Джон Локк (1632 -1704) был одним из наиболее ярких противников Гоббса.
В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Королевский престол занял Вильгельм Оранский, согласившийся на конституционную монархию, что открывало и закрепляло реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившемуся дворянству к управлению делами государства. Между земельной и денежной аристократией был заключен компромисс, завершивший революционные преобразования английского общества, наступил период его эволюционных изменений. Идеологом социального компромисса J688 г. выступил Джон Локк, изложивший свои идеи в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.). Отмежевавшись от радикальных воззрений эпохи революции, Локк поддержал идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т.д., а также развил и дополнил их новыми положениями, интегрировав в целостное политико-правовое учение раннебуржуазного либерализма:
До происхождения государства люди пребывали в естественном состоянии. Но в предгосударственном состоянии не было «войны всех против всех». Индивиды свободно распоряжались своей личностью и своей собственностью. Господствовало равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Но отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять наказание виновных. Все это дестабилизировало размеренную жизнь. Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашались образовать политическое сообщество, учредить государство. Особенно акцентируется момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».
Государство - это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) оно отличается монополией на политическую власть, т.е. правом во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной (у Локка - политической) власти, источник которой в естественных свойствах индивида.
Индивидуализм пронизывает содержание практически всех либеральных политико-юридических доктрин.
Добровольно строя государство, прислушиваясь только к голосу разума, люди точно отмеряют объем полномочий, который они затем передают государству, О каком-либо полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Гоббса) у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества.
Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами.
Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) принадлежит монарху, кабинету министров.
Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).
Локк привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости «уравновесить власть правительства (в данном контексте «правительство» есть синоним «государства»), вложив отдельные ее части в разные руки». Он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Первое место отводится власти законодательной как верховной » стране. Иные власти должны подчиняться ей, не являясь пассивными придатками законодательной власти и оказывая на нее активное влияние. Нормальная «структура правления» - это комплекс официальных, нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления легли в основу зарождавшейся доктрины буржуазного конституционализма, что отражало момент осознания возникшей потребности в разграничении деятельности публичного властвования, в технико-организационном и институциональном разделении государственного управления.
При выборе государственной формы Локк не отдавал предпочтения ни одной из форм правления, но он категорически отвергал абсолютистски-монархическое устройство власти. Его симпатии склонялись к ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность после 1688 г. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления», охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе.
Против деспотической власти у людей остается лишь одно средство - «воззвать к небесам», применить силу «против несправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа, в конечном счете, выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если народ в большинстве своем решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами.