Конспект лекций по предмету "История отечественного государства и права"


Революция 1905-1907 гг. Причины. Итоги

Революция 1905-1907 гг. Причины. Итоги
Причины революции заключались в экономическом и социально-политическом строе России, феодальных пережитках, тормозивших развитие общества. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение крупного помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации рабочих, полное политическое бесправие и отсутствие политических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - все это привело к революционным событиям. Ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900-1903 гг. и русско-японская война ускорили развитие революции.
Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократической республики; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов; признание прав рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; установление равенства народов России.
В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие, учащиеся. Это придавало революции общенародный характер. А по целям и составу участников - буржуазно-демократический.
В ходе революции сложилось три политических лагеря: 1. дворяне-помещики и промонархически настроенная часть общества - выступали за скорейшее подавление революции и укрепление самодержавия; 2. либеральная буржуазия - выступала за буржуазно-демократические реформы; 3. революционеры - добивались свержения самодержавия и социалистического переустройства общества. Интересы либеральной буржуазии и революционеров частично совпадали, хотя даже среди революционеров имелись значительные разногласия. Так большевики делали ставку на пролетариат в союзе с крестьянством, меньшевики главной движущей силой считали буржуазию, а эсеры - крестьянство.
Революция в своем развитии прошла три этапа:
1. Январь 1905 - начало осени 1905 г. Шел подъем революции, ознаменовавшийся такими событиями, как расстрел мирной демонстрации 9 января в Петербурге (“Кровавое воскресенье”), весенне-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку, создание и деятельность первого совета уполномоченных депутатов в Иваново-Вознесенске, восстание на броненосце “Князь Потемкин-Таврический”, создание Крестьянского союза. Под давлением этих событий правительство пошло на первую уступку и обещало созвать Государственную Думу, проект закона о ней был разработан Булыгиным.
2. Высший подъем революции. В начале октября 1905 г. страну потрясла всеобщая Всероссийская политическая стачка. Она началась в Москве с забастовки железнодорожников, затем охватила Петербург, а вскоре и всю страну. Прекратили работу заводы и учреждения, забастовали врачи, актеры, музыканты, приказчики, учителя. Всего бастовало около 2 млн. человек. В ряде мест были созданы советы рабочих, ставшие альтернативными органами управления. Происходили столкновения с полицией и войсками. В Одессе, Харькове и Екатеринославе шли баррикадные бои. Но для установления военной диктатуры у самодержавия не было надежных войск. Сложилось равновесие революционных и контрреволюционных сил.
В правительстве победила точка зрения С.Ю. Витте: предоставить народу конституционные гарантии, что позволит расколоть революционный лагерь. Витте подготовил проект Манифеста “Об усовершенствовании государственного порядка”, подписанный Николаем II 17 октября 1905 г. Манифест даровал гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов; расширил круг избирателей в Думу: избирательные права получили рабочие, интеллигенция, лица свободных профессий; Дума получила законодательные права: без ее одобрения закон не мог вступить в силу.
Манифест явился вторым шагом после реформ 1860-1870-х гг. на пути преобразования самодержавия в конституционную монархию. Вместе с тем, он внес раскол в оппозиционный правительству лагерь. Либералы считали, что задачи революции выполнены и призывали прекратить борьбу и возложить надежды на парламент. Большинство меньшевиков и эсеров были убеждены, что Россия приблизилась к конституционному строю и все усилия следует направить на обеспечение выполнения правительственных обещаний. Большевики призывали продолжить борьбу, оценивая Манифест как первую победу революции. У значительной части рабочих и интеллигенции Манифест вызвал конституционные надежды и революционное движение стало терять свою массовость.
Декабрь 1905 г. стал месяцем стачек и вооруженных восстаний в Москве, Харькове, Чите и ряде других крупных городов.
3. Январь 1906 - 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Основные события - стачки и забастовки рабочих в различных районах страны, значительный всплеск крестьянских выступлений летом 1906 г., восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге, национально-освободительное движение в Польше, Финляндии, Прибалтике. В этот период действовали I и II Государственные Думы. Разгон II Государственной Думы 3 июня 1907 г. и принятие нового избирательного закона без согласия Думы означали окончание революции и ее поражение.
Причины поражения революции заключались в том, что в стране окончательно не сложились условия для победы революционных сил. После издания Манифеста 17 октября 1905 г. произошел раскол среди оппозиционных самодержавию сил. Революционные партии не смогли возглавить массы, пролетариат и крестьянство не имели достаточного опыта и их выступления не были согласованными. Армия в целом оставалась на стороне самодержавия. Царизм получил значительную помощь из-за рубежа. Хотя революция окончилась поражением, она значительно изменила жизнь страны. Царизм был вынужден пойти на уступки, разделить власть с Думой, были созданы политические партии, профсоюзы, общественные организации, были отменены выкупные платежи и несколько улучшены условия труда рабочих, появились некоторые, хотя и весьма ограниченные демократические свободы. Форма в России установилась конституционная монархия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.