Контрреформы 1880-1890 гг.
Логическим продолжением реформ 60-70-х гг. XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х гг. министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Он категорически отрицал идеи парламентаризма, заключавшиеся в создании представительного учреждения, но считал целесообразным привлечение к участию в решении государственных вопросов на заседаниях Государственного совета представителей местного дворянства, земств и городских верхов, однако не в качестве выборных народных представителей, а лишь экспертов, т.е. сведущих лиц. Эти эксперты могли принимать участие в обсуждениях, высказывая свои мнения, но не имели права голоса. Царь Александр II вначале категорически отрицал идеи конституционной монархии, но затем согласился на рассмотрение некоторых проектов. В частности, проект Лорис-Меликова был вынесен на обсуждение в Государственный совет, но после убийства Александра II народниками был отклонен. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия”. Либеральные министры были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакции во внутренней политике.
Царствование Александра III (1881-1894 гг.) вошло в историю как время “контрреформ”. Александр III принял решительные меры по изменению внутриполитического курса. Он считал, что причины кризиса не в самодержавии, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. По его мнению, реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения. Поэтому была сформулирована цель новой внутренней политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета, а для этого необходимо подавление и искоренение “крамолы”, пересмотр законов и учреждений, появившихся в эпоху реформ.
Абсолютизм в России сохранился, царь, как и прежде, обладал всей полнотой власти. Продолжал функционировать Государственный совет как законосовещательный орган. В связи с тем, что Комитет министров не стал справляться с новыми задачами, в 1861 г. создается новый центральный орган государственного управления - Совет Министров. Комитет министров сохранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Совету Министров поручалось рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, ряд других лиц. Председателем Совета Министров был сам царь.
Совет Министров вначале собирался часто, затем постепенно прекращает свою деятельность, особенно в 80-е годы. В это же время ослабевает значение Государственного совета. Он стал громоздким по количеству органом (до 72 человек). Законопроекты рассматривались им медленно. Кроме того, в нем начинают появляться некоторые элементы оппозиционности. Члены Государственного совета назначались пожизненно и вели себя относительно независимо. Некоторые законопроекты царь утверждал, опираясь на мнение меньшинства, а не большинства. Так, например, было с законом о земских начальниках 1889 г., который отклонило большинство членов Государственного совета.
Александр III при решении большинства государственных вопросов опирался на Комитет министров, который и становится в это время основным совещательным органом.
До 80-х годов сохранялась в полном составе канцелярия царя. В дальнейшем остается только одно первое отделение, остальные упраздняются. Первое отделение усиливает контроль за личным составом чиновничества, которое продолжает количественно возрастать.
Как и прежде, высшим судебным органом страны являлся Сенат. Александр III стремился изменить его состав путем назначения в этот орган своих приближенных, не считаясь с тем, в какой мере они способны работать в этой области. Так, он назначил туда генерала, бывшего управляющего конюшенным хозяйством, чем вызвал крайнее недовольство сенаторов.
Сенат постепенно становится учреждением, в которое назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления (по старости и болезни) высшие и средние чиновники.
Сенат все в большей степени превращался в учреждение, которое выполняло только судебные функции. Он практически потерял значение органа государственного управления, хотя формально продолжал считаться учреждением, которое наблюдало за деятельностью министерств и ведомств и издавало некоторые акты управленческого характера.
Практически реализация контрреформы сводились к следующему. В соответствии с “Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия” (1881 г.) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение, местные власти могли арестовывать “подозрительных лиц”, без суда и следствия ссылать их на срок до 5 лет, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.
В 1882 г. “Временные правила о печати” усилили карательную цензуру. Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, повысил плату за обучение, ужесточил административный контроль. По “циркуляру о кухаркиных детях” (1887 г.) ограничен доступ в гимназии детям не из дворянских семей.
Изменения консервативного характера вносились в судебную систему: Подрыв основных положений Судебных уставов нашел отражение уже в законе от 19 мая 1871 г., который предоставил чинам корпуса жандармов большие права на ведение дознаний по делам о политических преступлениях. Судебные следователи фактически потеряли право вести следствие по государственным преступлениям. Расследование полностью оказалось в руках жандармерии.
В 1872 г. вступил в действие закон об изменении подсудности по государственным преступлениям. Даже судебные палаты с сословными представителями оказались ненадежными, с точки зрения самодержавия, для рассмотрения дел о государственных преступлениях. Отныне дела этой категории доверяли только Особому присутствию Правительствующего Сената, который рассматривал их в составе первоприсутствующего (председатель) и пяти сенаторов с участием четырех сословных представителей. Члены суда и сословные представители ежегодно назначались указами царя.
Двери Особого присутствия Правительствующего Сената могли закрываться для публики по усмотрению суда. Чаще применялся другой метод. Процесс являлся открытым, но из-за малого помещения фактически ограничивался допуск публики. Свободные места заполнялись переодетыми жандармами, которые изображали публику.
Передача всех дел о государственных преступлениях в Особое присутствие Правительствующего Сената привела к тому, что вскоре обнаружилась невозможность для этого органа рассматривать огромное количество дел, возникающих в стране.
В мае 1878 г. последовало расширение подсудности судебных палат, которым предоставлялось вновь право рассматривать уголовные дела о государственных преступлениях - средние и мелкие. Закон предусматривал следующие судебные органы, которые могли рассматривать эти дела: 1) судебные палаты в обычном составе без участия сословных представителей; 2) судебные палаты в усиленном составе (5 членов суда и 3 сословных представителя); 3) наиболее крупные и важные дела оставались за Особым присутствием Правительствующего Сената; 4) некоторые особо важные дела поручались в особом порядке Верховному уголовному суду, который создавался каждый раз по конкретному делу специальным указом царя.
Законом, принятым в мае 1878 г., ограничивалась подсудность окружных судов с присяжными, многие должностные преступления передавались судебным палатам.
Реакционные помещики добивались упразднения мировых судов, стремясь вернуть, хотя бы частично, свою власть над крестьянами. Они требовали установления надзора за крестьянским самоуправлением и деятельностью волостных судов. В 1889 г. вступил в силу реакционный закон о земских начальниках. Мировые суды упразднялись везде, кроме Петербурга, Москвы, Одессы. Дела, подсудные ранее мировым судам, рассматривали земские начальники, которые кроме судебных выполняли и другие функции. Нарушался важный принцип Судебных уставов - отделение суда от администрации.
Земские начальники не выбирались, а назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов из лиц, которые не менее трех лет были предводителями дворянства, имели высшее образование или прослужили не менее 3 лет на должностях, близких к судебным. Следовательно, ими могли быть наиболее реакционные дворяне из числа предводителей дворянства. Кроме судебных они выполняли полицейские функции, осуществляли надзор за крестьянским самоуправлением, утверждали волостных судей.
По земской контрреформе (1890 г.) при выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для горожан ценз увеличивался, а списки гласных от крестьян утверждались губернатором. Городское положение 1892 г. исключало из состава избирателей приказчиков и мелких торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости. Городское самоуправление попадало под контроль правительства.
В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую самобытность. Ужесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания. Политика контрреформ, в конечном итоге, была направлена на усиление власти дворянства на местах и отказ от либеральных преобразований, что замедлило процесс экономического и социального развития России.