После разгрома Наполеона в 1814г., во Францию вернулись Бурбоны. Главой государства снова стал король. Реставрация монархии не означала восстановление абсолютизма. Даже такие сторонники самодержавия, как русский царь Александр I и австрийский канцлер Меттерних, понимали невозможность восстановления феодального режима во Франции. Тем не менее, в прокламации Людовика XVII говорилось, что он «призывается любовью своего народа на трон своих предков».
4 июня 1814 г. король октроировал Хартию. По форме правления Франция стала конституционной дуалистической монархией в ее реакционной разновидности. Монарх наделил себя обширными полномочиями. Он являлся главой государства, главнокомандующим армии. Перед ним были ответственны министры, им назначались и смещались чиновники, без подписи короля не вступали в силу законы и т.д. «Во Франции вся власть воплощена в лице короля»,- говорилось в Хартии.
Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Члены первой назначались королем, во вторую депутаты избирались двухстепенными выборами. Круг избирателей ограничивался высоким возрастным и имущественным цензами.
Палата депутатов в результате «выборов», проходивших в обстановке белого террора, состояла из тех, кто называл себя «более последовательным монархистом, чем сам король». Но случайно она получила прозвище «бесподобной палаты». Ультрароялистские замашки палаты и особенно проект восстановления прав католической церкви вынудили правительство разогнать ее. Палата пэров, по словам современника, состояла из «ничтожеств, пользующихся благосклонностью короля», и лиц «выдающихся, но которых опасались».
Министры были на положении знатных лакеев короля. Они могли предлагать королю: «Вот наше мнение», на что получали обычно ответ: «Вот моя воля». О Бурбонах справедливо говорили, что за 25 лет изгнания они «ничему не научились и ничего не забыли».
В ходе белого террора, чистки и мести были уничтожены, загнаны в тюрьмы, сосланы на каторгу десятки тысяч республиканцев. Погибло немало тех, кто верно служил родине. В 1825 г. издается закон о святотатстве, по которому проступки против церкви карались смертной казнью с предварительным отсечением правой руки.
Режим Реставрации характеризовался союзом дворян и крупной буржуазии. С укреплением монархии дворяне, не довольствуясь тем, что за счет народа им была выплачена огромная компенсация за отобранное революцией имущество (свыше 1 млрд. фр.) пытались оттеснить буржуазию от власти.
Бурбоны путем террора стремились восстановить прежний абсолютистский порядок. Эта попытка закончилась для монарха полным крахом. В результате революции 1830 г. легитимная монархия исчезла. Карл X едва успел спастись от гнева восставшего народа.
В результате революции 1830 г. королем стал Луи Филипп Орлеанский - из младшей ветви династии Бурбонов. Хартия 1830 г. расширила полномочия палат, особенно в области законодательства. Был уменьшен имущественный ценз для тех, кто баллотировался в парламент, для выборщиков - в нижнюю палату. Король не мог издавать законы помимо парламента, хотя за ним сохранялось право внесения законопроектов. Наследственное звание пэров отменялось. Права католической церкви ограничивались. В целом механизм государства остался прежний, несколько изменился лишь политический режим. После революции 1830 г. Франция обрела только внешние признаки парламентарной монархии. Дворянство отошло на второй план. Власть окончательно сосредоточилась в руках буржуазии. Махинации финансовой аристократии с займами и ценными бумагами опустошили казну, а государство оказалось в долговой кабале. Не случайно парижскую фондовую биржу именовали притоном спекулянтов, чья триумфальная безнаказанность затмила подвиги каторжников.
Монополия банкиров в использовании власти и законов вызвала сильное недовольство промышленников и торговцев. В стране началось движение за избирательную реформу, и в первую очередь за снижение избирательного ценза. В ответ на это глава правительства Гизо цинично заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы будете избирателями».
Пролетариат перешел к более решительным действиям. Многие рабочие считали, что парламентская реформа поможет им добиться принятия жизненно важных декретов. Они боролись за республику нового типа, которая бы не только гарантировала широкие политические свободы, но и освободила от гнета, капитализма. В этом состояла особенность новой революционной ситуации, во время которой был популярен лозунг: «Даешь социальную республику!»
Всеобщее восстание рабочих Парижа в феврале 1848 г., переход на их сторону национальной гвардии означали конец монархии. Король отрекся от престола и бежал за границу. С криками «Долой торгашей! Да здравствует республика!» толпа парижан ворвалась во дворец, разбила все символы монархии. Королевский трон был торжественно сожжен на площади. Февральская буржуазно-демократическая революция 1848 г. установила Вторую республику.
Ведущую роль в революции сыграл пролетариат. В этом ее отличие от революции 1789 г. Под давлением рабочих правительство вынуждено было сделать ряд уступок: восстановило свободу слова, печати и собраний, амнистировало политических заключенных, ввело 10-часовой рабочий день и даже обещало гарантировать право на труд. Многие обещания рабочим остались на бумаге.
Захватив власть, буржуазные республиканцы повели наступление на своего бывшего союзника - рабочий класс. В июне 1848 г. пролетариат Парижа снова поднял восстание, которое было жестоко подавлено. По приказу военного министра Кавеньяка войска в течение четырех суток стреляли по участникам июньского восстания. Это была одна из первых организованных схваток буржуазии и пролетариата. «Социальную республику» утвердить не удалось.
Буржуазия тогда имела перевес, ее партии получили большинство в Учредительном собрании, 4 ноября 1848 г. вступила в силу новая Конституция Франции. Республика провозглашалась окончательной формой правления. Ее принципами были национальный суверенитет, свобода, равенство, братство. К основам общества относились: семья, собственность, труд, общественный порядок. В ст. 11 записано: «Всякая собственность неприкосновенна». Государственные должности признавались выборными и сменяемыми.
Разделение властей считалось первым условием существования свободного правительства. Законодательная власть переходила к однопалатному Национальному собранию. Провозглашались прямые, всеобщие выборы при тайном голосовании (возрастной ценз для мужчин - 21 год). Ценз оседлости сохранялся. Эти граждане имели активное избирательное право. Пассивным правом наделялись те, кто избирался в Национальное собрание (возрастной ценз - 25 лет). Избирательный корпус вырос с 240 тыс. до 9 млн. человек.
Приветствуя республику, избиратели шли на первые выборы как на праздник с мэрами и священниками, распевая «Марсельезу» и псалмы. В Национальное собрание впервые были избраны 26 рабочих.
Для предварительного рассмотрения законопроектов и контроля административных органов учреждался Государственный совет. Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому всеобщим голосованием сроком на 4 года. Президент был наделен широкими полномочиями. Его огромная власть представляла угрозу республиканскому режиму. Этим вскоре воспользовался Луи Бонапарт.
По своему содержанию Конституция являлась буржуазно-демократической. Однако, провозглашая свободу в общей форме, она упраздняла эту свободу в правилах ее осуществления. Спустя два года было отменено всеобщее избирательное право, уничтожена свобода собраний, ограничена свобода слова, школа поставлена под контроль католического духовенства. Правительство Франции, выполняя волю крупной буржуазии, постепенно ликвидировало республиканский режим.
Вскоре после вступления в силу Конституции 1848 г. были проведены выборы президента. Большинство голосов получил Луи Бонапарт, племянник Наполеона. Его поддержало крестьянство. В Бонапартах крестьяне видели тех, кто окончательно утвердил их право на землю, отнятую у помещиков. С помощью Луи Бонапарта они надеялись удержать свои наделы, добиться снижения налогов.
Испугавшись буржуазно-демократических революций, прокатившихся по Европе в середине XIX в., новых выступлений пролетариата, Бонапарту оказали поддержку также крупная финансовая буржуазия и католическая церковь. Бонапарт попытался сразу восстановить империю, однако натолкнулся на сопротивление членов Законодательного корпуса. В 1848-1851 гг. против крупной буржуазии и ее правительства сложился мощный блок левых сил во главе с пролетариатом. На дополнительных выборах в парламент 10 марта левые силы добились значительного успеха. В ответ на это Законодательное собрание отменило всеобщее избирательное право, ввело ценз оседлости.
Используя недовольство масс, Луи Бонапарт с помощью армии 2 декабря 1851 г. захватил столицу, распустил парламент, обвинив его в заговоре против республики. Для маскировки единовластья объявлялось восстановление всеобщего избирательного права. 14 января 1852 г. за несколько часов была написана и вступила в силу новая конституция. Вся полнота власти переходила к президенту, избираемому на 10 лет. Сделан был еще один шаг к установлению империи. После проведения плебисцита, 2 декабря 1852 г., Бонапарт объявил себя императором под именем Наполеона III. Империя выражала интересы крупной буржуазии, особенно финансовой, а также дельцов, заинтересованных в захвате новых колоний. По форме правления бонапартизм есть форма правления, которая рождается из контрреволюционности буржуазии. Возникнув в период подъема революции, бонапартистская монархия вынуждена была лавировать. Она опиралась на армию и ее реакционные элементы. Империя не могла сохранить господство буржуазии только штыками и репрессиями, поэтому она прибегала к обману народных масс, давала пролетариату мелкие подачки, ложные обещания, маскировала свой реакционный политический режим конституционным прикрытием.
В первый период империи существовал режим авторитарной власти. Парламентские учреждения сохранились, но их роль была чисто декларативной. Заседания Законодательного корпуса, сената, и особенно Государственного совета, проводились негласно, отчеты о заседаниях не публиковались. В руках императора сосредоточивалась вся полнота власти. Фактически же страной правила группа политических и финансовых авантюристов во главе с Луи Бонапартом.
Буржуазно-демократические свободы отменялись, республиканцы подвергались преследованиям, местное самоуправление ставилось в полную зависимость от центра. На выборах депутатов местные власти обязывались поддерживать «официальных кандидатов». Под бдительным оком полиции и церкви проводились плебисциты, которые являлись карикатурой на всенародное голосование. Свободы печати почти не существовало, цензура свирепствовала.
За населением была учреждена слежка, контроль, полиции, духовенства, школьных учителей. Военно-полицейский бюрократический режим охватывал почти все стороны социальной жизни. «Они удушили народ, заткнули рот свободе, обесчестили знания, попирают ногами народ и очень счастливы!» - писал находившийся в эмиграции Виктор Гюго,
Торгово-промышленная буржуазия терпела Луи Бонапарта до тех пор, пока отмечался экономический подъем. Положение изменилось в начале 60-х годов. Кризис перепроизводства, безработица, скандальные провалы в области внешней политики разрушили основу прежнего авторитета императора.
Во второй период так называемой «либеральной» монархии Бонапарт вынужден был лавировать, даже пытался выдать себя за друга бедных. Формально рабочие могли обсуждать на своих собраниях политические вопросы. Однако в любой момент по приказу присутствующего полицейского комиссара собрание могло быть закрыто. Законодательному собранию и сенату разрешалось публиковать отчеты о заседаниях. Все это мало помогало правительству, влияние республиканцев возрастало. Уже на выборах в 1863 г. оппозиция собрала 2 млн. из 7 млн. голосов. Испугавшись январской демонстрации, в которой участвовало более 200 тыс. человек, Бонапарт в апреле 1870 г. издал еще одну конституцию. Она расширила права парламента и установила ограниченную ответственность министров перед ним. Однако дни империи были сочтены. Ее социальная база резко сужалась. В мае начались схватки рабочих с полицией, на улицах Парижа снова появились баррикады.
Чтобы поправить положение, приостановить катастрофическое падение своего авторитета, «Наполеон Малый» прибегнул к крайнему средству - к войне, хотя сам повторял не раз: «Империя - это мир». Спор о престолонаследии в Испании, ловко использованный Бисмарком, дал Наполеону желанный повод начать войну. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. 1 сентября под Седаном Луи Бонапарт потерпел поражение. Стотысячная армия вместе с пим сдалась в плен.
Восставший народ Парижа 4 сентября ворвался в парламент и принудил Законодательное собрание объявить о низложении императора и потребовал провозгласить республику. Было сформировано правительство «национальной обороны» во главе с военным губернатором Трошю, получившее позднее название «правительства национальной измены».
Разгром под Седаном поставил Францию на грань национальной катастрофы. Пруссаки заняли большую часть ее территории и на короткое время оккупировали некоторые районы Парижа. Избранное 8 февраля 1871 г. Национальное собрание состояло из скрытых и явных монархистов. Главой правительства собрание назначило монархиста Тьера. Крупная буржуазия больше опасалась вооруженных рабочих, чем Бисмарка. По условиям предварительного мира Франция обязалась выплатить Пруссии огромную контрибуцию в 5 млрд. фр., Эльзас и Лотарингия отошли к Пруссии.
На защиту столицы выступили рабочие, передовая интеллигенция, мелкие буржуа. В сентябре 1870 г. в Париже было сформировано 215 батальонов национальной гвардии, тогда же возникла массовая политическая организация - Республиканская федерация национальной гвардии Сены. Обстановка в Париже была предреволюционной. Тогда А. Тьер решил силой оружия разогнать национальную гвардию, арестовать ее Центральный комитет, подписать окончательный мир с Бисмарком, а затем восстановить монархию. Ночью 18 марта 1871 г. правительственные войска успели захватить почти всю артиллерию национальной гвардии, расположенную на высотах Монмартра. По тревоге поднялся народ Парижа. Вскоре почти вся дивизия версальцев перешла на сторону восставших рабочих. Так, в результате народного восстания возникла Парижская коммуна - первое в мире пролетарское государство, орган диктатуры рабочего класса. Она просуществовала 72 дня.
28 мая 1871 г. версальцы заняли Париж. 22 трибунала беспрерывно днем и ночью выносили обвинительные приговоры коммунарам. Испытав страх перед революцией пролетариата, крупная буржуазия стремилась создать сильную централизованную власть.
В такой обстановке решался вопрос о форме правления Франции. Национальное собрание состояло в основном: из сторонников монархии, «реакционной деревенщины», которые, однако, не представляли монолитную группу. Часть депутатов монархистов добивалась реставрации власти королей из династии Бурбонов (легитимисты), другие выступали за восстановление на престоле наследников Луи Филиппа (орлеанисты), третьи действовали в интересах родственников Наполеона. Спор о форме правления затянулся до начала 1875 г.
Сторонники республики в собрании первое время были в явном меньшинстве. Однако подавляющая часть рабочих, мелкой буржуазии, фермеры уже отвернулись от монархии. Даже Тьер понимал невозможность восстановления монархии. Его лозунгом было: «Республика без республиканцев».
На рассвете 30 января 1875 г. большинством в один голос собрание приняло предложение университетского преподавателя Валлона, которое косвенно признавало Францию республикой.
Конституция Третьей французской республики состояла из трех органических законов. Первый из них назывался законом об организации государственных властей, он вступил в силу 25 февраля 1875 г. Закон установил, что законодательная власть осуществляется палатой депутатов и сенатом. Нижняя палата должна была формироваться на основе всеобщего избирательного права. Фактически право участвовать в избрании депутатов получили не все. Не имели права голосовать женщины и те, кто жил в данной местности менее полугода. Выборы проходили, как правило, в два тура. Действовала мажоритарная система голосования: в первом туре абсолютного большинства, во втором туре - относительного. В палате депутатов часто имели мандаты те, против кого голосовало большинство избирателей округа.
В полномочия палаты депутатов входило принятие законов и бюджета. Правительство несло ответственность перед национальным собранием. В случае вотума недоверия оно должно было немедленно уйти в отставку.
В сенат входило 300 членов, из которых 75 избирались палатой депутатов пожизненно, остальные - департаментами. Закон об организации сената (24 февраля 1875 г.) установил, что сенат может преобразовываться в Верховный суд над президентом, министрами, может разбирать дела о посягательстве на безопасность государства. Как и палата депутатов, сенат обладал законодательной инициативой, фактически он был призван играть роль сдерживающего органа по отношению к нижней палате. Спустя девять лет институт пожизненных сенаторов был заменен выборными.
Обе палаты в совокупности составляли парламент. К его компетенции относились принятие законов, избрание президента, контроль за деятельностью правительства. Принятый закон требовал идентичных формулировок обеих палат, если была разница в тексте, прибегали к повторному голосованию до их полного единообразия (способ «челнока»).
В законе об отношениях государственных властей от 16 июля 1875 г. подробно записаны полномочия президента. Он избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на семь лет, мог переизбираться на следующий срок. Президент имел право законодательной инициативы, являлся командующим армией, назначал и смещал чиновников, осуществлял функции; главы государства. Кроме того, он мог с согласия сената распустить палату депутатов или отложить ее заседания. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра (контрассигнатура). Президент не мог выступить в палатах, а должен был сноситься с ними через министров или посредством посланий.
Довольно широкими полномочиями президент обладал при заключении и ратификации международных договоров, в том числе тайных. Однако без согласия палат не разрешалось объявлять войну. Законы не содержали каких-либо указаний о составе и компетенции совета министров. Формально министры являлись чиновниками президента. Высший суд мог привлечь президента к ответственности, но только за измену.
Органические законы 1875 г. были известным достижением по сравнению с Конституцией второй империи хотя бы потому, что они оформили республиканский строй. Но так как законы принимались республиканцами-консерваторами при отчаянном сопротивлении монархистов, то в них ничего не говорится о суверенитете народа, о правах человека и гражданина.
В 80-х годах республиканцы добились того, что президент постепенно был оттеснен от выполнения важных полномочий, а реальная власть перешла к совету министров.