Конспект лекций по предмету "История государства и права зарубежных стран"


Конституционное развитие США в ХХ в

В начале XX в. в конституцию США были внесены поправки, ряд которых существенно повлияли на изменения в политической системе страны. Так в 1913 г. 17-я поправка изменяла порядок выборов сенаторов. Сенаторы стали избираться не легислатурами штатов, а непосредственно избирателями. После первой мировой войны в Конституцию США было внесено несколько дополнений, которые в совокупности называются третьим циклом поправок. 18-я поправка (вступила в силу в 1919 г.) запретила производство, продажу спиртных напитков, ввела «сухой закон». 19-я (1920 г.) предоставила избирательное право женщинам. Она гласила: «Право голоса граждан Соединенных штатов не должно умаляться … по признаку пола». Однако конкретные нормы применения этого права по-прежнему оставались за штатами. 20-я (1933 г.) установила, что после выборов полномочия конгресса начинаются не с марта, а с 3 января, президента - с 20 января. 21-я (1933г.) отменила «сухой закон», 22-я (1951 г.) запретила избрание на пост президента одного и того же лица более двух раз. «Ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза». В 1957 г. был принят Закон о гражданских правах, который закрепил гарантии избирательных прав цветного населения. Новый закон о гражданских правах (1964 г.) признавал противозаконной любую дискриминацию американских граждан «на основании расы, цвета кожи, религии, пола или национальной принадлежности». 23-я (1961 г.) предоставила гражданам федерального округа Колумбия право участвовать в избрании президента и вице-президента. 24-я (1964 г.) отменила взимание избирательного налога при выборах федеральных органов. 25-я (1967 г.), принятая после убийства президента Дж. Кеннеди, определяла порядок отправления обязанностей главы государства в случае его внезапной смерти или недееспособности, 26-я (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет, а 27-я (1992 г.) поправка установила, что решение конгрессменов об увеличении своего вознаграждения вступают в силу со следующего созыва конгресса.
В период между двумя мировыми войнами структура и компетенция конгресса существенно не изменялась. Согласно акту о перераспределении мест в конгрессе 1929 г. запрещалось увеличивать число мест в палате представителей в зависимости от роста населения. Общее число депутатов не должно превышать 435 человек. Перераспределение мест следовало производить раз в 10 лет. Эта мера имела своей целью сократить представительство от быстрорастущих промышленных районов.
Конгресс, особенно палата представителей, испытывал растущую силу исполнительной власти. В 1921 г. составление бюджета перешло из ведения нижней палаты конгресса в Бюро бюджета. Все большую часть своего времени палаты отводили рассмотрению предложений президента.
В самом конгрессе росло число постоянных комитетов. Если в период первого конгресса их было 3, то в 1945 г.- больше 100. Раздробленность законодательного процесса между массой комитетов была выгодна, прежде всего, крупным финансовым кругам.
Акт о реорганизации легислатуры 1946 г. уменьшил число комитетов в палате представителей до 19, а в сенате до 15. Вместе с тем судьба многих законопроектов фактически предрешалась в комитетах по ассигнованиям и вооруженным силам. Через лоббистов (4) монополии могли более успешно, чем прежде, добиваться принятия выгодных им законов.
Несмотря на закон 1917 г. об ограничении прений в сенате, практика флибустьерства применялась. Один из сенаторов в 1944 г. говорил два дня. Этим пользовались чаще реакционеры из южных штатов.
Отмечается тесное согласование деятельности комитетов конгресса с соответствующими министерствами. Судьба любого билля в огромной степени зависела от решения комитета. Таким образом, центр законодательной деятельности стал постепенно перемещаться из палат конгресса в комитеты.
Возросло значение комитетов по вопросам процедуры и роль руководителей палат. На эту должность назначались опытные политиканы, досконально изучившие правила процедуры. Так, спикером (9) палаты представителей около 40 лет был С. Рейберн. Он состоял ее членом с 1913 по 1961 г. Закон 1910 г. отнял у спикера право единолично, назначать председателей комитетов палаты, по это отнюдь не уменьшило его роль как главного должностного лица палаты представителей. Спикер и вице-президент, председательствующий в сенате, стали совмещать официальные и партийные полномочия, т.е. кроме выполнения обязанностей по руководству работой палат они являлись лидерами своих фракций в палатах.
Следовательно, деятельность конгресса стала все больше зависеть от небольшой группы лиц: руководителей палат, председателей трех-четырех важнейших комитетов. Именно через нее конгресс проводил угодные монополиям законы.
Требования передовой общественности заставили конгресс издать в 1946 г. закон, который ограничил деятельность лоббистов. От них стали требовать ежеквартальные отчеты с указанием о пожертвованиях (кому, сколько). Несоблюдение акта влекло штраф в 5 тыс. долларов, год тюремного заключения и запрет заниматься лоббизмом в течение трех лет. Если осужденный снова занимался запрещенной практикой, санкция усиливалась (штраф 80 тыс. долларов и 5 лет тюремного заключения).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.