Становление политико-правовой мысли США.
Формирование и развитие политических и правовых идей в США было тесно связано с политической историей английских колоний в Северной Америке, в которой выделяются два периода: 1) начало XVII в. - середина XVIII в. - образование и развитие английских североамериканских колоний; 2) война за независимость, выработка конституции и первые шаги по ее реализации (вторая половина XVIII в.).
Для первого периода характерны были следующие конфликты:
а) идейный и политико-организационный конфликт между англиканской церковью и протестантскими общинами;
б) конфликт в среде самих пуритан - между умеренными и радикалами;
в) конфликт между устремлениями пуритан и переселенцев-авантюристов;
г) конфликт аборигенов (индейцев) и пришельцев.
Для второго периода более острыми были конфликты между метрополией и восставшими колониями, а также сторонниками федерации и конфедерации. Все эти конфликты накладывали отпечаток на политическую борьбу и формирование политико-правовых учений.
Чрезвычайно важными на первом этапе являлись конфликты религиозно-политического характера. Протестанты-пуритане (от лат. и англ, риге - «чистый», «истинный») обвиняли англиканскую церковь в том, что она все еще не избавилась от многих пороков римско-католической церкви. Протестанты требовали ее очищения от пороков, показной роскоши в быту и церковных обрядах, соблюдения заповедей бережливости и воздержанности. Наиболее острые разногласия касались церковных обрядов, организации прихода, расходов на содержание церковного храма. Часть пуритан из привилегированных и зажиточных семей претендовали в своих общинах на руководящую роль и соответствующие должности, на участие в управлении колонией, расширение политико-управленческой роли церковной организации.
Более радикальные пуританские секты считали англиканскую церковь безнадежно испорченной, а кальвинистские принципы пресвитерианской церковной организации (пресвитеры, синоды) противоречащими источнику веры - Священному Писанию. Для них общность веры людей, живущих по соседству, - самое важное основание для объединения в церковную общину, единственным духовным руководителем которой должен быть сам Иисус Христос. Вступление в такую церковную общину (конгрегацию) добровольное: достаточно заявить о желании стать ее членами и признать взаимное соглашение о вере. Пастор (проповедник), староста и дьякон избирались конгрегацией большинством голосов.
Если умеренные пуритане (пресвитериане) различали, вслед за Кальвином, два разряда верующих (избранных к спасению и остальных, осужденных на божью кару), то радикалы исходили из того, что сама принадлежность к церкви является своего рода предопределением к спасению, во всяком случае, ступенью к «очищению» и превращению в праведников («святых»). Приверженцы радикального пуританизма получили название «сепаратистов», «индепендентов» (независимых), «диссидентов» (отщепенцев, раскольников), «конгрегационалистов». Они подвергались гонениям со стороны королевской власти и церкви. В меньшей мере преследовались умеренные пуритане, так называемые конформисты (англ. - «соглашаться», «подчиняться»). Нелояльных священников - англикан, отстраняли от должности.
Интересно участие пуритан в нормотворчестве. Уже по пути в колонии, находясь на корабле, спутники заключали соглашения. Так, группа английских эмигрантов-пуритан из Голландии, вошедшая в историю под именем «отцов-пилигримов», до того, как сойти с корабля на берег, зафиксировала в Соглашении 1621 г. (своеобразной мини-конституции) намерение объединиться в «гражданский и политический» организм для поддержания лучшего порядка и безопасности. Для достижения этих целей было намечено создание справедливых законов, установлений и административных учреждений, наиболее подходящих и соответствующих общему благу колонии, которым они обещали следовать и подчиняться. Текст Соглашения был издан в годы воины США за независимость, и американские историки стали обращаться к Соглашению как важному источнику, первому в истории образцу' общественного договора об образовании государства. День высадки пилигримов торжественно отмечается в США ежегодно 22 декабря и носит название «День отцов-пилигримов».
Наиболее значительными конституционными установлениями этого периода стали «Основные уложения», провозглашенные в Коннектикуте в 1639 г., и, особенно, так называемая Массачусетская хартия вольностей (1641, 1648). В 1641 г. в Массачусетсе, при участии Н. Уорда, большого знатока английского права, был составлен Свод свобод, в котором были зафиксированы многие свободы, известные английской конституционной практике со времен Великой хартии вольностей и более поздних актов и прецедентов. Среди них упоминались равенство перед законом, право на справедливое разбирательство судом присяжных, принцип состязательности в суде, право на свободу передвижения, право на адвокатскую защиту, гарантия права апелляции, а также гарантия от жестоких и варварских наказаний, которая стала нормой права в Соединенном королевстве только после принятия Билля о правах 1689 г.
Возникла так называемая «пуританская утопия» о строительстве «Града небесного», где будут выполняться все заповеди. Видным ее представителем был умеренный пуританин Джон Уинтроп, который боролся за то, чтобы политика руководителей общины колонистов проводилась в духе строгих догматов пуританской теократии.
Возглавив эту церковь-государство в 1630 г., он в течение 20 лет осуждал излишества и иные пороки. Отвергая демократические идеи и проекты реформ, он выступал против передачи государственных дел и правосудия народным коллегиальным органам, поскольку «лучшие всегда в меньшинстве, а среди этих лучших в меньшинстве рассудительные».
Сложилась и система частичной реализации пуританской утопии, практика своеобразного двойного управления. Административные и судебные функции осуществлялись совместными усилиями магистратов (чиновников) и священников.
Идейной основой для соучастия священников и делах по управлению колонией служили слова пророка из Ветхого Завета: «Господь судия нам. Господь законодатель наш. Господь царь наш. Он спасет нас». Но пуританская теократия вырождалась в авторитаризм губернатора и олигархию магистратов и священников, что вызвало сильное сопротивление фримеров (свободных колонистов-арендаторов), которые воспользовались своими правами участников собрания колонистов, с тем чтобы ограничить власть магистратов. Пресвитерианская организация столкнулась с конгрегационалистской организацией общины, для которой были характерны три принципа: право каждого члена общины на участие в управлении; автономия местной церкви; независимость общины от высшего церковного авторитета. Священнослужители здесь выбирались членами общины путем свободного голосования.
После того как все убедились, что правящая пресвитерианская верхушка практически отказалась соблюдать Свод свобод, фримеры обратились к губернатору с петицией и добились принятия нового, дополненного и более детализированного свода под названием «Законы и свободы» (1648). Этот свод послужил образцом для составителей законов в других колониях. Историки склонны считать его первым современным кодексом всего западного мира. Принцип ограничения произвола законодателей или чиновников путем гарантированного обеспечения нрав свобод граждан стал концептуально ясным в конституционной теории конца XVIII в. К этому же времени в самом Массачусетсе появляется Конституция (1780), в которой со всей определенностью провозглашается один из принципов организации правового государства - «правление законов, а не людей» (в ее составлении принял участие Дж. Адаме).
Развивалось также учение индепендентов о священстве всех верующих и о республике как общей заботе о благе всех, но без предоставления кому бы то ни было особых привилегий. В организации и деятельности общины широко использовался институт проповедников, проявлялась веротерпимость, допускались инакомыслие и свободный поиск истины, доминировали предания о государстве как о корпорации, призванной обслуживать интересы общества и ответственной во всех своих действиях перед волей большинства. Неординарные доктрины индепендентов распространялись талантливыми проповедниками и мыслителями - Т. Хукером из Хартверда и Р. Уильямсом из Сейлема. Вторая половина XVIII в. отмечена обострением конфликтов метрополии и колоний, переименовавших себя в штаты (т.е. государства), на почве налогообложения. После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. Разработка таких аргументов постепенно переходит в последовательное обоснование конституционных основ новой государственности, что отразится на развитии политике-правовых учений Дж. Адамса, Т. Джефферсона, Б. Франклина, А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и выразится в создании таких документов, как Декларация прав Вирджинии (12 июня 1776 г.). Декларация независимости США (4 июля 1776 г.), Статьи конфедерации 1781 г., проект федеральной Конституции.