов, по мнению Шейха Юсуф Карадави, свидетельствует, что шариат допускает критику в отношении правителей.
Свобода слова и ислам. История Декларация прав человека
В 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН все мусульманские страны, за исключением Саудовской Аравии, проголосовали за ратификацию «Всеобщей декларации прав человека». Однако, ряд мусульманских государств высказал особую позицию при рассмотрении статьи 19 Декларации.
Делегат от Египта отметил, что подобная постановка вопроса может «рассматриваться как поощряющая, хотя и не преднамеренно, определённые махинации хорошо известных на Востоке миссий, направленных на обращение в свою веру масс населения Востока». Делегат от Пакистана выступил за принятие статьи 19 в предложенной формулировке, подчеркнув, что его страна «является страстным защитником свободы мысли и убеждений». Наряду с этим он поддержал своего египетского коллегу в опасении относительно возможности неправомерного использования подобных свобод.
В дальнейшем официальное принятие «Всеобщей декларации прав человека» способствовало усилению в мусульманских государствах движения реформаторов в исламе. Часть реформаторов ставила во главу угла «индивидуальные права», в том числе право на свободу слова. Другая часть мусульманской интеллигенции утверждала, что наличие индивидуальных прав не освобождает от ответственности перед уммой. В 1970 году в Лондоне была опубликована книга Султанхусейна Табанде «Мусульманский комментарий ко Всеобщей декларации прав человека». Автор обратил внимание на несоответствие ряд положений этого документа шариату и отметил, что при его реализации необходимо учитывать особенности мусульманской религии.
В 1980 году Международной комиссией юристов совместно с Университетом Кувейта и Союзом арабских юристов был организован семинар по правам человека в исламе. Одной из целей семинара было опровергнуть идею, что начало и продолжение развития концепции прав человека должны относиться исключительно к западной культуре. По мнению 65 участников семинара, ислам первым признал основные права человека и почти 14 веков назад создал гарантии и меры защиты, которые лишь недавно были включены в универсальные декларации прав человека. Вместе с тем они признали, что современная исламская практика во многом не соответствуют истинным принципам ислама.
Декларации исламских прав
В 1981 году мусульманские страны приняли собственную «Декларацию исламских прав человека», статья 12 которой провозглашала право на свободу вероисповедания, мысли и слова следующим образом: Каждый человек имеет право на высказывание своих мыслей и убеждений в той мере и степени, в какой это предусматривается законом. Никто не имеет права распространять лживые сведения либо информацию, имеющую целью нанести ущерб общественной нравственности или прибегать к клевете и оскорблениям, или наносить вред репутации других. Овладевание знаниями и поиски истины являются не только правом, но и долгом каждого мусульманина. Обязанность защищаться и бороться в той мере, в какой это установлено законом, против любой формы притеснения, даже если для этого ему необходимо противостоять представителям высшей государственной власти.
Не должно быть никаких препятствий распространению информации, если она не представляет опасности для интересов государства или общества и не выходит за пределы ограничений, предусмотренных законом.
Никто не имеет права относиться с презрением или иронией к религиозным воззрениям других лиц либо разжигать общественную враждебность в их отношении. Уважение религиозных чувств других верующих является обязанностью каждого мусульманина.
«Конституция исламского государства», принятая 10 декабря 1983 года Исламским советом Европы в Лондоне в статье 8 уточнила: «Каждый человек имеет право на свои мысли, мнения и верования. Он также имеет право высказывать их, если это не выходит за рамки, предписанные законом.»
Исламские права и шариат. В 1990 году была принята «Каирская декларация о правах человека в исламе», в статье 22 которой свобода слова была непосредственно увязана с шариатом:
Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения таким образом, чтобы это не противоречило принципам шариата.
Каждый имеет право выступать в защиту того, что он считает верным, и предостерегать в отношении того, что он считает неправильным и порочным в соответствии с нормами шариата.
Информация является жизненно необходимой для общества. Она не может быть использована или употреблена таким образом, чтобы это нарушало святость и достоинство пророков, подрывало моральные и этические ценности или разрушало, коррумпировало или наносило ущерб обществу или ослабляло его веру.
Не разрешается возбуждать националистическую или идейную вражду или совершать какие-либо действия, которые могут побудить к расовой дискриминации в какой бы то ни было форме.
Однако, в 1994 году семь стран Арабской лиги согласовали «Арабскую хартию прав человека», вступившую в силу 1 февраля 2008 года, в которой уже не упоминался шариат.
Современность Запрет диффамации религий
Мусульманские страны в лице Организации Исламская конференция (ОИК) в последние годы усилили борьбу за запрет «диффамации религий» на уровне ООН, требуя принятия соответствующих резолюций. При этом единого понимания понятия «диффамации религий», как сообщается в докладе Генерального секретаря по борьбе против диффамации религий, не имеется: на национальном уровне в законах и комментариях по вопросу о диффамации религий, упомянутых в ответах, говорится о родственных, но других явлениях.
В докладе представляется, что среди явлений, под которыми подразумевается диффамация, - оскорбление, высмеивание, другие нарушения и проявление неуважения. Одно государство указало, что диффамация религий представляет собой одну из форм подстрекательства к религиозной ненависти, вражде и насилию в отношении приверженцев этой религии, что, в свою очередь, влечёт за собой нарушение их основополагающих прав. По мнению другого государства, концепция диффамации религий не находит поддержки в международном праве, а сама религия не может находиться под защитой в соответствии с законодательством о правах человека, поскольку это может нанести ущерб защите физических лиц.
Резолюции ООН. В феврале 2007 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 61/164, в которой, говорится, что ГА «встревожена продолжающимся отрицательным воздействием событий 11 сентября 2001 года на мусульманские меньшинства и общины в некоторых немусульманских странах и негативным освещением ислама средствами массовой информации». В марте 2008 года была принята новая резолюция ГА ООН - 62/154, идентичная по содержанию резолюции 61/164.
В марте 2008 года Совет ООН по предложению ОИК принял резолюцию 7/19, в которой Совет призвал государства-члены, помимо прочего, «принять меры для запрета распространения… расистских и ксенофобных идей и материалов, направленных против любой религии и её последователей и представляющих собой подстрекательство к расовой и религиозной ненависти, вражде и насилию». Посол Алжира в ООН Идрисс Джазаири в ходе обсуждений на Совете по правам человека тогда заявил:
Исламофобия заняла место антисемитизма, который был признан политически некорректным во многих богатых странах мира. Свобода слова не должна приводить к созданию новой формы антисемитизма, направленной против арабов и мусульман.
В марте 2009 года Совет по правам человека ООН принял резолюцию, осуждающую религиозную диффамацию и призывающую к толерантности и уважению всех религий. «Диффамация религии является серьёзным оскорблением человеческого достоинства, которое ведёт к ограничению свобод её последователей и побуждает к религиозному насилию», - написано в резолюции ООН. Впрочем, Всемирная газетная ассоциация (WAN) и Всемирный форум редакторов (WEF) осудили резолюцию о «диффамации религии», назвав её нарушением фундаментального права человека на свободу слова. В свою очередь, представитель Пакистана в ООН Замир Акрам отметил, что «оскорбление религий приводит к разжиганию ненависти, дискриминации и насилию в отношении их последователей».
Организация Исламская конференция (ОИК) внесла в ООН предложение о запрете любой дискриминации по отношению к религиям и разжигания религиозной вражды в целом, а особенно против ислама и мусульман. Многие правозащитные, а также мусульманские организации высказались против, считая, что данное предложение несовместимо с правом каждого человека на свободное и мирное выражение своих мыслей, идей и мнений, а также на свободу вероисповедания. Финальное голосование по этой резолюции ООН запланировано на декабрь 2009 года. Госсекретарь США Хиллари Клинтон сообщила, что Вашингтон не поддержит предложение ОИК: Кое-кто утверждает, что лучший способ защитить свободу религии - ввести так называемую антидиффамационную политику, которая ограничит свободу слова и свободу религии. Я категорически не согласна.
Опросы населени. В ходе проведённого в 2009 году в 20 странах мира опроса, о котором сообщает Christian Post, из 18 тыс. респондентов более половины (57 %) высказались за свободу критики в адрес религии. Около 61 % россиян также считают, что свобода слова предполагает и право публичной критики в адрес религии. При этом примерно 13 % скорее согласны с тем, что власти имеют право карать граждан за такую критику, поскольку она чревата диффамацией, то есть клеветническим и оскорбительным уничижением религии.
Среди семи стран, где большинство опрашиваемых согласилось, что критику религий следует запретить, у пяти стран преимущественно мусульманское население - это Египет (71 %), Пакистан (62 %), Ирак (57 %), Индонезия (49 %) и территория Палестины (51 %). А две другие - Индия (59 %) и Нигерия (54 %) - на протяжении своей истории страдали от сектантского насилия. Результаты этого опроса опубликованы сайтом WorldPublicOpinion.org.
Впрочем, как сообщает журнал «Власть», по опросу Gallup 94 % опрошенных в Египте и 93 % в Иране заявили, что они включили бы в новую конституцию своей страны гарантии свободы слова. Признание шариата ведущим источником права большинством тамошнего населения не представляется равнозначным отрицанию свободы слова. В большинстве исламских стран, где проводился опрос, значительная доля респондентов поддержала также свободу собраний и даже религиозных убеждений.
Право критиковать религию получило широкую поддержку в США, где 89 % выступили в его защиту. Следующая в списке - Чили с 82 % поддержки права на критику, за ней Мексика (81 %), Британия (81 %), Германия (76 %), Польша (68 %), Азербайджан (67 %), Франция (66 %), Россия (61 %), Южная Корея (59 %), Турция (54 %), Кения (54 %) и Украина (53 %). Кроме того, 68 % тайваньцев и 81 % жителей Гонконга согласились, что возможность критиковать религию должна быть законным правом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.