Российский марксизм.
Политико-правовая идеология большевизма
Отцом русского марксизма считается Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918), которому выпала роль критика идеологии народничества на основе марксистской социально-политической философии и методологии. Плеханов был убежден, что России предстоит длительный путь капиталистического развития - производительных сил и соответствующей надстройки: становления конституционализма и парламентского правления. Полемизируя с народниками, он считал, что именно рабочему классу суждено завершить вестернизацию России.
В 1898 г. I съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии (РСДРП). В августе 1903 г. на II съезде РСДРП Плеханов выступил с якобинским программным лозунгом «Благо революции - верховный закон» с откровенным оправданием революционного произвола.
Диктаторская власть государства была для него выше права. Эта мысль была конкретизирована Лениным (диктатура вообще и диктатура пролетариата в особенности не может быть стеснена никаким законами) и реализована в первые же годы Советской власти.
На II съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовались два различных и впоследствии далеко разошедшихся течения, одно из которых - большевизм - возглавил Владимир Ильич Ленин (1870-1924). Большевизм, по признанию Ленина, начал свое существование как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 г.
Основное внимание в теории большевизма уделялось разработке положений о классовой природе государства, о государстве как официальной политико-организационной форме диктатуры господствующего класса, об ущербности буржуазной демократии, о сломе буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, об отмирании государства и т.п. Ленин опубликовал множество работ самого разного направления по вопросам государства и права, среди которых: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920).
Классовость - врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта государства, присущая ему в силу нескольких причин: 1) в государстве воплощен антагонизм классов, расколовший общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; 2) аппарат государства (и прежде всего, верхних эшелонов государственной власти) формируется из представителей господствующего класса, хотя бюрократия (в особенности, занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев; 3) государственная машина осуществляет политику, выгодную, главным образом господствующему классу, отвечающую его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам.
О диктатуре пролетариата. Ленин считал, что, во-первых, диктатура определенного класса - это власть, осуществляемая им как господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам действий всех членов общества. Во-вторых, диктатура - это опора власти господствующего класса непосредственно на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия выделяется в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полная свобода от соблюдения каких бы то ни было законов.
Демократия, свобода, право и принципы гуманизма, по Ленину, - малозначащие компоненты общественно-политической жизни, способные лишь прикрывать диктатуру класса внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение народные массы, скрывая угнетательский характер государства. Правовые институты и нормы достойны только разоблачения и отрицания, а некоторые из них (парламентаризм) следует использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса. Либерализм Ленин презирал.
Разрушение буржуазной государственности он понимал как слом бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидацию репрессивного аппарата, замену на ключевых постах управления государством чиновников представителями рабочего класса. Разрушение старого государства - это также отказ от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.
Пролетарское, социалистическое государство - орудие диктатуры рабочего класса - учреждается не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления противников. Диктатура пролетариата нуждается в собственном государстве также для руководства социалистическим хозяйством.
Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть Республика Советов которая сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют их выполнение..
Строится и функционирует такая республика на основе демократического централизма (выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.).
Николай Иванович Бухарин был назван в «Письме к съезду» В.И. Ленина, известном как его «политическое завещание», ценнейшим и крупнейшим теоретиком большевистской партии. Н.И. Бухарин (1888-1938) был популярен не только среди российских коммунистов, но и приобрел международную известность. Из его научных трудов по политико-правовой проблематике выделяются следующие: «Мировое хозяйство и империализм» (1915), «Экономика переходного периода», «Ленин как революционный теоретик» (1920), «Теория исторического материализма» (1923), «Культурные задачи и борьба с бюрократизмом» (1927), «Программные вопросы на VI Конгрессе Коминтерна» (1928), «Учение Маркса и его историческое значение» (1933). В них, следуя традициям, заложенным трудами К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Бухарин развивает представления о классовой сущности государства и права, с критических позиций анализирует функции и формы буржуазного государства, характеризует советское государство как диктатуру пролетариата.
Большое внимание Бухарин уделил анализу критики «подделок» марксизма. Наиболее обстоятельно проанализированы дм вида «подделок» (фальсификаций) марксизма: фаталистический «марксизм» и примиренческий «марксизм». «Эти два типа марксистообразных построений выступают наиболее выпукло при обсуждении наиболее жгучего вопроса современности, вопроса об империализме», - писал Бухарин в работе «Мировое хозяйство и империализм». Он считал, что марксисты не могут безучастно, фаталистически созерцать тяжелое положение масс, порождаемое недугами империализма, ссылаясь на положение Гегеля, что «все действительное - разумно» или что «история всегда права». «Примиренческий «марксизм» исходил из того, что у империализма есть светлые и темные стороны. Таким образом, марксизм превращался в теоретизирующий реформизм усилиями К.Каутского и др. В своем увлечении критикой реформизма Бухарин принизил роль социал-демократов в борьбе пролетариата, вплоть до утверждения о связи социал-демократии с фашизмом.
Социал-демократическое движение было обвинено им в расколе единства мирового пролетариата, а также единства промышленного пролетариата монополистических стран и угнетенных народов колониальных стран.
Бухарин подвергает критике сторонников теории «чистого права», считая, что она ведет к отрыву права от интересов классов и классовой борьбы пролетариата. Это только помогает буржуазии использовать право в своих целях. «Машина угнетения... выступает под псевдонимом совокупности правовых норм, идеального комплекса, функционирующего в силу своей внутренней логики и убедительности». Таков фетишизм государственной власти и соответствующий ему специфический «юридический кретинизм», который рассматривает право как самодовлеющую общественную субстанцию, движущуюся исключительно логикой своих внутренних имманентных законов, и трансформируется в систему «чистого права»».
Критике подвергается и буржуазная демократия. Любое государство является диктатурой. Понятие буржуазной демократии только маскирует сущность диктатуры буржуазии с помощью институтов формально-юридического равенства всех. Но в условиях экономического неравенства при капитализме формально-юридическое равенство нереализуемо, является фикцией. Буржуазная демократия используется пролетариатом в той мере, в которой она способствует развитию его классового сознания, классовой борьбы. В работе «Учение Маркса и его историческое значение» он в своей критике ссылается на анализ политических партий, сделанный Р. Михельсом и М. Острогорским. Бухарин говорит о революционной целесообразности. Развивая взгляды В.И. Ленина на диктатуру пролетариата, Бухарин пишет: «Диктатура пролетариата, будучи единодержавием рабочего класса, является в то же время внутриклассовой пролетарской демократией». Диктатура вообще и диктатура пролетариата в частности включает особый момент «несвязанности» даже со своими собственными законами; она сама в силу особых условий «диктует целесообразные с точки зрения своих задач действия». «Эта оголенность функций и повышенная «свобода действия», - пишет Бухарин, - и сугубая целеустремленность, характерны, в особенности, для диктатуры пролетариата, который выступает с открытым историческим забралом».
О задачах диктатуры пролетариата в СССР Бухарин пишет следующее. Пролетарская диктатура, с одной стороны, уничтожает частнособственнические отношения, а с другой - осуществляет принуждение в интересах строительства коммунистического общества. Бухарин допускал государственное принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, считая это методом выработки «коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи». Диктатура пролетариата за счет плановости социалистического хозяйства «и высочайшей степени рационализирует весь жизненный процесс общества в целом ...пропитывая все области общественной жизни от техники до философии включительно».
Благодаря этому общество превращается из «дробно-стихийного в рационально организованное», из «безсубъектного общества в общество-субъект». Все это в корне меняет и сам тип закономерности развития, сужая сферу каузального (случайного) и расширяя сферу телеологического (закономерного, предсказуемого).
Экономика переходного периода требует не только государственного принуждения, но также, в той или иной мере, рыночных отношений. Рыночные отношения - это другая сторона определенного вида товарного производства. Такие отношения являются выражением специфических производственных отношений, характерной чертой которых является распыленный труд мелких, индивидуально независимых производителей. Во всем мире существует огромная армия мелких производителей, и отношение к ним надо ставить и разрешать в широком масштабе. Чем более развитой будет страна, тем меньшую роль в ней будут играть рыночные отношения. В применении к России это положение означало прел оставление возможности крестьянам, кустарям, мелким производителям относительно свободного развития в условиях переходного периода.
Однако вывод об обратной зависимости рыночных отношений и уровня индустриального развития страны являлся ошибочным. Следует также отметить, что в условиях перехода к массовой коллективизации защита Бухариным мелкого производителя была использована для обвинения его в поддержке кулачества («правый уклон») Как показал опыт СССР и других стран, мировая революция приобретает разнообразные формы:
а) социалистическая революция и строительство социализма в СССР;
б) борьба колониальных народов за независимость; в) возможность некапиталистического, т.е. непосредственно социалистического (минуя капитализм), развития в тех странах, где капитализм находится еще в эмбриональном состоянии; г) борьба рабочего класса в условиях общего кризиса капиталистической системы.
Бухарин стал одним из тех партийцев, которые Попали под жернова системы, создаваемой ими самими. Тем не менее, зная о возможности репрессий, Бухарин выступил, вместе с Рыковым и Томским, в 1929 г. с критикой тезиса Сталина об усилении классовой борьбы, и поставил вопрос о своей отставке.
Методология анализа политико-юридических институтов во многом строилась Бухариным на квазидиалектической максиме - «все наоборот». Он писал: «В одну и ту же эпоху принципиально другая классовая форма общества меняет математический закон всего развития, заменяя минусы плюсом, а плюсы минусом». Подобного сорта методология порывала с подлинным содержанием и логикой исторической эволюции мира власти, государства и права.
Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953) с 1922г. возглавлял РКП (б) и постепенно, еще при Ленине, когда тот был уже серьезно болен, начинал концентрировать власть в своих руках. В таких работах как «Об основах ленинизма» (1924), «К вопросам ленинизма» (1927), «О проекте Конституции Союза ССР» (1936), «О диалектическом и историческом материализме» (1938), «Отчетный доклад на съезде партии о работе ЦК ВКП(б)» (1939) выступил как: политический деятель, сумевший приспособить идеологические установки марксизма для быстрого усвоения рядовым партийцем-большевиком и обыкновенным гражданином; пропагандист, понимавший значение политической агитации и пропаганды; популяризатор отдельных положений и выводов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Но эти положения часто не только использовались им как непререкаемые истины, но и, в определенной степени, фальсифицировались, приспосабливались для обоснования собственных суждений.
Среди основных положений работ Сталина, которые в значительной степени повлияли на содержание гуманитарного и социально-политического знания в СССР, прежде всего следует назвать следующие.
Положение о месте ленинизма в истории. В лекции «Об основах ленинизма» Сталин назвал его «марксизмом эпохи империализма и пролетарской революции, теорией и тактикой пролетарской революции вообще, теорией и тактикой диктатуры пролетариата в особенности». Сталин, начиная с 1924 г., выдвигает себя на роль интерпретатора ленинизма, а также продолжателя дела Ленина, что имело немаловажное идеологическое и психологическое значение для возникновения в будущем культа личности. В работе «К вопросам ленинизма» (1926 г.) он подвергает критике определение ленинизма, данное Г.Е. Зиновьевым, усматривая у него умаление интернациональной сущности учения Ленина и преувеличение особенностей России как крестьянской страны.
Положение о диктатуре пролетариата. В трактовке Сталина это - власть по своей сущности, выступающая как насилие, подавление, принуждение («диктатура пролетариата есть неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс»); по форме - «новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии»; по социальной основе - союз рабочего класса с крестьянством; по историческому месту - «целая историческая эпоха» перехода от капитализма к коммунизму. Вывод Сталина об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму относился не только к внешнеполитическому аспекту, но и внутриполитическому, что актуализировало положения о диктатуре, позволило оправдывать политические репрессии.
Основные функции буржуазного государства. Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) - держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (неглавная) - расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств».
Советская власть как пролетарская государственность. Государственная форма диктатуры пролетариата отрицает принципы буржуазной государственности: принцип разделения властей, «буржуазный парламентаризм» и др. Советы - это органы государственной власти и управления, объединяющие законодательную и исполнительную функции и формируемые производственными единицами (заводами, фабриками).
Отождествление демократии с государством. Советское государство - это новый исторический тип демократии, отличающейся от демократии буржуазной и, безусловно, превосходя шей ее тем, что советы и партия привлекают массы к постоянному и решающему участию в управлении государством. Не случайно в пропагандистской литературе 30-х гг. утверждалось, что есть одна демократия - пролетарская.
Зависимость личности от трудящихся масс. Несмотря на декларацию о принадлежности личности всей совокупности гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, отдельную личность Сталин всегда считал величиной малой. Еще в 1906 г. в цикле статей «Анархизм или социализм?» он утверждал, что масса - краеугольный камень марксизма и освобождение массы есть ключевое условие освобождения личности; отсюда и лозунг марксизма: «Все для массы». Тридцать лет спустя, в 1936 г., Сталин в беседе с группой работников ЦК ВКП(б), отвечавших за подготовку учебников, подчеркнул: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почти ничего».
Теория политической организации общества, в которой диктатура пролетариата связывает государственные и негосударственные организации и ставит над ними руководство идеологии партии рабочего класса. Государственная организация - Советы - сверху донизу, в центре и на местах. Негосударственные - профсоюзы, кооперация, союз молодежи, партия большевиков. Общественные организации, по существу, ставились в подчинение соответствующим государственным ведомствам и партии. В теории Сталин выступает против утверждения Г.Е. Зиновьева о том в России установлена «диктатура партии» («К вопросам ленинизма»). Но в реальности в системе диктатуры пролетариата большевистская партия присвоила себе заглавную роль: она «авангард», «одухотворяющая», «руководящая» и «направляющая сила», а все остальные части этой системы суть послушные «приводы, рычаги», беспрекословно выполняющие любые директивы партии.
Статус н функции коммунистической партии. Сталин развивает идею тотальной диктатуры большевистской партии над самим пролетариатом, над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. В его изображении большевистская партия - «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего класса», «ядро власти» и т.п. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями, общественными объединениями «без руководящих указаний партии». Партия подчиняет себе госаппарат также тем, что выдвигает своих членов во все отрасли государственного управления. В Конституции 1936 г. в ст. 126 закреплялось положение о том, что ВКП (б) есть «руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных». С включением такой записи в Основной Закон страны можно считать, что Сталин в общем завершил приспособление положений ленинизма для обоснования идеологии тоталитарной политической системы,
Внутренне строение коммунистической партии. Сталин «совершенствовал» модель ВКП(б). Большевистская партия мыслилась им в качестве своего рода могучего «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий, нет реальных выборов и т.д. Характерна в этом смысле критика Сталиным оппозиционной группы Бухарина в апреле 1929 г. в речи на пленуме ЦК и ЦКК ВКП (б) «О правом уклоне в ВКП (б). Сталин последовательно подводит товарищей по партии к утверждению, что единство генеральной линии партии несовместимо с самостоятельными позициями по различным партийным и государственным вопросам. «Одно из двух: либо линия одна, - и тогда политика отставок Бухарина и его друзей непонятна и необъяснима; либо линии у нас две, - и тогда политика отставок вполне понятна и объяснима».
Но не только в партии, но и в других звеньях политической организации общества получали распространение такие методы. Сама теория ленинизма перерастала в «научную идеологию*, а идеология эта предназначалась для выработки по мере необходимости системы пропагандистских лозунгов. И эти лозунги проводились как единственно верные. Известна система лозунгов, в которой отражалось стремление Сталина обосновать усиление классовой борьбы по мере строительства социализма (лозунги самокритики, заострения борьбы с бюрократизмом и чистки советского аппарата, организации новых хозяйственных кадров и красных специалистов, усиления колхозного и совхозного движения, наступления на кулака, снижения себестоимости продукции, коренного улучшения практики профсоюзной работы, чистки партии и др.). «Случайны ли эти лозунги?» - задавал Сталин вопрос в своей вышеупомянутой речи и отвечал: «Нет, не случайны. Вы сами видите, что они не случайны. Они составляют необходимые звенья одной неразрывной цепи, называемой наступлением социализма против элементов капитализма». Общественные науки при Сталине подчинялись задаче обоснования и пропаганды подобных лозунгов, выдвигаемых идеологами, что пагубно отразилось, в том числе, и на развитии государствоведения и правоведения.