Взгляды Т. Пейна.
Томас Пейн (1737-1809) прибыл в Америку из Англии по совету и рекомендации Франклина. В период американской войны за независимость он опубликовал политико-философский очерк «Права человека» (1791), который широко переводился и неоднократно переиздавался. Уехав в революционную Францию, активно участвовал в политической жизни, был избран депутатом Конвента. За критику якобинского террора был заключен в тюрьму, по счастливой случайности избежал гильотины. В тюрьме написал антицерковный памфлет «Век разума» (1794-1795). После падения Робеспьера был освобожден из тюрьмы и восстановлен в депутатских правах.
Известна дискуссия Т. Пейна с английским консерватором Э. Берком о Французской революции, в которой он пытается опровергнуть консервативные взгляды Берка и неприятие им идей революционной Франции.
В памфлете «Здравый смысл» (1776 г.) Пейн изобретательно защищал идеи республиканского самоуправления штатов и нападал на явные и скрытые пороки наследственной монархии и парламента метрополии. Памфлет имел характерный подзаголовок - «О происхождении и назначении правительственной власти с краткими замечаниями по поводу английской конституции». Одна из идей сводилась к тому, что вопрос о независимости Америки есть лишь вопрос целесообразности и экономической выгоды, а не повод для судебного разбирательства. Пейн считал, что долгая традиция злоупотребления властью ставит под сомнение полномочия английского короля и парламента.
Одним из первых Пейн четко определил многоаспектное различие между обществом и государством - по их происхождению, роли и назначению. «Общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно,.. одно поощряет сближение, другое поощряет рознь»; «общество в любом состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - зло нестерпимое. Ведь если бы веления совести были ясны, определенны и беспрекословно исполнялись, то человек не нуждался бы ни в каком ином законодателе».
Пейн утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых. Все формы правления он делил на два вида: выборно-представительное (республика) и наследственное (монархия и аристократия).
Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей, а это не может переходить по наследству, то, очевидно, заключал Пейн, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканского, а для монархического и аристократического правления. Права человека определяются им как некие свойства социального бытия человека и одновременно «принцип правительственной власти». Наличие этих свойств, по его мнению, способствует быстрому прогрессу.
Права человека образуют принцип или необходимый атрибут республиканского правления и в этом своем качестве - атрибут светского правления у всех цивилизованных наций (памфлет «Права человека», 1791 г.). В трактате «Век разума» Пейн призывал к революции в системе религиозного мировосприятия, противопоставляя силу разума «библейским сказкам о чудесах и пророчествах». Система иерархических церковных учреждений (церковное государство) предстает в его изображении таким человеческим изобретением, которое предназначено для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы. Эти положения непримиримого, боевого деизма оказали влияние на Джефферсона и других представителей просветительского свободомыслия, а само название трактата стало синонимом целого столетия, известного также под именем века Просвещения.