Конспект лекций по предмету "История отечественного государства и права"


Государственная деятельность Петра I.

Государственная деятельность Петра I.
В истории любой страны есть личности, безусловно, известные каждому жителю. В России такой знаковой личностью является Петр I, названный Великим. В отличие от отца и деда, которые не обладали особенными дарованиями и силой воли, Петр, как и его сводная сестра Софья, отличались умом, энергией и честолюбием. После смерти брата царя Федора Алексеевича (27 апреля, 1682) Софья Алексеевна приняла активное участие в борьбе придворных партий, т.к. была недовольна избранием на царский престол 10-летнего Петра I. Воспользовавшись Московским восстанием 1682, партия Милославских захватила власть. «Первым» из царей был провозглашен Иван V Алексеевич, а Софья Алексеевна - регентшей при обоих царях. Она фактически возглавила правительство, опираясь на В.В. Голицына, Ф.Л. Шакловитого и др. Осенью 1682 с помощью дворянского войска правительство Софьи Алексеевны, находившееся в Троице-Сергиевом монастыре, подавило восстание в Москве. В годы её правления были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян, усилилось преследование раскольников. В 1687 г. была основана Славяно-греко-латинская академия. В области внешней политики правительство Софьи Алексеевны «подтвердило» мир со Швецией, заключило «вечный мир» с Польшей в 1686, мирный Нерчинский договор 1689 с Китаем. Россия приняла участие в союзе ряда европейских государств против Турции, следствием чего явились Крымские походы 1687 и 1689 гг. В 1689 г. произошел разрыв между Софьей Алексеевной и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу. Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 г. сторонники намеревались «выкликнуть» ее на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, где она и умерла. Петр I был сильной личностью, очевидно переняв родовые черты своего прадеда - отца первого из рода Романовых Филарета. Все биографы Петра отмечают его незаурядность, а в памяти людей, видевших его, он оставил глубокий след. Все в нем необычно: огромный рост, манера поведения, разносторонние способности и интересы, множество симпатичных и отвратительных черт характера.
Со смертью Ивана в 1696 г. Петр стал единоличным правителем и начал ломку отживших устоев. Главными задачами для России стали борьба против экономической изоляции и расширения контактов с Европой. Для этого были необходимы выходы к Черному и Балтийскому морям. Решить эти задачи предстояло Петру I.
По мнению историков, Петр I «действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаимствованы из предшествующего периода - все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Новой России. Имел ли царь стройный план реформ (что маловероятно) или представлял себе лишь смутный образ будущего состояния реформируемого государства, приобретающий краски и наполняющийся лишь по мере движения вперед, - для нас сегодня не так важно. Важнее, что в личности Петра преобразователь и преобразования встретились; царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводником перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину».
Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стало участие Петра в «великом посольстве» 1697 - 1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада. Однако пребывание за границей пришлось срочно прервать, так как в Москве вновь взбунтовались стрельцы. К его возвращению бунт был подавлен. Но по инициативе Петра началось новое расследование. Было обезглавлено, повешено и четвертовано 799 стрельцов, их трупы не убирали в течение пяти месяцев. Этим шагом Петр психологически сломил возможное сопротивление его будущим деянием.
Еще до вступления Петра на престол в стране были созданы предпосылки реформ. К ним можно отнести:
1. Активизацию внешнеполитической и дипломатической деятельности
2. Развитие торговли, принятие «Уставной таможенной грамоты» (1653 г.) и «Новоторгового устава»(1667 г.)
3. Реформирование налоговой и финансовой системы
4. Переход от мелкотоварного производства к мануфактуре
5. Абсолютизация верховной власти, включение в титул царя термина «самодержец»
6. Оформление общероссийского законодательства - принятие Соборного Уложения 1649 г. - с учетом европейского законодательства, Литовского статута.
7. Совершенствование вооруженных сил
8. Размежевание общества под влиянием церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.
На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились они в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
Следует отметить, что реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав. Главным инструментом проведения реформ было осознано применяемое насилие.
Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других. В целом, процесс реформирования страны был связан с внешним фактором - необходимостью выхода России к морям и с внутренним - процессом модернизации страны.
Петр из 36 лет царствования 28 лет воевал. Изучение реформаторской деятельности следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа - ее начальным моментом». Ко времени похода на Азов (1695-1696 гг.) Петр уже сформировал Преображенский и Семеновский полки, перекомплектовал Бутырский и Лефортовский. Неудача похода привела к мысли о слабой эффективности дворянского ополчения. После стрелецкого бунта 1698 г. были расформированы стрелецкие полки.
Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Ранее существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства. Рекрутские наборы вводились с 1699 г., а с 1705 г. их стали проводить ежегодно. Служба составляла 25 лет. Наборы осуществлялись от 20, затем от 100 дворов (мужчины от 17 до 32 лет). В 1725 г. в русской армии служило уже 200 тыс. человек, составивших 126 полков. Сюда следует прибавить еще 100 тысяч казачьей конницы.
Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Основной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Была разработана система военных учений согласно новым принципам ведения боя. В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для поддержания которой широко применялись телесные наказания. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Было разработано новое военное законодательство (1716 г. - Устав воинский, 1720 г. - Устав морской.) Артикул воинский (1715) определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний.
Составной частью военных реформ была подготовка кадрового офицерского состава в стране и за рубежом. В 1701 г. была открыта Навигацкая школа, в 1712 - Артиллерийская, в 1712, 1719 гг. - Инженерная школа. В ходе реформ были созданы военно-административные органы и механизм управления армией и флотом - Военный и Адмиралтейский приказы (с 1717 г. - Коллегии), Артиллерийская и Провиантская канцелярии. Была также проведена унификация обмундирования и вооружения, введены новые принципы расквартирования и содержания армии.
В целом, военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне. К концу царствования Петра I Россия имела уже 48 линейных кораблей и 800 галер.
Экономические преобразования определялись политикой протекционизма Протекционизм (от латинского protectio - защита, покровительство)- часть государственной экономической политики направленной на обеспечение преобладания продукции отечественной промышленности на внутреннем рынке посредством ее ограждения от иностранной конкуренции таможенными пошлинами, а также на поощрение экспорта промышленных товаров.
В России протекционизм впервые возник при Петре I. Высокая таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности и меркантилизма. Меркантилизм (от латинского mercor - покупаю) - экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью увеличения экономической и военно-политической мощи государства, в первую очередь для накопления в стране фискальных органах денег. Возникновение как политики, так и теории меркантилизма было обусловлено - новым этапом экономического развития европейских стран - ростом товарного производства, развитием торгового капитала, зарождением капитализма, государство стремилось использовать открывшиеся в новых экономических условия возможности получения новых доходов и развивать экономику всей страны в направлении, выгодном дворянству и купечеству. Сторонники меркантилизма предлагали проведение различных мероприятий по развитию экономики страны направленных на создание активного внешне торгового баланса. Политика меркантилизма проявлялась в поощрении развития промышленности, особенно мануфактурной, путем предоставления материальной помощи, проведения различных мероприятий, нередко принудительных, для обеспечения ее дешевой рабочей сило, в поддержке экспансии торгового капитала, в развитии мореплавания флота, в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. Реформы в экономике России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику. Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:
- Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке - грабли;
- вводились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота - молочные коровы и овцы-мериносы;
- предприняты первые попытки государственной охраны лесов.
Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было создано около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы. Однако в России не был создан новый капиталистический уклад в экономике.
Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремесленники во главе с избранным старостой были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.
В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки - Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей - главного в это время вида транспорта. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва - Волга.
«Деньги - суть артерии войны», - говорил Петр I. B его финансовой политике наиболее ярко отразились интересы тоталитарного государства. По некоторым данным, сумма сборов при Петре I увеличилась в четыре-пять раз. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Специальными «прибылыциками» во главе с А. Курбатовым выискивались всё новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, конская и др. подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы». Немалые доходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра. Таким образом, поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной подати, заменившей подворное обложение. Петр I стремился, чтобы ни одна душа не ускользнула от обложения. С 1718 г была объявлена перепись населения и все население мужского пола (включая холопов) было обложено подушной податью (74 коп). Сначала вычислили, сколько денег нужно на содержание армии, затем число платежных душ. Поделив одно на другое, получили необходимую сумму.
В результате, во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян. Во-вторых, податная реформа стала важным этапом крепостного права в России, распространила его и на те слои населения, которые ранее были свободными («гулящие люди»), либо могли обрести свободу после смерти господина (кабальные холопы). В-третьих, вводилась паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения.
По сложившейся практике местные власти не имели права облагать население налогами и сборами без ведома Сената. Возникла система строго фиксированного государственного жалованья из бюджета. Бюджет не имел внешнего долга, но строился на такой эксплуатации населения, какой история России еще не знала. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления - бунт стрельцов в Астрахани (1705- 1706), восстание казачества на Дону (под руководством Кондратия Булавина (1707-1708)), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.
Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появились Навигатская и Артеллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), «Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковнославянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах. Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера - первый отечественный естественно-исторический музей.
С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии.
Происходила коренная ломка всех, традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».
Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра Великого стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война со Швецией (1700-1721), закончившаяся в 1721 г. принятием Ништадского мира. Территориальные приобретения России были значительны: Латвия, Эстония, побережье Финского залива, часть Карелии, ряд островов на Балтийском море. За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.
Восточное направление внешней политики также занимало немалое место в планах императора. В 1722-1723 гг. был совершен Персидский поход (в Закавказье), в результате которого получила западный берег Каспийского моря с городами Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможно из-за вступления в войну Турции. Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружественных связей и сотрудничества между народами России и Закавказья, в борьбе против Турецкой агрессии.
Оценивая петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:
1. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.
2. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.
3. Мощный отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя.
4. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII веке в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу.
5. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податной нажим на население.
Несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I - немногий из царей, кто по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр I Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля. Но какой ценой были достигнуты эти результаты? Многие исследователи считают, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.