Конспект лекций по предмету "История политических и правовых учений"


Русская политико-правовая мысль в IX-XIV вв

Русская политико-правовая мысль в IX-XIV вв.
Образование Древнерусского раннефеодального государства способствовало возникновению в XI в. политико-правовой мысли, но до XV в. размышления такого рода можно найти, в основном, в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, «поучениях» князей. Они отразили как внутренние условия развития страны (переход от язычества к христианству, взаимодействие народной и городской культуры, былинный эпос, зарождение письменности, летописания и литературы), так и внешние (борьба с набегами, установление культурных связей с другими странами, особенно с Византией). Средневековая политико-правовая мысль имела оригинальную структуру и форму. Юридический аспект не выделен в самостоятельную сферу, ключом к его пониманию является символика Священного Писания. Понятия и категории воплощались в религиозно-образной и знаковой системах. Оценки событий даны, как правило, от лица признанных в христианской литературе авторитетов или путем подбора цитат из источников.
С именем Великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019- 1054 гг.), проведшего ряд серьезных мероприятий по укреплению суверенитета Русского государства, связана первая запись древнерусского права («Русская Правда»). Понятие «правда» обозначало волю верховной власти, право «карать и миловать», высшую справедливость (под законом понималась реализация божественной воли). Ярослав i ввел церковный Устав, который наряду с византийскими каноническими положениями содержал отечественные нормы. Он собрал вокруг себя переводчиков и писателей, которые познакомили русских людей с текстами Аристотеля, Платона, Демокрита и других древнегреческих мыслителей.
Противовесом феодальной политико-правовой мысли стали идеи народных утопий, основными источниками которых были «отреченные книга». В них давалась демократическая версия христианства, в тесной связи с язычеством и народным эпосом; был представлен народный идеал правды - мечты о справедливости и совершенном состоянии общества; формулировалась задача народа - вернуть на землю и защитить Правду, вернувшись к демократизму общинного и родового строя,
Первый, дошедший до нас письменный памятник русской политико-правовой литературы, - «Слово о Законе и Благодати» Илариона (XI в.), первого киевского митрополита русского происхождения, избрание которого поддержал Ярослав Мудрый в целях утверждения суверенитета государства, освобождения от опеки Византии в церковных делах. Иларион обладал высокими нравственными и интеллектуальными качествами, часто предавался уединенным молитвам на холме у Днепра, где впоследствии была создана знаменитейшая Киево-Печерская лавра. Вместе с Ярославом Мудрым участвовал в составлении «Русской Правды» и церковного устава, определившего политическое и правовое положение церкви.
«Слово о Законе и Благодати» состоит из трех частей. Первая дает религиозно-правовую концепцию мира, определяет понятие «закон» как внешнее предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, а «истину» - как выражение высокого нравственного состояния человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительный и преходящий характер которого очевиден. Закон определяет внешние проступки людей до момента, пока люди не постигли истины. Закон -предтеча и слуга истины - достигнутой благодати (закон - свет луны, а истина - луч солнца). Закон не делает людей свободными, ибо рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Однако закон и истина не противопоставляются друг другу, - истина воспринимается человечеством благодаря закону.
Вторая часть «Слова» посвящена русскому государству, сущностью которого провозглашается божественная воля. Глава государства -князь - является «наследником» небесного государства и занимает престол по наследству.
Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основана на законе. Высшая цель управления государством - обеспечение интересов подданных.
Великий князь обязан неустанно творить милостыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Правосудие совершается только по закону, но милостиво. Может применяться и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.
Третья часть «Слова» посвящена задачам Русского государства, главная из которых - обеспечение мира. Князь обязан не развязывать кровопролитные войны, которые могут печально закончиться для русского народа.
«Повесть временных лет» - одна из наиболее известных летописей -была завершена при Владимире Мономахе Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, отличавшимся широкой образованностью и начитанностью. Основная идея автора - преодоление раздробленности и объединение русской земли - обосновывается легендой о происхождении киевских князей от варяжского князя Рюрика, призванного славянами для установления «порядка». Легенда прекратила споры о старшинстве местных родов и повысила авторитет киевских князей -потомков Рюрика. Летопись объявляет притязания на чужие земли неправомерными, выдвигая идеал согласия и единения князей под руководством старейшего на основе довольствования каждого своим «жребием»; одобряет решение Любечского съезда князей («каждый да держит отчину свою»); рассматривает стремление к захватам как «крамолу»; объявляет всех князей братьями.
В «Повесть временных лет» органической частью вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение к детям», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», «Автобиография», в которых устанавливается объем власти Великого князя киевского, определяются его взаимоотношения с вассальными князьями, формы взаимодействия церкви и государства, разрабатываются критерии оценки правомерности как самой верховной власти, так и лиц, ее осуществляющих. Основное внимание уделяется идее укрепления государственного единства, осуждается «беззаконие» и «неправда». «Правда» и «закон» рассматриваются как синонимы.
Право суда осуществляет князь, не допуская беззакония и проявляя милосердие.
Отрицание кровной мести сочетается с неприятием смертной казни.
Идея консолидации русских земель перед лицом внешних врагов определила содержание «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор защищает идеалы независимости русской земли, подчинения старшему в роде князю, обороны отечества, укрепления его международного престижа, осуждения завоевательной политики; напоминает князьям об их обязанности обеспечить пахарю мирную жизнь.
К началу XIII в. центр русской общественно-политической жизни перемешается из Киева во Владимир, где появляется «Моление» Даниила Заточника (послание к великому князю Ярославу Всеволодовичу, 1229 г.) Автор предлагает пути укрепления сильной княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от нашествия Батыя. Князь должен управлять крепко и справедливо, иметь при себе «думцев», опираться в своей деятельности на их советы («Находи мудрых людей и к ним прилепляйся сердцем своим»). Советники должны быть умны, мудры, не допускать в своих действиях беззакония. Князю необходимо хорошее и многочисленное войско, которое своим существованием будет устрашать завоевателей. Победа достигается умом. Силовые методы он называет «царскою грозою» и считает, что они должны быть направлены на укрепление суверенитета государства, стабильности политической жизни, внутреннего порядка и внешней безопасности.
Среди качеств идеального князя выделяется забота о подданных, обеспечение условий для их благосостояния. В «Молении» осуждается боярское самоуправство, которое беззаконно и несправедливо, порождает в стране неурядицы. Князь должен быть гарантом безопасности подданных и их имущества от произвола бояр и княжеских слуг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.