Теократическая доктрина Аврелия Августина.
Аврелий Августин (в православии - Августин Блаженный) (354-430) -религиозный мыслитель раннего периода христианства (IV-V вв.), которое, став господствующей религией в Риме, постепенно приспосабливалось к новому политическому статусу.
Учение Августина, вобрав в себя наследие поздней античности, стало частью патристики - трудов отцов христианства, за что он был канонизирован римской церковью.
Родился Августин в 354 г. в г. Тагасте (Нумидия). в семье обедневшего римского патриция-язычника и матери-христианки; отличался образованностью (образование получил в риторских школах Мадавра и Карфагена), освоил греческую и римскую философию (особенно сильное влияние на него оказал Платон); открыл в Карфагене собственную школу риторов, в которой преподавал 10 лет; проповедовал манихейство. В 387 г., во время поездки в Италию, крестился. В 388 г. вернулся в Африку, а в 395 г. стал епископом г. Гиппона и на этой должности оставался до конца своих дней. Самое знаменитое сочинение Августина «О граде Божием» было написано в 413-426 гг. Импульсом для него послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г.
Мировоззрение Августина сложилось на сочетании христианской мистики и мифологии. Он считал, что история человеческого общества подчинена божественному провидению, известному только Богу. «Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое покорило себе всякого рода умы человеческие по воле высочайшего провидения, возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимыми впечатлениями на человеческие души» («О граде Божием»). История начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается страшным судом. С этого времени люди живут в двух градах - земном и небесном. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «град земной» - результат греховности человека, его извращенной свободной воли, за которые Бог не отвечает. Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. В своем труде «-Исповедь» Августин исследует причины проступков и преступлений, называя в качестве таковых нарушения общественного договора, укрепленного законом или обычаем государства или народа. Греховный земной град рушится. Падение Рима - сигнал этого. Но гибель Рима - это не конец истории.
Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» -общиной праведников, следующих божественным установлениям. Он считает, что всегда существовало два рода человеческого общения, два града. В земном граде люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде - по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе.
Идея предопределения не мешает Августину разделять представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но эти процессы у него обусловлены божественной волей. Природа толкает к объединению для внутреннего мира и внешней безопасности. «Земной град, который верою не живет, стремится к миру земному и к нему направляет согласие в управлении и в повиновении граждан, чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них был, до известной степени, одинаковый о образ мыслей и желаний». Так идет эволюция семьи, общества и государства, что может привести к универсальной общности, объединяющей богов и людей - истинному государству - церкви, которая выше земных страстей и поэтому не подменяет земное государство: «...Небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках...». Государство эволюционирует и придет к совершенству, если не погрязнет в грехе.
Стремление к объединению приводит к «общественному договору» об обязанностях, налагаемых законами божественными, естественными, а также человеческими. В семье власть принадлежит лучшему. Политическая власть также вытекает из уважения к качествам первых правителей, но они не сами устанавливают свою власть: она принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. В случаях исключительных Бог прямо назначает правителя (так было с народом Израиля), в других случаях его воля проявляется как естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается опосредованно.
Бог создал человека так, что объединение и политическая власть для него необходимы. Власть - не собственность, цель власти - обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными. Государства, в которых не соблюдается справедливость, олицетворяет собой грабеж.
В вопросе о формах государства Августин придерживался традиционного деления на правильные и неправильные, не отдавая предпочтения ни одной из них. Любая форма терпима, когда уважают Бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии.
В вопросе о праве собственности он опирался на представления ранних христиан об общем имуществе верующих, когда каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все остальное принадлежало обществу и использовалось в его интересах. Право собственности было введено людьми, ими же оно может быть и отменено. Но некоторые виды собственности учреждены Богом, и владеть ими могут только благодетельные люди (имущество церкви). Августин не отрицал рабства, считая, что «лучше быть рабом у человека, нежели у похоти».
Отношение церкви к государству, духовной власти к светской -главная тема , вклад в разработку которой внес Августин, создав теорию разделения двух царств - града божьего и града земного, или двух властей. По его мнению, светская и церковная власти различны, каждая обладает суверенитетом. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть и точки взаимодействия: государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков, а Церковь воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Впоследствии папский престол занял иную позицию. Григорий VI (XI в.) считал власть королей законной, только если они подчиняются папе, Он уподоблял королей и императоров епископам, которых назначает папа. Ему же принадлежит уподобление папской власти солнцу, а королевской - луне («политический августинизм»).
Авторитет Августина оставался незыблемым до появления в XIII в. другого светила теологии - Фомы Аквинского (Аквината).