Конспект лекций по предмету "История политических и правовых учений"


Средневековая юридическая мысль

Средневековая юридическая мысль.
Основой развития средневековой юридической мысли стали римское право и римская юриспруденция. В изучении действующего нрава значительное внимание уделялось соотношению римского и местного (готского, лангобардского и т. д.) права, трактовке роли римского права для восполнения пробелов местных обычаев и кодификаций. При этом нормам, принципам и положениям римского права придавалось универсальное значение. Одновременно большое место в тогдашнем правопонимании начинает занимать разработанная римскими юристами и принятая в систему римского права и юриспруденции идея справедливости (aequitas) и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции. В тех же случаях, когда правовые системы противоречили друг другу, юриспруденция играла роль высшего критерия, оценивая ситуацию с точки зрения справедливости. В каждой отдельной правовой системе всякая норма оценивалась с этой же точки зрения.
Постепенно происходит становление школы глоссаторов (или экзегетов), основанной Ирнерием (1165-1225). Глоссаторы основное внимание уделяют толкованию (глоссарий - толкование, словарь) текста источников римского права - Свода Юстиниана и, особенно, Дигест. Центром юридической мысли становится Болонский университет. Известными представителями школы глоссаторов были Булгар, Рогериус, Альберикус, Бассианус, Пиллиус, Ваккариус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы были изданы Аккурсиусом в сер. XIII в. (сборник Glossa Ordinaria, игравший в судах роль источника действующего права). Юриспруденция глоссаторов внесла заметный вклад в разработку позитивного права, в формирование и развитие юридико-догматического метода, способов трактовки источников, но усилила элемент догматический.
Глоссаторы считали, что изучение положительного (позитивного) права не может обойтись без догматической и систематической обработки. Сюда привлекаются основные, неизменные приемы человеческого ума - анализ и синтез. Конфликт права и закона, правовой справедливости и позитивного права глоссаторы решили в пользу официального законодательства, и в этом смысле они были законниками, стоящими у истоков европейского легизма.
Возникали также школы канонического права. Здесь шла серьезная систематизация источников, которая обусловила первую кодификацию в «Кодексе Грациана» {XII в.). Среди сторонников канонического права известны имена Генри Брэктона, автора трактата «О законах и обычаях Англии» (ок. 1256 г.) и Филиппа де Боманура (1250-1296 г.), автора знаменитого произведения «Купоны Бовези».
Затем, в XIII-XIV вв. доминирующее место заняли постглоссаторы (или комментаторы), основное внимание уделявшие комментированию самих глосс.
Представители школы постглоссаторов (Раванис, Луллий, Бартолус, Балдус и др.), опираясь на идеи схоластической философии, стремились дать логическую разработку такой системы общих юридических принципов, категорий и понятий, из которых можно дедуктивным способом вывести более частные правоположения, нормы и понятия. В отличие от глоссаторов, постглоссаторы вновь обращаются к идеям естественного права и соответствующим учениям римских юристов и других своих предшественников.
Естественное право при этом они трактуют как вечное, разумное право, выводимое из природы вещей. Соответствие требованиям естественного права выступает в качестве критерия для признания соответствующих норм позитивного права (норм законодательства и обычного права).
Раймунд Луллий (1234-1315) обобщил учение постглоссаторов и сформулировал основные положения. Он развивал юриспруденцию в представлениях схоластической философии и теологии, стремился вывести рациональным путем из всеобщих начал права начала особенные, придав, таким образом погшанию права характер науки.
По концепции Луллия, значение и сила писаного права определяются его соответствием праву естественному, т.е. справедливости и разумной необходимости. Оценочно-содержательная, ценностная характеристика позитивного законодательства сочетается и дополняется формально-логической процедурой проверки внутренней целостности, последовательности и непротиворечивости закона как источника действующего права. Несправедливость и неразумность закона означали его несостоятельность также и в формально-логическом плане. С целью систематизации и проверки законов разрабатывался формализованный метод. Сходные представления о характере соотношения естественного и позитивного права развивал и юрист Балдус, считавший, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государя.
Правоположения, развитые и обоснованные юристами постглоссаторской школы, получили широкое признание не только в теоретической юриспруденции, но и в правовой практике, в судебной деятельности. Комментарии выдающихся постглоссаторов имели для практики и судей значение источника действующего права.
С начала XVI в. в юриспруденции заметно ослабевает влияние школы постглоссаторов и начинает складываться так называемая гуманистическая школа (гуманистическое направление в юриспруденции). Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) сосредоточивают внимание на изучении источников действующего права, особенно римского права, процесс рецепции которого требовал согласования его положений с новыми историческими условиями и с нормами национального права. В это время начинают использоваться приемы филологического анализа источников римского права, развиваются зачатки исторического понимания и толкования права. Для юристов гуманистической школы право - это прежде всего позитивное право, законодательство. Являясь легистами, представители гуманистической школы не отрицали полностью естественно-правовых идей и представлений. Тем более, что римское право включало такие идеи и представления. В целом, средневековые юристы внесли заметный вклад в развитие позитивного права, разработку его догмы (принципов и приемов юридико-догматического анализа и толкования права), обогатили понятийный и теоретико-познавательный аппарат юридической науки, углубив понимание ее предмета и методологии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.